Лекция: Жанр эпической поэмы в творчестве Дж. Мильтона

Эпическая поэзия,обычно длинная повествовательная поэма, рассказывающая о героических деяниях, другое ее название – героический эпос. Истоки эпической поэзии скорее всего коренятся в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах. Эти повествования, или мифы, вероятно, декламировались по ходу сакральных ритуалов, призывающих покровительство высших сил в достижении земного благополучия.

В эпической поэзии 17 в. доминирует одна фигура – Д.Мильтон, с его Потерянным раем. Мильтон сознательно отказался писать на традиционную литературную или историческую тему и нашел вдохновение в библейских сказаниях, благодаря чему смог высказать собственные теологические взгляды. Мильтон вернулся к теме создания вселенной, борьбы небесных сил и даже включил в поэму описание нескольких путешествий, в частности сатаны – в Рай, т.е. путешествие в потусторонний мир наоборот. И хотя автор искал новый тип героя в Адаме, на самом деле чертами традиционного эпического героя оказался наделен сатана.

Джон Мильтон Родился 9 декабря 1608 в Лондоне, в семье преуспевающего нотариуса, музыканта-любителя, человека разносторонне образованного. В 1625 шестнадцатилетний Мильтон поступил в Крайстс-колледж Кембриджского университета, что должно было увенчаться через некоторое время степенью бакалавра, а затем магистра искусств. И в том и в другом случае требовалось принять духовный сан. После мучительных размышлений Мильтон решил отказаться от церковной карьеры. В двадцать четыре года он оставил Кембридж и уехал в отцовское имение Хортон (графство Бакингемшир), где провел шесть лет.

Из написанного за шесть лет по меньшей мере четыре стихотворных произведения обеспечили Мильтону место в анналах английской поэзии J. L'Allegro (итал. «радостный») и Il Penseroso (итал. «задумчивый»; написаны, вероятно, ок. 1632) – небольшие идиллии, исследующие полярные темпераменты.

Семь лет колледжа с последующими шестью годами самостоятельных занятий в Хортоне не утолили жажду знаний в душе Мильтона, и, с благословения отца, в начале 1638 он отправился в двухгодичное путешествие по Европе. Слухи о неминуемой гражданской войне побудили его в 1639 спешно вернуться в Англию.

Летом 1642 Мильтон отдыхал в течение месяца близ Оксфорда (из этих мест происходил его род) и вернулся домой с невестой, урожденной Мэри Пауэлл. В ее родне все были убежденными роялистами, Мильтон же был пуританином и, следовательно, противником существующей монархии. Ему было 33 года, ей – 16.

В последний день января 1649 принародно казнили Карла I; не прошло и двух недель, как Мильтон выступил в печати с памфлетом Обязанности государей и правительств (The Tenure of Kings and Magistrates). В сложившейся обстановке выступление прозвучало необычайно резко и было как нельзя более на руку радикальной партии. В марте 1649 Мильтон назначается секретарем для переписки на иностранных языках при Государственном совете.

В феврале 1652 он ослеп, в мае родами его третьей дочери Деборы умерла жена. В июне, не дожив до года, умер единственный сын Джон. На исходе 1656 Мильтон женился на Катарине Вудкок, в начале 1658 она умерла.

Несмотря на слепоту, Мильтон до 1655 исполнял обязанности секретаря при Государственном совете благодаря чтецам, помощникам, переписчикам. Воцарение Карла II стало для Мильтона катастрофой. На какое-то время его заключили в тюрьму, даже жизнь его была в опасности, но усилиями друзей он вскоре вышел на свободу.

1667г- пишет «Потерянный Рай»

1671г- «Возвращенный Рай»

Уверял, что текст ему надиктовал ангел. Мильтон обратился к религиозному сюжету.

Потерянный рай богато украшен пересказами сюжетов классической античности, метафорами, отзвуками Писания, фигурами речи, риторическими узорами, метрическим разнобоем, аллегорическими образами, каламбурами и даже неявными рифмами. Выбор слов, грамматика, порядок слов иногда латинизированы, тон повествования – возвышенный и торжественный, как пристало эпосу, без психологических нюансов, просторечных интонаций и живых разговорных оборотов, допустимых в лирике и драматической поэзии.

Человек появляется в поэме лишь во второй половине Книги IV. Все это время на сцене почти безраздельно царит Сатана. По этой причине в критике начала 19 в. бытовало мнение о Сатане как герое поэмы. Однако героизм этого персонажа, пусть бесспорный, но и ограниченный, служит, в конечном счете, торжеству героизма Христа и Адама. В последней части поэмы Сатана унижен, и именно то, что Адам откликается на свое падение иначе, чем Сатана, позволяет считать Грехопадение благодетельным событием.

 

20. Форма романа и концепция личности в романе Д. Дэфо «Робинзон Крузо»

Родился в Лондоне в 1600 в семье торговца сальными свечами и диссентера Джеймса Фо. Около 1703 Даниель переменил фамилию на Дефо. Учился в школе Дж.Фишера в Доркинге, затем в Академии Ч.Мортона в Стоук-Ньюингтоне, готовившей пасторов для пресвитерианской церкви. В 1681 начал сочинять религиозные стихи, но вскоре занялся коммерческой деятельностью. Некоторое время торговал в Испании, много ездил по Западной Европе. Известно, что (до 1685) на пути между Хариджем и Голландией он попал в плен к алжирским пиратам, но вскоре его якобы выкупили. В 1684 Дефо женился на Мэри Таффли, которая родила ему восьмерых детей.

1701г- Как окоротить инаковерующих (Shortest Way with the Dissenters)- иронический памфлет. Его приговорили к гражданской казни- стоял у позорного столба- решил из этого устроить спектакль- написал гимн, столб украсил гирляндами (позор- радость), поэтому власти решили ограничиться одним наказанием. В 1719, не прекращая активной журналистской работы, Дефо начинает заниматься прозой. Пишет «Робинзона Крузо».

Дэфо помещает человека в необычную среду. События происходят в замкнутом пространстве→символизм. Робинзон Крузо- обычный чел, человек вообще. Движется по тому пути, по которому прошла человеческая цивилизация + реалии 18 века. Крузо- буржуа и Дэфо проводит эксперимент над представителем этого класса. Остров напоминает лабораторию: изолирован, экстремальные условия. Крузо выжил на острове благодаря качествам, свойственным этому классу. Робинзон Крузо- герой двусторонний: он, во- первых, просто человек, а во- вторых- продукт своего времени. История Робинзона напоминает притчу- можно провести параллели с притчей о блудном сыне. Необитаемый остров тоже является символом- наказание и одновременно попытка исправить героя- это связанно с просветительской идеологией. Человек должен научиться управлять своими чувствами, разумом. Только страх заставляет РК обратиться к Богу. Отношения с Богом- сделка- отличительная черта буржуа. Когда РК прошел все испытания- был освобожден и отпущен с о-ва- что означает гармонию разума и чувств.

Роман Робинзон Крузо впервые вышел в свет в 1719, а затем появились два его продолжения. В Жизни и удивительных приключениях (лишь эта часть трилогии снискала непреходящий успех у читателей) Крузо рассказывает о том, как он убежал из дому, чтобы стать моряком, как попал в плен к берберийским пиратам, как его корабль потерпел крушение и его выбросило на необитаемый остров близ побережья Венесуэлы, где он спас дикаря Пятницу от людоедов. В Дальнейших приключениях (Farther Adventures, 1719) Крузо возвращается на свой остров и совершает путешествие вокруг Африки и Азии. Серьезные размышления (Serious Reflections, 1720) написаны ради ознакомления публики с раздумьями Крузо, которым он предавался в одиночестве. Описание жизни Крузо на необитаемом острове, уникальное для всей мировой художественной литературы, частично основывалось на случае с А.Селкирком, высаженным на один из необитаемых островов архипелага Хуан-Фернандес (1704–1709), частично – на рассказах о пленении Р.Нокса на Цейлоне (1660–1680), однако прежде всего это рассказ о борьбе человека с природой. Крузо по крупинке складывает цивилизацию из подручного материала.

21. Эволюция творчества Свифта. Отношение к просветительским идеалам в «Путешествиях Гулливера»

Эпоха Просвещения (Age of reason) – 18 век (уничтожение феодализма и становление капиталистических отношений). Просветительство было связано с антифеодальной борьбой, просвещением народных масс. Это был век интенсивного развития науки и техники, век промышленного переворота, значительных успехов в обл естествознания. Просветители верили в силы и возможности человеческого разума, верили в наступление царства разума, преувеличивая значение идей (считали, что идеи могут изменить мир). Противоречия между просветительскими идеалами и реальными путями обществ развития нашли свое проявление в той критике и сатирическом осмеянии существующих порядков, которые свойственны произведениям Свифта, Филдинга и др.

Вопрос о «человеч природе» — центральный для просветителей. Утверждали мысль о природной доброте человека (просветительский идеал прекрасной от природы человеческой личности). Выдающиеся писатели эпохи Просвещения Англии – Джон Локк, Свифт, Филдинг.

Локк развивал теорию сенсуализма: источник познания – опыт, складывающийся на основе ощущений. Человек, не имеющий опыта (ребенок) – чистая таблица (tabula rasa), на которой жизнь оставит свой отпечаток.

Основные литературные направления эпохи Просвещения – классицизм, реализм, сентиментализм и предромантизм. Важное значение имело обращение просветителей в созданию образа положительного героя, в котором воплощалась их вера в возможности человека, представления о здоровых началах человеч природы, исторический оптимизм.

Своеобразие литературы английского Просвещения связано с тем, что буржуазная революция в Англии произошла в 17 веке, следовательно, 18 век стал периодом утверждения буржуазных порядков. Экономика страны переживала подъем (промышленный переворот). «Славная революция» (1688) завершилась компромиссом между дворянством и буржуазией. Власть теперь принадлежала парламенту, представлявшему интересы господствующих классов.

Писатели английского Просвещения выступали со смелыми обличениями и критикой не только пережитков феодализма, но и пороков буржуазного общества, религиозного ханжества и лицемерия (Свифт, Филдинг, Смоллетт, Шеридан и др.). В лит-ре англ Просвещения преобладают прозаические жанры (роман: приключенческий, философско-сатирический, семейно-бытовой, соц-психологический), документальные (дневники, мемуары, письма). Особое распространение получают essays – расцвет журналистики.

 

Крупнейший сатирик 18 в. – Джонатан Свифт (1667-1745). Уже на раннем этапе просвещения Свифт выступил с резкой критикой не только пережитков феодализма, но и складывающихся буржуазных отношений. Его сатира бичевала пороки современного ему мира, разрушая оптимистические надежды просветителей на будущий прогресс. Свифт критикует внутреннюю политику Англии, парламентскую систему, колониальные и захватнические войны, выступает против религиозных предрассудков и невежества. Он защищает интересы народа и его национально-освободительную борьбу.

Свифт – мастер аллегории (аллегорический способ выражения – описывать одно явление под видом другого). Свифт говорит об обычном, используя необычные, остраненные формы и образы. «Остранение» — термин Шкловского: задача искусства – чтобы читатель взглянул на мир «новыми глазами». Для этого надо придать странность, необычность картине. «Остранение» = придание необычности.

Дж Свифт родился в Дублине (Ирландия). Отец был пастором, и сам Свифт получил богословское образование. Карьер священника его не привлекала. Работал домашним секретарем у знатного вельможи Темпля и жил в его поместье Мур-Парк в Англии.

Литературная деятельность Свифта началась в 1690г. его первые памфлеты — «Битва книг» (о долге писателя приносить пользу людям, обогащая их идеями) и «Сказка бочки» — были опубликованы в 1704г. «Сказка бочки» — сатира на религию. Есть морской обычай: при встрече с китом бросать в море пустую бочку, чтобы отвлечь его от корабля. В памфлете – корабль=государство, бочка=религия. Втягивая народ в споры о религии, государство отвлекает народ от более важных проблем. Ядро памфлета – притча о трех братьях, каждый из котрых олицетворяет одну из форм религии: Петр — католичество, Мартин – лютеранство (англиканство), Джек – кальвинизм (пуританство).Умирая, отец (христианство) оставляет в наследство своим сыновьям по кафтану и завещает носить их бережно. А они, следуя моде, перешивают их кто во что горазд. Вскоре братья перессорились и после «великого разрыва» (церковная реформация в 16в.) так и не помирились. Свифт беспощадно осуждает католицизм и крайности пуританства. Но, имея сан священника англиканской церкви, о лютеранстве пишет сдержанно. Народу памфлет понравился, а вот королева Анна приказала выслать Свифта из Лондона.

С 1700 г. Свифт живет в ирландской деревушке, работая приходским священником. Тема народа вошла в его творчество: памфлеты «Письма суконщика», «Скромное предложение о детях бедняков» и роман «Путешествия Гулливера» (под впечатлением от нац-освободительного движения ирландского народа).

В 1726г. вышли знаменитые «Путешествия в разные отдаленные страны мира Лемюэля Гулливера, вначале хирурга, а затем капитана нескольких кораблей». Над книгой Свифт работал почти 10 лет. И она отразила эволюцию взглядов писателя и великолепие его сатирического мастерства, сделав его имя бессмертным. J

Жанр «ПГ» — и памфлет, и роман: это сатирический философско-политический роман на ранней стадии развития просветительской литературы в Англии, когда жанр романа находился в процессе становления. Специфика – наличие в романе ярко выраженного публицистического начала, сближающего его с памфлетом.

В «ПГ» — 4 части. В каждой из которых Гулливер попадает в какую-ниб фантастическую страну. Вначале Г попадает в Лилипутию, затем – в страну великанов Бробдингнег, посещает Лапуту, где знакомится с открытиями ученых. Страну Бальнибарби, осматривает Великую Академию в Лагадо, знакомится со страной Глаббдабдриб, населенной чародеями и волшебниками, отправляется в Японию; попадает в страну говорящих и наделенных разумом лошадей гуингнмов и звероподобных людей йеху и, наконец, возвращается в Англию.

В романе ставится вопрос об относительности человеческих знаний.

Рассказывая о Лилипутии, Свифт сатирически изображает современную ему Англию Порядки, законы и обычаи Лилипутии – карикатура на монархический строй, парламентские партии и церковные разногласия.

Свифт изображает страну великанов какидеальную монархию, а ее короля – как просвещенного и мудрого монарха. Король Бробдингнега осуждает войны. В своей стране он стремится установить порядок, основанный на принципах разума и высокой нравственности.

Гулливер в Лапуте – сатира на науку, оторванную от жизни и потому ненужную людям.

Четвертая часть романа – «Путешествие в страну гуигнгнмов» — содержит гневное обличение бесчеловесности буржуазного общества, отвратительным порождением которого являются звероподобные существа йеху, и картину жизни патриархальной общины добродетельных лошадей гуигнгнмов. Противопоставленных йеху. И внешность, и внутренняя сущность йеху отвратительны. Эти похожие на людей существа хитры. Злобны, вероломны и мстительны. Они жадные и безнравственные. Гулливер, вернувшись в Англию, обнаруживает у своих соотечественников черты, свойственные йеху.

Наблюдения над извращениями человеческой природы вызывают у писателя глубокий пессимизм. Поэтому создаваемая в его романе картина является по существу безысходной.

Творчество Свифта – важный этап в развитии просветительского реализма.

 

еще рефераты
Еще работы по истории