Лекция: Поэма «Одиссея» как исторический источник (сведения духовной имматериальной культуре, общ. устройстве и быте др. греков).

Гексаметр («шестимерник») состоит из шести стоп. Первый слог каждой стопы долог ( — ) и ) илиобразует ее повышение; понижение образуется двумя краткими слогами ( ) или спондеической ( — —одним долгим ( — ). Стопа бывает дактилической ( — ); понижение последней стопы стиха всегда односложно, а в предпоследней обычно — —. Игра, — , — , — , — двусложно. Схема гексаметра: — дактилей и спондеев придает античному гексаметру значительную гибкость и богатство ритмических вариаций. Существенным моментом в ритме гексаметра является также цезура, обязательный словораздел внутри третьей или четвертой стопы; так, в приводимом ниже начальном стихе «Илиады» мы находим цезуру после первого долгого слога третьей стопы, между словами thea и Peleiadeo. Помощью цезуры образуется задержка ритмического движения, разделяющая стих на две части, но создающая ощущение, что части эти не самостоятельны, а принадлежат единому целому. Ощутить богатство и разнообразие ритма в эпическом стихе можно, конечно, только при громком чтении, но гомеровский эпос предполагает исполнение рапсода перед аудиторией.

Впрочем и вся последующая греческая художественная литература рассчитана на чтение вслух, что всегда следует иметь в виду читателю нашего времени, привыкшему к чтению «про себя».

Соответственно этому чередованию античных дактилей и спондеев в античном гексаметре, в русском гексаметре допускаются между ударениями односложные интервалы, кроме обычных двусложных (дактило-хореический гексаметр). Первый стих «Илиады» Menin aeide, thea, Peleiadeo Achileos (спондей в третьей стопе) звучит в переводе Гнедича: Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына (первая стопа — хорей).

Рифмой гомеровский стих, как и вообще античное стихосложение, не пользуется.

 

еще рефераты
Еще работы по истории