Лекция: Материальная культура.

В XYI в. дальнейшее развитие получило городское ремесленное производство. Особенно бурными темпами развивалось литейное дело, которое самым тесным образом было связано с военными потребностями единого Русского государства. Уже в 80-х гг. XY в. по указанию Ивана III на берегах реки Неглинки был построен Государев пушечный двор, где русские мастеровые люди с особым изяществом и мастерством отливали пушечные стволы для русской армии. Увы, до наших дней сохранилось всего три шедевра русского литейного искусства, относящиеся к XY-XYI вв.: безымянная пищаль, отлитая мастером Яковымв 1483/88 г.и два орудийных ствола, принадлежащие выдающемуся русскому мастеру Андрею Чохову – пищаль «Троил» (1590)и знаменитая Царь-пушка (1586/1596).

Возросшие потребности государева двора и феодальной знати в различных украшениях сильно стимулировали развитие ювелирного дела в стране. Особенно это относилось к мастерам-серебряникам, изделия которых пользовались особой популярностью у богатых замужних женщин и девиц. До сих пор в Оружейной палате Московского Кремля хранятся несколько прекрасных изделий, созданных в эпоху Ивана Грозного и Бориса Годунова, в частности, серебряное с чернью блюдо царицы Марии Темрюковны Черкасской (1561)и золотое кадило царицы Ксении Годуновой,созданное в 80-е гг. XYI в.

О возросшем искусстве русских мастеров разных направлений и специальностей красноречиво свидетельствует создание знаменитой Оружейной палаты в Московском Кремле. Еще в 1484-1485 гг.на Соборной площади Кремля по приказу Ивана III был возведенКазенный двор, который затем, при Василии III, был преобразован в Оружейную палату, и стал не просто хранилищем дорого оружия, драгоценной утвари и царских регалий, но и лучшей мастерской, где создавались уникальные шедевры ювелирного и кузнечного ремесла.

От эпохи XYI в., по которым смело можно судить о высоком уровне развития этих ремесел, сохранились Казанский венец царя Ивана Грозного (1552/53), кольчуга князя П.И.Шуйского, байдан(разновидность кольчуги)Бориса Годунова, подсаадачный нож князя А.И.Старицкогои чеканы(разновидность холодного оружия)князей Ф.А.Телятевскогои В.И.Туренина-Оболенского, а также многочисленные панагии, потиры, ковчеги, чаши, ковшиибратины, сделанные из золота и серебра, и украшенные драгоценными каменьямии жемчугом.

В конце XY в. исключительно важное место в развитии ювелирного искусства заняла мелкая пластика– миниатюрная резьба по дереву, кости и перламутру. Наиболее интересными произведениями этого вида искусства стали серебряный с позолотой складень для икон (1524)и резная икона по кости, изображающая митрополита Петра (1479).

 

 

еще рефераты
Еще работы по истории