Лекция: Основные этапы творческого и идейного пути Л.Толстого.

1828-1910. По происхождению принадлежал к аристократической фамилии, его предки получили графский титул еще во времена Петра I. 1844-1847-учится в Казанском универе.1851-с братом Николаем на Кавказ, где поступил волонтером на воинскую службу.Там написано «Детство»(1851-52), ставшее его лит-ным дебютом, «Отрочество»(52-54), «Юность»(55-57).Принимал участие в Крымской войне(53-56).Впечатления и наблюдения этого периода вошли в своеобразные репортажи с фронта-«Севаст.расск.(55-56).1857,1860-путешествует.Возвр.в Россию, работает в школе для крестьянских детей.После реформы 1861-посредник, разрешающий конфликтные ситуации в пользу крестьян.1852-1863-«Казаки».1862-женится на Софье Берс.1863-1869-пишет «Войну и мир».Создал новый вид романа-эпопеи, гармонично соединивиший в себе беллетристику, публицистику и философию.Отобразил жизнь России в переломный момент истории(1805-1820).По завершении ВиМ-просветительская деятельность в ЯП, составлял азбуку, грамматику и книги для чтения для сельских школ.1875-Азбука, Новая азбука, четыре Русские книги для чтения, в которые вошли более 200 небольших притч, преданий, сказок и рассказов.К более крупным произведениям этого цикла относится «Кавк.пленник»(1872).Максимальная выразительность, построение сюжета исключительно на одних событиях.1873-1877-работает над социально-психологическом романом «АК», раскрывающим закоснелость нравов и обычаев высших слоев общества.Центральная проблема-право человека на счастье.1879-1880-Исповедь, выражает мировоззренческий кризис Т.Страстное обличение лицемерия и лжи в семейной жизни-Власть тьмы1886, Плоды просвещения86-90, Живой труп1900, изд.1011, Смерть Ивана Ильича(1886), Хаджи Мурат1896-1904, изд.1912), особенно-романВоскресение(1889-1899).Реальное событие, почерпнутое из судебной хроники.Публикация-причина отлучения Толстого святиейшим Синодом от РПЦ(1901).Особенно резко изобличал гос-венные учреждения в рассказе-памфлете «Николай Палкин»(1884-1887), в рассказе «После бала»(1903, изд.1911).1908-выступил с памфлетом «Не могу молчать», направленным против смертной казни и кровавых репрессий царского правительства.Окт 1910-тайно покинкул ЯП, чтобы провести остаток жизни в одиночестве и спокойствии.Во время бегства в возрасте 82 лет скончался.

Творчество Толстого до ВиМ.1852-в Современнике опубликовано Детство, сразу обратило внимание литературной общественности.Трилогия Д, О(1854), Ю(1857)-заявил себя как психолог.Проблема становления характера.В сознании героя, Николеньки Иртеньева, отразился весь богатейши мир впечатлений: детских, отроческих, юношеских, семейных, сословных, внесословных.Постепенно происиходит их переработка, вследствие чего меняется сознание героя: он «движется», как движется мир вокруг него.Ему свойственна самокритика, у него свой кодекс поведения-comme il faut, сословное заблуждение аристократа.Но в столконовениях с действительностью этот кодекс изживает себя.Развитие сознания героя, идущего одновременно по вертикали возрастного становления и по горизонтали расширяющегося круга впечатлений.Чувствует свой нравственный отрыв от родных и знакомых, сокрушается авторитет отца, герой детским умом понимает, что маменька обделена лаской со стороны мужа-ловеласа.Сокрушается идиллия детского равенства в играх и привязанностях: выясняется, что Катенька, подруга сестры, им неровня.О-московские впечатления, первые ощущения разницы полов и появление неожиданных осложнений в представлении о мире и людях, пора переоценки ценностей.Главное благоприобретение этого периода-первые отроческие порывы философствования.Зарождение скептицизма, близкого к сумасшествию.»О чем я думаю? Я думаю, о чем я думаю.А теперь о чем думаю? Я думаю, что думаю, о чем думаю».Ю-утрачивается связь с высшим светом.Терпит крушение теория comme il faut, завязывается дружба, основанная на принципах, убеждениях, дружеские отношения проверяются на искренность, верность.Провалы на экзаменах.Кризис барства и всей прежней философии жизни.В «Правилах жизни» ни один пункт не содержит прежних кастовых предрассудков и верований.Апрель 1855-отправил в «Современник»первый рассках-«Севастополь в декабре месяце»(т.е. в декабре 1854).Обещал журналу присылать ежемесячно статьи современного военного содержания.Речь шла о реальных событиях, но подробности сражения Т не интересовали, их почти нет, за искл эпилога в «Сев в авг 1855».Много о психологии участников обороны, много общечеловеческой философии.Обороняющийся Севастополь поражает автора мертвойц тишиной на улицах, бастионах.Но потом замечает: защитники соверашют свои будничные дела без излишней эмоциональности, это и есть настоящий героизм. «Сев в мае»-более пристально рисует типы офицеров.Штабс-капитан Михайлов жизнерадостен, честолюбив.Кружок аристократов: адъютанты Калугин, Гальцин, поручик Непшитшетский, подполковник Нефердов.Ценные психологические и худ-венные находки, к-ые пригодились в ВиМе. «Сев в авг 1855»-внимание на братьях Мих и Владимире Козельцевых.Мих уже всего навидался, охлаждает пылкий романтизм Вл, только что прибывшего под Сев.1863-Казаки, повесть.Начинается с противопоставления времяпрепровождения пирующих у Шевалье господ, для которых раннее утро все еще «вечер», а «утро»-это для народа, затемно поднимающегося на работу.Оленин->Кавказ, чтобы жить естественной жизнью казаков, стать как они, «опроститься».Жизнь гребенских казаков на Тереке изображается не только как нечто более высокое, чем столичная жизнь, но и как нечто недосягаемое для аристократа, в искренность стремления «опроститься» которого казаки не верят, да не верит и он сам.Вся история его отношений с казачкой Марьяной, невестой Лукашки, искуственна и не соотвествует обычаям казаков.Оленин привез в станину свое безволие и бесцельность жизни.

34. Семьи Ростовых и Болконских в хроникальном и философском плане романа «Война и мир».

Ростовы в «ВиМ» — идеал семейного быта, основанного на добрых отношениях между близкими людьми. Ростовы близки к национ.традициям: гостеприимны, нерасчетливы, любят деревенскую жизнь, народные праздники. В 1812 г. они принимают нелегкие решения: соглашаются отпустить Петю в армию, покидают Москву, отдают подводы раненым. Ростовы живут интересами нации. Семейный уклад Болконских совершенно иной. Их жизнь подчиняется жесткому регламенту, раз и навсегда установленному старым княззем Николаем Андреевичем. Он воспитывает княжну Марью по особой системе, не выносит, когда ему противоречат, и потому часто ссорится с дочерью и сыном. Их объединяет скрытая, не выражающаяся в словах родственная теплота. Только перед смертью старший Болконский дает волю чувству жалости и любви к дочери.

В основе толстовской педагогической концепции лежат принципы Ж.-Ж.Руссо. Воспитание должно быть «естественным», незаметным, детей нельзя «держать строго». Толстой показал два варианта воспитания. Первый — «ростовский»: у старших Ростовых нет каких-то особых принципов воспитания, их общение с детьми – стихийный «руссоизм». В семье Ростовых допускаются баловство и проказ. Второй – метод воспитания, которого придерживается старый князь Болконский, крайне требовательный к детям, предельно сдержанный в выражении отцовских чувств. Марьи и Андрей становятся «романтиками поневоле»: идеалы и страсти глубоко спрятаны в их душах. В образе Марьи Болконской Л.Н.Толстой создал идеал русской женщины – кроткой, терпеливой, любящей матери и преданной жены. Среди всех Болконских только ей удалось постичь семейное счастье, поскольку, в отличие от отца и брата, она не была столь гордой и надменной.

еще рефераты
Еще работы по истории