Лекция: Билет 20.

Вопрос 1( Положение СССР в 60-х – 80-х)

Отставка с руководящих партийных и государственных постов Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. была, как показало последующее двадцатилетие, важной вехой в советской истории. Эпоха «оттепели», энергичного, хотя зачастую и непродуманного реформирования, сменилась временем, отмеченным печатью консерватизма, стабильности, отступления к прежним порядкам (частичного, не по всем направлениям). Полного возврата к сталинизму не произошло: партийно-государственное руководство, не скрывавшее симпатий к сталинским временам, не хотело повторения репрессий и чисток, угрожавших его собственному благополучию. Да и объективно ситуация в середине 60-х гг. была совершенно не похожа на ситуацию 30-х гг. Мобилизация ресурсов, сверхцентрализация управления, внеэкономическое принуждение были бесполезны при решении задач, которые ставила перед обществом научно-техническая, а позднее и технологическая революция.

 

Эти обстоятельства учитывала начатая в 1965 г. экономическая реформа, разработка и реализация которой была связана с именем Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. Замысел состоял в том, чтобы обновить хозяйственный механизм, расширить самостоятельность предприятий, ввести в действие материальные стимулы, административное регулирование дополнить экономическим. Уже замысел реформы был противоречив.

 

С одной стороны, предлагалось опереться на товарно-денежные отношения и экономические методы управления. Предприятия самостоятельно планировали темпы роста производительности труда, среднюю заработную плату, снижение себестоимости. В их распоряжении оставалась большая доля прибыли, которую можно было направлять на повышение заработной платы рабочим. Количество планируемых показателей, по которым оценивалась деятельность предприятий, снижалось, среди них появлялись такие, как прибыль, рентабельность, фонд заработной платы, объем реализованной продукции. С другой стороны, базовые конструкции командной системы реформа не демонтировала. Восстанавливался отраслевой принцип управления экономикой через министерства. Директивное планирование оставалось в силе, а оценивалась работа предприятий в конечном счете по показателям выполнения плановых заданий. Механизм ценообразования, несколько подкорректированный, по существу не изменился: цены устанавливались в административном порядке. Сохранилась старая система снабжения предприятий сырьем, машинами, оборудованием и пр.

 

Реформа дала неплохие результаты. Приостановилось снижение темпов роста экономики, повысилась заработная плата рабочих и служащих. Но уже к концу 60-х гг. реформирование промышленности фактически прекратилось.

 

В 70—80-е гг. экономика развивалась экстенсивно: строились новые предприятия (но лишь немногие технически и технологически соответствовали мировому уровню — ВАЗ, КамАЗ), росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда и пр.), увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным трудом. Несмотря на все усилия, экономика отвергала новейшие технические разработки. Достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо. Между тем возможности такой — затратной — модели роста неуклонно сокращались: добыча топливно-сырьевых ресурсов, перемещаясь в труднодоступные районы Сибири и Крайнего Севера, дорожала; темпы роста населения снижались, возникла проблема трудовых ресурсов; оборудование изнашивалось и морально устаревало. Тяжким бременем для экономики были огромные затраты на военно-промышленный комплекс, которые позволяли поддерживать военно-стратегический паритет (равенство) с США. Качественные показатели (производительность труда, прибыль, отношение прибыли к затратам) ухудшались.

 

Это был тупик: командная экономика не могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимущественно административными способами. Тупик опасный, ибо отрыв развитых экономик мира от экономики СССР неуклонно увеличивался.

 

Отсюда весьма серьезные деформации в социальной сфере. Заработная плата, доходы населения постоянно росли, и это было бесспорным достижением. Но ни промышленность, ни сельское хозяйство не могли предложить обществу достаточное количество товаров, продовольствия, услуг. Дефицит, очереди, «блат» (когда необходимые товары приобретали по знакомству) были непременным явлением повседневной жизни в эти годы. В конце 70-х гг. в отдельных регионах страны вновь появилось нормированное распределение некоторых продуктов по карточкам. Возникновение и рост так называемой «теневой экономики» (подпольные мастерские, «спекуляция» и пр.) в этих условиях было естественным и даже неизбежным явлением.

 

В общественно-политической жизни страны консервативные тенденции властвовали безраздельно. Их идеологическим обоснованием стала концепция развитого социализма, согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенного в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. эта концепция была законодательно закреплена в преамбуле новой Конституции СССР. Впервые получил статус конституционной нормы тезис о руководящей и направляющей роли КПСС. Конституция объявляла СССР общенародным государством, провозглашала полный набор демократических прав и свобод граждан.

 

Реальная жизнь предписаниям Конституции соответствовала не вполне. Советы народных депутатов всех уровней оставались декорацией, власть принадлежала партийному аппарату, готовившему и принимавшему все крупные решения. Его контроль над обществом, как и в прежние годы, имел всеобъемлющий характер. Другое дело, что аппарат и составлявшая его номенклатура (партийно-государственные чиновники определенного уровня), употребляя термин тех лет, «перерождались». Л. И. Брежнев, в течение 18 лет занимавший пост Первого (с 1966 г. — Генерального) секретаря ЦК КПСС, считал необходимым поддерживать кадровую стабильность аппарата, укреплять его привилегии, воздерживаться от резких действий в отношении номенклатуры.

 

О кризисе свидетельствовало и возникновение диссидентского движения. Правозащитные, религиозные, национальные, экологические организации, несмотря на репрессии властей (аресты, лагеря, ссылка, высылка из страны и др.), выступали против неосталинизма, за реформы, соблюдение прав человека, отказ от монополии партии на власть и др. Диссидентское движение не было массовым, но оно говорило о нарастании оппозиционных настроений, о недовольстве сложившимся положением. Апатия, равнодушие, цинизм, поразившие общество, по-своему, но столь же ясно подтверждали этот вывод. Самая стабильная эпоха в советской истории завершалась собственным отрицанием: общество требовало перемен. Стабильность обернулась застоем, консерватизм — неподвижностью, преемственность — кризисом.

 

Вопрос 2 (Экономика в межвоенный период)

Особенности исторического развития Германии, поставившие ее в конце XIX — нач.ХХ вв. в условия борьбы с Англией за лидерство в Европе и мире, явились причиной первой мировой войны, в которой Германия потерпела поражение. Страна понесла наиболее тяжелые экономические издержки как в ходе непосредственно военных действий, так и по решениям Парижской мирной конференции, утвердившей значительные территориальные уступки и выплаты в пользу победителей.

В несколько лучшем положении оказались страны-победительницы, получившие возможность частично компенсировать военные издержки за счет поверженных стран. Межвоенное двадцатилетие (1919—1939гг.) представляет собой наиболее нестабильный, с точки зрения экономического и социально-политического состояния, период мировой истории. Его можно условно разделить на несколько этапов:

1919—1921гг.— этап послевоенного кризисного состояния; 1922—1928гг.— этап относительно стабильного экономического; развития, 1929—1933гг. — мировой экономический кризис, 1934—1939гг — этап постепенной ликвидации последствий экономического кризиса Первый этап выделяется крайне нестабильными показателями экономического состояния стран, усугубившегося весной 1920г. вследствие кризиса перепроизводства, продлившегося вплоть до 1922г. Он охватил все страны, а его эпицентр находился в Великобритании, США и Японии. Причины кризиса коренились в качественных изменениях, происшедших в экономике стран под влиянием длительной войны, в которую было втянуто большинство стран мира Версальская система послевоенного мира, по мысли создателей призванная определять пути экономического и политического развития стран, не погасила противоречий между ними. Второй этап характеризовался достаточно устойчивыми темпами экономического развития и ведущих странах, что позволило им не только залечить военные раны, но и сделать значительный шаг по пути структурной модернизации производства. Наиболее высокие показатели экономического роста были отмечены в США.

Мировой экономический кризис 1929—1933гг., известный в истории как «Великая депрессия», охватил все капиталистические страны и отбросил их экономику на несколько десятилетий назад, к уровню конца XIX—начала XX вв., хотя на отдельные страны повлиял неодинаково. В наибольшей степени среди ведущих стран была поражена экономика США.

Не менее сложно кризис протекал и в Германии. Здесь промышленный кризис переплелся с аграрным. Разорились тысячи предприятий и банков, резко упала реальная заработная плата рабочих и доходы крестьян.

Особенно сложный и затяжной характер кризис приобрел в странах, экономически и политически зависимых от мировых экономических лидеров. Кризисом были охвачены все сферы хозяйства

Борьба с кризисом, поиски новых методов и форм противодействия ему определили генеральную линию политики правительств всех стран. На первых порах антикризисная политика руководствовалась уже известными методами. Однако вскоре стало очевидным, что доктрина «невмешательства» государства в экономическую жизнь не приносит желаемых результатов.

С начала 30-х гг. в качестве главного направления экономической политики становится усиление государственного вмешательства в экономическую жизнь Практически повсеместно произошло быстрое расширение сферы государственного регулирования… Свое наиболее яркое выражение они нашли в антикризисной политике «нового курса» президента Ф.Рузвельта в Соединенных Штатах и в системе мероприятий по оздоровлению экономики в фашистской Германии.Проведенные Рузвельтом банковская и финансовая реформы явились исходным моментом последующих преобразований. С помощью сильной бюджетной и кредитно-денежной политики государство осуществляло крупные инвестиционные мероприятия, устраняло социальную напряженность, финансируя программы помощи безработным, организацию общественных работ и т. п. он оказался единственно приемлемым в исторической перспективе. Так, к началу второй мировой войны США полностью оправились от последствий кризиса, впрочем,: как и Великобритания и ряд стран, применивших метод «нового курсам».

Иную картину явили собой страны, которые использовали метод Германии… С этой целью государство использовало наряду с косвенными прямые методы вмешательства. Помимо предприятий собственно военной промышленности произошло огосударствление сырьевых отраслей, топливно-энергетической базы, транспорта и т.д. В результате такой политики уже через год в Германии отсутствовала безработица, от которой продолжала страдать экономика стран, избравших американскую модель. Показатели экономического роста, особенно в отраслях тяжелой промышленности (военное производство), резко пошли вверх. Таким образом, данная модель антикризисных мероприятий сулила моментальный положительный эффект, что выгодно отличало ее от первой.

 

 

еще рефераты
Еще работы по истории