Лекция: Лекция 11: Мусульманская теология и право. Основные направления в исламе
Цель лекции: рассмотреть основы исламского права. Изучить основные направления ислама.
План лекции:
1. Ислам как юридический тип веры. Шариат, фикх.
2. Суннизм и шиизм.
3. Суфизм как мистическое направление ислама.
Основные понятия: фикх, шариат, фард, мандуб, махзур, халал, харам, джаиз, макрух.
П. Тиллих относит ислам к юридическому типу веры. В исламе как ни в одной религии разработанная система правовых норм и установлений. Основной источник исламского права – шариата – Коран и Сунна. Закон установлен самим Аллахом, соответственно, шариат – совокупность божественных установлений, обязательных для мусульманина. Шариат подразделяет дела человека на дозволенные (халал) и запретные (харам).
Выделяется пять категорий поступков.
1. Обязательные (фард) – для всех мусульман (например, пятикратная молитва).
2. Желательные (мандуб) – похвальные деяния, которые вознаграждаются в следующей жизни. Неисполнение их не наказывается: добровольные молитвы, пост, гостеприимство, сдерживание гнева, прощение обидчиков, переписывание Корана.
3. Дозволенные (джаиз) – разрешенные, не влекущие за собой ни одобрения, ни порицания (деловое путешествие, еда, сон, женитьба).
4. Недостойные (макрух) – неприемлемые, но и не наказуемые (скупость, расточительность, пристрастие, жестокость, брак с иноверкой, небрежность в отправлении обязанностей веры).
5. Запретные (махзур) – деяния и мысли, за которые будет наказан в обеих жизнях (питие вина, ростовщичество и т.д.)
Помимо шариата, в исламском праве существует фикх («постижение»), где рассматриваются частные вопросы и отдельные казусы, четко не очерченные в Коране и Сунне. Фикх строится на двух основах: иджма и кийас. Иджма – согласное мнение авторитетных лиц. С VII в. семь ученых мужей Медины обсуждали и единодушно выносили совместное решение. Кийас – «сопоставление», когда исследуемый казус сопоставляется с текстом Корана или хадисов или с общественным, достоверным фактом. Правильно применять иджму и кийас могли только мусульманские ученые-законоведы, муджтахиды, известные своим благочестивым усердием (иджтихад).
В VIII-IХ в.в. сложилось несколько мусульманских правовых толков – мазхабов.
1. Ханафитский мазхаб – последователи Абу Ханифы.
Согласно данному мазхабу, независимым источником мусульманского права признается Коран и Сунна. Как вспомогательный источник ханафиты привлекают обычное право. Соответственно, ханафитский мазхаб терпимо относится к местным обычаям и широко распространен в исламском мире: Турция, Балканы, Кавказ (кроме Азербайджана), Поволжье, Средняя Азия, Афганистан, Индостан, Индонезия. В Казахстане распространен ханафитский мазхаб.
2. Маликитский мазхаб. Основатель его – Малика ибн Анас, автор знаменитого сборника хадисов «ал-Мувата».
Согласно данному мазхабу, Коран и Сунна – единственные источники исламского права. В этом мазхабе используется умозрительный прием истислах – стремление к пользе. Маликитский мазхаб распространен в Ливии, Тунисе, Алжире, Марокко, Западной Африке, Кувейте, Бахрейне, в Египте, Судане, в мусульманской Испании он был государственным.
3. Шафиитский мазхаб. Последователи Мухаммада аш Шафии.
Коран и Сунна также признаются единственными источниками права. Предпочтение отдается мединским сподвижникам Пророка.
Данный мазхаб опирается на прямую аналогию, здравый смысл, бытующий обычай, не прибегая к сложным умозрениям.
К этому мазхабу принадлежит теоретик государственного права Ал-Маварди, создатель Калама аль-Газали, юрист ас-Суйути, иранский историк Рашид ад-дин ал-Хамадани и др.
Шафиитский мазхаб распространен в Сирии, Ливане, Палестине, Иордании, у суннитов Йемена и Ирана, частично в Ираке, Восточной Африке, Пакистане, индии, Малайзии, Индонезии.
4. Ханбалитский мазхаб. Основатель его – Ахмад ибн Ханбал (780-855).
Признавался этим мазхабом только традиционный ислам. Коран – единственный источник права, Сунна – источник для толкования Корана. Остальные методы не признаются. Данный мазхаб получил распространение в Саудовской Аравии.
5. Джафаритский мазхаб. Основатель – Джафар ас-Садика.
Признается четыре источника права: Коран, Предание – ахбар, иджма, разум. Джафариты признают временный брак – мута, допускают скрывание веры (такшта). Также отвергается кштас, из хадисов признают те, что восходят к семье Пророка, считают иджтихад открытым.