Лекция: Княжение Ольги (945-960гг)
Вдова Игоря — княгиня Ольга. Она обложила древлян высокой данью, установила уроки, т.е. фиксированный размер дани и погосты. Таким образом, дань — полюдье стала фиксированным налогом. Поход княгини Ольги на древлян означал начало ликвидации автономии союза племен, входивших в состав древнерусского государства и образовании единой корпорации древнерусской служебной знати, возглавляемой великим киевским князем.
Княжение Святослава (945/960-972)
Сын Игоря и Ольги — Святослав. В 965 году Святослав разгромили хазарский каганат, прекративший после этого свое существование, он подчинил своей власти вятичей.
После гибели Святослава, в начавшейся междоусобной войне между Ярополком, Олегом и Владимиром, победу одержал младший сын Владимир и в 980 году захватил власть в Киеве. Старшие братья нашли смерть в борьбе за власть.
Русь в правлении Владимира I (980-1015)
Во времена Владимира I на Руси окончательно оформляется государственность. Владимир воевал с вятичами и радимичами, ходил походами на литовцев и дунайских болгар, а в 981 году подчинил Восточную Галицию. В 988 году происходит принятие христианской религии в качестве государственной.
Причины принятия христианства:
1) Язычество или политеизм, в основе которого лежит культ природных сил перестало соответствовать интересам государства. Племенные боги не выражали концепцию «единое государство — один великий князь».
2) Европа уже перешла монополистические религии к христианству, а Русь — языческая окраина.
3) Принятие христианства открывало путь к династическим бракам, что было важно в условиях средневековья для поддержания международных политических связей.
Причины принятия христианства в виде православия:
1) Выбор христианства по византийскому образцу был обусловлен интенсивными военными, политическими, торгово экономическими, культурными отношениями Руси и Византии.
2) Православие принято в славянской Болгарии, приняли крещение дружинники Владимира и княгиня Ольга.
3) В системе Византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора, не создавая угрозы светской политической власти Владимира, в отличие от католического запада, где «духовный меч» был выше меча светского, т.е. власть главы католической церкви папы римского была выше светской власти короля.
4) православие не связывало себя языковыми канонами, в отличие от католицизма, где богослужение проходило на латинском языке. Тексты библии и другие богослужебные книги тоже на латыни, чтение их было доступно только священным служителям.