Лекция: Киевский период
Летописец оставил нам свидетельство утверждения христианства при преемнике Владимира Ярославе Мудром (1015—1054г) На плечи Ярослава Мудрого легли задачи распространения и утверждения христианской веры, а главное — оформления церкови.
Уже при Ярославе Мудром начнется целенаправленная подготовка кадров русского духовенства, будут возведены Софийские соборы — в Киеве и Новгороде, при которых откроются первые на Руси публичные библиотеки. В этот период закладываются основы русского иконописания творчеством первых иконописцев Алимпия и Григория.
Оценка Киевского периода русского православия постоянно менялась. Сегодня все более утверждается точка зрения, согласно которой Киевский период для русского религиозного сознания «имеет то же значение, что Пушкин — для русского художественного сознания: значение образца...»
Для русского религиозного сознания XIII в. принес еще одну беду — татаро-монгольское нашествие. Бытие церкви в период татаро-монгольского господства определялось двумя обстоятельствами: во-первых, политикой захватчиков, во-вторых, осознанием своей исторической миссии — хранить и поддерживать чувство духовного единства.
Завоеватели вели себя по отношению к церкви лояльно, они предоставили ей определенны; льготы: духовенство освобождалось от всех видов дани, пошлин, повинностей, недвижимое имущество объявлялось неприкосновенным. Причины этой лояльности различны, здесь сказывался: политический расчет, и языческий характер их религии, для которой веротерпимость была неотъемлемым качеством.