Лекция: Могущество

Движение «За национальное возрождение русского народа, его культуры и государственности». Это движение чаще всего ассоциируется с теми группами, которые называют себя «Память». Структурно русское «патриотическое движение» мало чем отличается от всех прочих — те же клубы, «товарищества», «общества», «союзы» и т.д. Общим, объединяющим моментом является национальное и культурное возрождение русских (российских) традиций в педагогике, воспитании, различных видах искусства, архитектуре, основанных на общинных ценностях крестьянской русской культуры, национальных традициях в культуре общения и совместном проживании, восстановлении коллективистских (артельных) форм трудовой деятельности, воспитание уважения к национальным символам отечественной истории, русскому (российскому) краеведению, сохранение и развитие русского языка без засоренностей иностранного происхождения. Все это традиционный и достаточно типичный набор для всех национальных движений на территории СССР. Однако, их политические и идеологические аспекты в разных республиках имеют свои серьезные отличия, да и в самом патриотическом движении они различны.

Эти группы и объединения радикального «неформального» крыла русского национального возрождения, чаще всего именуемые «Памятью», отличительным признаком которых является борьба за сохранение «российской державности» как основы благополучия всех народов России при ведущей роли русского как защитника их интересов и Объединителя устремлений к полноценной национальной жизни каждого из них. Критика ими «сионизма и космополитизма как реакционных явлений, противоречащих духу национального возрождения русской нации из состояния колонии, сырьевого придатка мировой сионистской финансовой олигархии и возвращения статуса присущего ей веками духовного, политического и экономического приоритета, завещанного предками. Великая Россия — вечна!» Требование «всей правды о виновниках геноцида русского народа и других народов нашей страны». В остальном это обычно пропаганда борьбы за восстановление и сохранение культурных русских национальных памятников и почитание памятных дат, возрождение памяти национальных русских героев, возвращение христианского православия как основы духовного нравственного возрождения русских.

В целом для русского патриотического движения характерны следующие требования:

1) восстановление русской государственности (империя, монарх как символ),

2) возрождение православия как основы духовной жизни народа,

3) возрождение русского крестьянства на основе трудовой собственности (индивидуальное хозяйство в общинном мире),

4) соборность, т.е. идея воссоединения всех исконно русских земель на единой государственности и идеологии,

5) восстановление русской национальной культуры, традиций семейного воспитания и школьного образования,

6) разоблачение «иудо-масонского договора» как основы восстановления национальной и социальной справедливости по отношению к русскому народу России как державы.

По мнению идеологов движения, на понятии «держава» и связанного с ним «самодержавие», базирующихся на теократическом понимании божьего помазания государя (царя), основывается путь исторического возрождения России. Важное значение придается геополитическому фактору: шестая часть суши, не являющаяся ни Европой, ни Азией, что предопределило особый синтез и свой плюс: «Русь-Россию, страна — континент», а это в свою очередь и особенности ее военно-государственной истории, на основе которой возникло понятие «крепости» как неполитической свободы, «ибо направлено не на борьбу за власть, а на поиск общей, личной правды». В этом смысле неограниченная царская власть — не благо, не привилегия, а тяжкий крест. «Монарх выражает не волю народа, а его миросозидание». «Народный идеал», православие, праведность, святость («святая Русь!»). Власть как таковая не может быть делима, ибо не имеет монархическую природу. Поэтому можно говорить, по мнению русофильских идеологов, не о разделении власти, а о разделении управления. Формула — «самодержавие, православие, народность» и выражает квинтэссенцию русской идеи в русском патриотическом движении. «Каиновы силы», по мнению его идеологов, «идущие с Запада, разрушают интегративно-консолидирующую роль русских». Главные «каины» — евреи (сионисты) и коммунисты, «как трансформация сионистского космополитизма», а поэтому и борьба с ними необходима и обязательна.

В большинстве случаев Октябрьская революция и деятельность большевиков рассматривается русофильскими идеологами как антинациональная, чуждая духу русского народа, а посему способствовавшая его разрушению и «кровавым страницам в его истории». «Память достаточно неоднородна по своим социальным идеалам. Часть групп ориентируется на помесь социализма с монархией и достаточно терпимы к КПСС — Русский Народный Фронт движения „Память“ (до середины 1990 г.). Русский культурный центр и др.; другие на монархические, имперские и православные традиции — Национально-Патриотический фронт „Память“ (группа Д.Васильева). Третьи — на язычество, как основу всего славянского, — группа Емельянова.

Менее радикальные отличаются своим более мягким отношением к „сионо-масонскому заговору“. Это: Движение интеллектуалов-консерваторов (Москва), „Патриоты“, „Группа защиты классического наследия“, „Россия молодая“, „Русский национально-православный центр“ (все Ленинград), „Родина“ (Челябинск), Православный Монархический Орден Союз (ПРАМОС). Особое положение занимает Христианско-патриотический Союз, Союз Христианского Возрождения, выступающие с позиций церковного возрождения как приоритетного начала. Есть также организация под названием „Союз вооруженных сил России“.

Движение „За национальное возрождение России, ее культуры и государственности со всеми нерусскими народами, проживающими на ее территории“ (»Российское патриотическое движение"). Конечно, деление на «русское» и «российское» не является жестким. Однако интернациональный момент, большая терпимость и плюралистичность в воззрениях, ориентация на демократические и самоуправленческие параметры выражены в последнем случае больше.

Для «российского» патриотического движения характерны следующие требования:

1) восстановление российской государственности («имперская идея»),

2) сохранение единой и неделимой территории, культуры, государственных институтов, распространение их на всю территорию СССР или только на территории РСФСР с восстановлением полноты всех внешних функций республики,

3) патернализм, т.е. приоритет русского народа как «старшего брата» в отношениях с другими народами, проживающими на территории России, способствование развитию их культур, государственности в рамках автономии и т.д.,

4) православие — необходимый элемент духовной жизни, но существующее вместе с другими идеологиями на паритетных основах.

5) развитие хозяйственной самостоятельностиРСФСРна основе республиканского хозрасчета, «восстановление полностью равноправных отношений с другими республиками, входящими в составСССР»,

6) восстановлении сельского хозяйства на основе много-секторной экономики, включая и восстановление индивидуального крестьянского хозяйства,

7) восстановление российской национальной культуры, в основе которой лежит русская,

8) поддержка деятельности КПСС по социалистическому обновлению общества, «очищенного от искажений в теории и практике», допущенных руководителями партии и государства в 20-е и последующие годы.

При сохранении организационной самостоятельности существует весьма глубокое взаимопроникновение идейных положений в программных установках групп «русского» и «российского» движений, главным образом по вопросам культуры, государственности и объяснению исторического прошлого страны. Существуют различия в подходах к оценке роли и места КПСС в обществе, к системе социалистических ценностей (часть организаций и групп таковые не признает), разногласия по поводу о приоритете духовного и светского начала в развитии российской культуры и государственности (часть их — сторонники теократического государства) и др.

В последнее время наблюдается тенденция к формированию в рамках движения ряда самостоятельных союзов и организаций, претендующих на лидерство.

Весной 1989 г. был создан на официальной основе солидными организациями-учредителями (издательство «Советская Россия», Всесоюзная государственная библиотека имени В.И.Ленина, Российское Палестинское общество и др.) «Союз Духовного Возрождения Отечества» во главе с публицистом Михаилом Антоновым. «Союз» ставит задачу «объединения патриотических организации страны на основе идеи духовно-нравственного возрождения… равноправного обсуждения… альтернативных концепций переустройства жизни народа». Московское городское добровольное общество русской культуры «Отечество» во главе с историком Аполлоном Кузьминым, ряд других, подобных ему, которые "… содействую! интернациональному воспитанию трудящихся, подъему их политической активности, направленной на культурное, историческое, экономическое, экологическое и демографическое возрождение русского народа и народов России".

В числе организации, входящих вданную группу, можно также назвать Патриотический Союз Демократического Возрождения (с мая 1990 г. — Союз «Христианского Возрождения»), возникший после раскола Христианского Патриотического Союза, ориентирующийся на заветы «славяно­филов и Достоевского, генерала Фадеева и Флоренского, считающих себя наследниками всех православных мыслящих русских», видящий «путь к спасению народа… в обретении веры, в обретении Православия». Правовое государство, демократизация внутрицерковной жизни, сочетание «свободной индивидуальной инициативы, свободного общественного кооперирования и государственного регулирования, и общественного самоуправления», — ориентиры национального прогресса. Около 30 групп объединилось в Союз патриотических организации Урала и Сибири.

По инициативе интердвижений республик Прибалтики и Молдавии и Товарищества русских художников в сентябре 1989г. создан «Объединенный совет России». Он был образован «в целях консолидации, взаимодействия и координации различных организаций и общественных движений, чья деятельность базируется на платформе единства страны, народного согласия, преображения и укрепления социалистического Отечества… восстановления полного равно­правия РСФСР и русского народа с другими союзными республиками и народами, развития… национального самосознания и самовыражения больших и малых народов, про­живающих на территории СССР, на основе социалистических, демократических, патриотических и интернациональных идеалов обновляющегося социализма». В состав «Объединенного совета России» вошли почти все крупнейшие «патриотические группы», а также, как уже говорилось, и интерфронты. Таким образом, и эти последние, имеющие массо­вую основу, стали частью «патриотического российского движения» за защиту нрав русскоязычного населения в республиках.

Возникла и такая организация, как Российский Народный Фронт, от которого откололся впоследствии Народно-Патриотический Фронт Москвы. Эти тяготеют к традиционным российским патриотическим группам, РНФ — относительно новое течение в патриотическом движении. Программа РНФ «Народному богатству» выступает за национальное возрождение России на основе воссоздания человека-собственника и преодоления таким образом «люмиенизации граждан», применения парламентской системы и реализации права частной собственности как основы независимого существования индивида. Она во многом разделяет идеи бывшего российского премьера П.А.Столыпина, особенно в части использования аренды, развития кооперативного движения, фермерских хозяйств, т.е. представляет таким образом национально-демократическое крыло в патриотическом движении с ориентацией на идеалы либерализма. На идеях либеральной демократии базируются и декларации национально-демократического общества «Свободная Россия», которая считает необходимым «действенное сочетание либерально-демократических и национально-патриотических установок в общественном сознании и общественной жизни» ( интернационализация русской культуры, фор­мирование демократических институтов в России, достижение суверенитета РСФСР, ориентация гражданского общества на российские традиции, христианская этика).

Остальные группы и объединения, скажем так. малой степени политизации, занимаются вопросами изучения и сохранения памятников старины, русского фольклора, пропагандой военно-патриотических традиций, основ русского семейного воспитания и т.д. В этом плане выделяются организации, выступающие за возрождение нравственных казачьих обычаев, восстановления исторической правды о казаках: Ленинградский казачий клуб. Землячество казаков в Москве, «Московский Сводный казачий полк» и др.

Таким образом, плюралистичность идейно-политического спектра в «Российском патриотическом движении» включает национал-консерваторов (в основном группы сильной «русской» компонентной в идеологии и монархической ориентации в государственном строительстве), национал-демократов (преимущественно либералов), национальные группы смешанной монархической, либеральной и социалистической ориентации, а также и тем, кто стоит на марксистско-ленинской платформе.

Еврейское национальное движение делится в основном на два потока: 1) «за национально-культурное возрождение и расширение гражданских прав советских евреев», 2) «за выезд евреев в Израиль и свободу передвижения». Почти во всех европейских республиках СССР существуют общества еврейской культуры, курсы изучения идиш и иврита, издательская деятельность. В то же время вновь на легальной основе развернули свою деятельность вновь образованные сионистские организации (наибольшую известность получила «Иргун Циони» — «Организация Сионистов»), состоялся учредительный съезд в Москве ВААДа — Всесоюзной Ассоциации еврейских общин и организаций. Особое внимание еврейские «неформальные группы» уделяют сотрудничеству с политическим движением «демократической общественности», правозащитными организациями, Межрегиональной депутатской группой.

Движения «За национальное и культурное возрождение, развитие государственной автономии российских народов нерусской национальности». Часть организаций ориентирована на цели, близкие «русскому» крылу «патриотического движения», а остальные (возможно, большая часть) — на возрождение и развитие культуры, государственности своих народов либо в рамках РСФСР, либо с получением статуса союзной республики в рамках Советского Союза как федерации (Татарский общественный центр, башкирские и марийские национальные группы и т.д.). Структурируются эти движения в системе народных фронтов с очень сильной национальной компонентой (Чечено-Ингушский, Североосетинский, Кабардино-Балкарский, Карельский и т.д.), в национально-культурных обществах и центрах, в городах компактного проживания населения данной национальности. Вместе с тем примечательно развитие национальных движений за вхождение в состав Российской Федерации как автономных образований — Абхазский Народный форум, Национальное движение Юго-Осетинской республики (на основе воссоединения Северо-Осетинской АССР России и Юго-Осетинской автономной области Грузинской ССР), восстановления автономии немцев Поволжья и их переселение из Казахстана и т.д.

Движение «За политико-государственную справедливость в отношении народов, пострадавших в годы культа личности и депортированных на другие территории страны». Подобное движение имеет корни еще с 60-х годов, в частности, сегодня речь идет о Крымско-татарском движении за возвращение в Крым, движении немцев Поволжья за возвращение в Саратовскую область и воссоздание республики немцев Поволжья, движении чеченцев, ингушей, осетинцев и др. народов.

Движение «За культурно-национальную автономию народов СССР, не имеющих компактной территории проживания, живущих в диаспоре». Это — в первую очередь касается корейцев, греков и других народов по местам их компактного проживания.

Движение «За национальное возрождение, государственную и культурную автономию- в составе СССР, за равные права с народами коренной национальности некоторых народов и народов малой численности в союзных республиках». Это — интердвижения в республиках Прибалтики, Молдавии, в основном состоящие из представителей русскоязычного населения. Они ведут борьбу за политическое уравнение в гражданских правах для всех народов, проживающих на территории данных республик. Причина их возникновения — сначала постановка, обсуждение, а затем, как в Прибалтике, и принятие законов с цензом оседлости и пассивным избирательным правом по отношению к части некоренного населения республики. В программных установках движения ориентируются на традиционные а их понимании ценности социализма и марксизм-ленинизм в теории. К интердвижениям примыкают Союз трудящихся Молдавии, Объединенный Совет трудовых коллективов Эстонии, некоторые республиканские забастовочные комитеты. В условиях нарастающей конфронтации межнациональных отношений, всплеска антирусских настроений интердвижения вступили в сотрудничество с «патриотическими движениями» в России.

Особую остроту деятельность подобных движений приобрела в Литве, где уже как и в Эстонии и Латвии, созданы общественные комитеты «Защиты Советской власти», «Защиты прав советских граждан». В ряде районов, контролируемых интердвижениями и созданными ими организациями, в прибалтийских республиках сформированы ими и органы власти (в основном в местах преимущественного проживания русскоязычного населения).

 

 

Могущество


Бесплотные духи, сотворенные из более тонкого вещества, чем человек, в своих
действиях гораздо свободнее, в способностях гораздо развитее, нежели люди;
изначально наделены силами, позволяющими им оказывать мощное влияние на
материальный мир; кроме того, они имеют несравненно большие знания об устройстве
и законах вселенной, владеют средствами, позволяющими преодолевать законы
видимого мира.

'Сатана обладает большим мужеством, невероятной хитростью, сверхчеловеческой
мудростью, острейшей проницательностью, совершенной рассудительностью,
несравнимым мастерством в плетении самых хитрых интриг и злобой и беспредельной
ненавистью ко всему человечеству, безжалостной и непроходящей', — писал в 1563
г. врач-скептик Иоганн Вейер.

Границы могущества Дьявола определяются трудно. Конечно, оно несравнимо со
всемогуществом Божьим, но все же велико и грозно. Как мятежник, Сатана сокрушен
без надежды на улыбку победы. Но, побежденный по совокупности, он мстит за себя
непрерывным бунтом в розницу. Он проникает в счастливые обители наших
прародителей и вводит в гармонию божественного творчества грех, разлад и смерть.
Он наполняет Вселенную ядом своим и побуждает ее к отречению от Бога. Он
становится 'князем мира сего' в пространстве и времени. Правда, власти у него
ровно настолько, сколько Бог его злобе терпит, но нельзя не признать, что
пределы этого терпения чрезвычайно широки и, действуя в них, Сатана вооружен и
собственной инициативой, и собственной внутренней, а не заимствованной или
отраженной силой. Все зло мира истекает из него, и чрезмерность зла дает понятие
о гигантском могуществе источника. Искупительное воплощение Христа, конечно,
нанесло Дьяволу жестокий удар, — настолько, что однажды он, явившись к
св.Антонию, протестовал, зачем люди продолжают осыпать Дьявола проклятиями и
ругательствами, тогда как он, после пришествия Христова, стал совершенно
бессилен. Но Дьявол хитрил. В язычестве умерла, быть может, его абсолютная
власть над землею, но не умерла сила. Христос победил его, но не отнял у него
оружия, и Сатана сейчас же начал новую борьбу, отвоевывая у победителя
человечество шаг за шагом, душу за душою. И по прошествии нескольких веков по
искуплении царство Сатаны опять полно рабами, а картина мира столько же
печальна, как пред искуплением.

Распространяясь одинаково как на природу, так и на человека, могущество демонов
обусловливается их чудесными способностями. Они могут в мгновение ока
переноситься с одного конца Вселенной на другой, углубляться в землю и воду,
проникать в стихии. Вещественная природа в особенности подчинена им. Не надо
забывать, что многие еретические секты считали материю творением Сатаны. По мере
того как в религиозной идее обострялся контраст между материей и духом и
материя-враг осуждалась на проклятие и гибель как сила темная и развращенная, —
фантазия дрессируемых католичеством народов должна была все более склоняться к
тому, чтобы видеть в природе великую лабораторию и царство Сатаны. Это одна из
причин, почему в Средних веках так бедно и скудно было чувство природы.
Огромную власть имели демоны над землею, в центре которой отводилось место для
Ада. Их делом были или могли быть землетрясения, а тем более извержения
вулканов, которые вообще почитались пастями и отдушинами Ада. Когда Дьявол
спешил возвратиться в свой Ад кратчайшим путем, он проваливался сквозь землю в
любом месте, как в театральный трап.

Не все в природе подчинялось демонам в одинаковой степени. Некоторые вещества и
условия местности их как бы притягивали, другие их, наоборот, отталкивали.
Дьявол большой любитель романтического пейзажа: его излюбленное пребывание —
среди уединенных скал, в ущельях обрывистых гор, в густых и темных лесах,
пещерах, провалах, — во всех угрюмых странах природы. Думали, что бес в таких
местах особенно силен — потому их и любит.
Технические способности Сатаны беспредельны. Он знает все искусства, ремесла и
мастерства, но, разумеется, не разменивается в их области на пустяки, а
предпринимает только работы, достойные своей ловкости и силы. В Западной Европе
Сатана получил страсть к архитектуре и строительству. Великое множество мостов,
башен, стен, акведуков и тому подобных построек приписываются этому странному
зодчему и инженеру. Это он сложил знаменитую стену между Англией и Шотландией,
воздвигнутую по повелению императора Адриана. Он же перекинул мост через Дунай в
Регенсбурге, через Гону в Авиньоне и другие, так называемые 'чертовы мосты'. В
варварские и бедные Средние века громадные римские постройки, включая и великие
военные дороги римлян, казались превосходящими силы человеческие и, кроме
дьявольского художества, народ не находил, кому их приписать. Страннее всего,
что Дьявол употреблял иногда свои архитектурные таланты также на сооружение
церквей и монастырей. Но, конечно, в этом случае он либо преследовал какие-либо
свои тайные цели, либо был побуждаем волею, сильнейшею его. Так, говорят, им
были сделаны планы и другие рисунки для Кельнского и Ахенского соборов, а
последний даже отчасти, если не весь, им выстроен. В Англии считается постройкою
Дьявола аббатство Кроулэнд. Дьявол настолько гордится своим зодческим талантом,
что однажды вызвал архангела Михаила, старого своего неприятеля, на конкурс, кто
построит красивее церковь на горе Сен-Мишель в Нормандии. Архангел, как и
следовало ждать, победил, но и Дьявол не ударил лицом в грязь; притом
архангелова церковь была за красоту взята на небо, так что грешный мир о ней
судить не может, а Дьяволом воздвигнутая осталась на земле, и ею до сих пор
любуются туристы, как готическим шедевром. Обыкновенно черт, когда берется
возвести твердые стены, церковь или мост, то в награду требует душу того, кто
первый вступит в новое здание. Чудесность дьявольских построек заключалась не
только в их совершенстве, но и в скорости, с которою они созидались. Часто
Дьяволу давался для них срок не более как в одну ночь, — и он успевал, если
только люди его не надували, чего по отношению к Дьяволу, кажется, никто и
никогда грехом не почитал. Обязавшись на протяжении одной ночи выстроить
церковь, Дьявол переносил на место постройки из отдаленнейших мест целые
гранитные скалы, глыбы и плиты цветного мрамора, иногда даже колонны, похищенные
в каком-нибудь древнем языческом храме, вековые дубы и ели, металлические брусы
и балки и, не покладая рук, рубил, строгал, буравил, тесал, ковал, лил,
полировал, рыл, складывал, штукатурил, красил, рисовал, расписывал, ваял, так
что с наступлением утра первый луч солнца уже зажигал на башнях яблоки из
превосходного полированного золота и отражался в художественной живописи
огромных стрельчатых окон. И уж за такую постройку нечего было бояться, что
через год или два в ней обрушится потолок или обвалится стенная штукатурка.
Единственно, от чего Дьявол систематически уклонялся, это — увенчать свое здание
крестом. Да и то один адский архитектор умудрился и выстроил для шведского
короля Олафа Святого высочайший собор с крестом. Но однажды святой король,
поднявшись на кровлю собора, с ужасом увидел, что то, что снизу кажется людям
крестом, в действительности — золотая фигура коршуна с распростертыми крыльями.
Чудовищная сила сопровождается в Дьяволе проворством и ловкостью величайшего
акробата и фокусника. Еще Тертуллиан утверждает, что Дьявол даже умеет носить
воду в решете. На этой сверхъестественной ловкости Дьявол обыкновенно
попадается, когда хочет скрыть свою истинную породу, — забывшись, он непременно
раскроет свое инкогнито, проделав что-нибудь такое, что далеко превосходит самые
крайние пределы человеческих средств.

Наука и сила синонимы, а потому знание Сатаны делает его 'могущественным духом'.
'Очевидно, что дьяволы обладают глубочайшими знаниями обо всем. Ни один богослов
не может истолковать Священное Писание лучше них, ни один адвокат лучше них не
знает законов и установлений, ни один врач или философ лучше них не разбирается
в строении человеческого тела или в силе камней и металлов, птиц и рыб, деревьев
и трав, земли и небес', — так лестно отзывается о них французский судья по делам
ведьм Жан Боден.

Глубокие научные познания дьявола заставляли церковь подозревать в сношениях с
ними каждого ученого и, по возможности, сжигать его, как ученика сатанинского,
живым. Даже про папу Сильвестра II, поражавшего современников математическими и философскими познаниями, упорно говорили, что он заключил союз с Дьяволом.
Черти были знатоками богословия, цитировали на память Священное Писание и
рассуждали о таинствах с точностью и определенностью профессиональных теологов.
Из уст одержимых, телом которых они завладевали, демоны сыпали текстами из
Нового и Ветхого Завета, мнениями и сентенциями отцов и учителей церкви и часто
вгоняли в стыд заклинателей, которые вдруг оказывались совершенными невеждами в
сравнении с ними. Более того: св.Фурсей присутствовал при диспуте демонов о
грехе и наказании даже не с людьми, а с ангелами, — и нечистые не ударили лицом
в грязь ни в диалектике, ни в богословии. Известно, что в богословском споре
Дьявол припер самого Лютера к стене настолько плотно, что бедный реформатор,
истощив все логические аргументы, предпочел просто запустить в него
чернильницей.
Расходятся мнения и о том: зная все тайны природы, знают ли демоны также тайны
человеческой души? Могут ли они проникать в глубину совести, шпионить за нашими
мыслями и чувствами? Некоторые отрицают это на том основании, что в таком случае
человек оставался бы совершенно беззащитным против их наущений и искушений.
Поэтому демонам не дано видеть душу человека и они только большие физиономисты:
по внешним признакам угадывают мысль и волю, читают в уме и чувстве, что,
собственно говоря, может делать и человек, но у дьявола в тысячи раз больше
умения, опыта и навыка. Другие богословы, и между ними сам князь их, Фома
Аквинат, наоборот, полагают, что демоны читают в душе нашей, как в раскрытой
книге. Гонорий из Отена (ум, около 1130 г.) думал, что демонам надо знать злые
стремления человеческой мысли и воли, добрые же — нет. Дело в том, что свое
знание первых дьявол много раз доказывал, внезапно обличая своих заклинателей
при все честном народе в самых тайных и сокровенных грехах их, не исключая и
мысленных.
Во власти над человеком Сатана был ограничен известными условиями: над плотью он
имел ее гораздо больше, чем над духом. Тело, плоть, материя, животная часть
человека почиталась настолько дружелюбною и подчиненную Сатане, что некоторые
еретики думали даже, что человек телесно создан Сатаною, а не Богом. Отсюда
взгляд на тело как тюрьму духа, как на зачинщика всякого греха, как на
развращенную силу, стремящуюся навстречу воле отца всех пороков и лжи, как на
источник поэтому разлада в жизни человеческой, как на союзника бесов против
Бога. Дьявол ценил своего союзника и ласкал его. Он обольщает тело, награждая
его красотою и здоровьем, чтобы оно возгордилось перед бедной, серенькой душой и
подавило ее; он обостряет плотские аппетиты, вожделения, похоти, умножает его
запросы, повышает требования от жизни, так что душа теряется перед ними и должна
тянуться на поводу у тела. Либо, наоборот, чтобы лишить душу терпения и довести
ее до отчаяния. Дьявол мучит тело болезнями и тысячами несчастий, как было это с
Иовом многострадальным. Эпидемии и эпизоотии очень часто почитались делом рук
Дьявола.
В атаках своих на душу Дьявол встречал преграду в свободной воле человека,
которую все богословы единогласно считали сильнее его ухищрений. Но правило
имело исключения, по которым во власти Сатаны остаются бесноватые, отлученные от
церкви и некрещеные. Что касается первых, то в них душа отравлялась как бы
заразою от тела: проникнув в тело. Дьявол понемногу просасывался и в душу,
заставляя одержимого хотеть, думать, говорить и делать только то, что угодно
Сатане.
В душу нормального христианина — крещеного члена церкви и не бесноватого — путь
Дьяволу открывает совершенный грех. Поэтому естественная забота Дьявола — чтобы
грешили как можно больше. Для этого демон смущает душу мятежными мыслями,
нескромными грезами, будоражит чувства, посылает тысячи греховных призраков и
мыслей. Он нападет на души во сне, когда разум потемнен, а воля ослабла, и
расставляет им сети и осаждает их видениями и снами, оставляющими по себе
опасные тревоги и смуты. Даже души святых не свободны от его влияния.
Сильно влияя на индивидуальную жизнь человека, Сатана ярко отражал образ свой и
в собирательной участи народов и всего человечества. Все отцы и учители церкви
согласны в том, что им изобретены ложные религии, ереси, тайные науки; он
бросает семена раздоров, подсказывает заговоры, воспитывает мятежи, накликает
голод, внушает войны, возводит на престолы злых государей, посвящает антипап,
диктует вредные книги, а в промежутках между всеобщими бедствиями сеет частные:
пожары, несчастные случаи, кораблекрушения, убийства, грабежи, соблазны,
разорения. Для всего этого он располагает громадными средствами, так как ему
известны и подвластны все сокровища, скрытые в земле. Со временем сын Сатаны и
главный его наместник — Антихрист — получит все эти богатства в свое
распоряжение, чтобы ценою их сделаться владыкою мира. Потому, вероятно, церковь
так усердно и собирала богатства, грабя его со всего мира, — чтобы насколько
возможно ослабить бюджет будущего врага.

Не менее спорный вопрос — знают ли дьяволы будущее. Большинство теологов
высказывается отрицательно: если бы Дьявол, зная прошедшее и настоящее, знал еще
и будущее, то чем же его знания отличалось бы от знания Бога? И как бы Бог
потерпел, чтобы дьяволы заранее знали его предначертания через веки веков?
Подобным знанием они не обладали и раньше своего изгнания из рая, так как иначе
не подняли бы бесполезного восстания. Ведь и добрые ангелы не имеют
непосредственного знания будущего, а знают его лишь постольку, поскольку Бог
допускает их читать мысли Его.

Как же объяснить предсказательные способности дьяволов? Ориген говорит, что они
узнавали будущее по движению планет; мнение, плохо примиримое со взглядами
Лактанция, который именно астрологию признавал ложным изобретением демонов.
Св.Августин полагал, что дьяволы не имели непосредственного и прямого знания
будущего, но, благодаря способности переноситься с места на место быстрее
молнии, а также благодаря изощренности своих чувств и интеллекта, они были
облегчены в логической работе настолько, что по заключениям настоящего могли
воображать и угадывать будущее чуть не наверняка. Св.Бонавентура полагает, что
они не знают будущего как возможности, а только угадывают ее как планомерность,
так как они великолепнейшие натуралисты и до тончайшего совершенства выучили все
законы и тайны природы.

При всем этом церковь не забывала оговариваться, что гений, ловкость и сила
Дьявола необыкновенны только по сравнению с человеческими, божественный контраст
обращает их в ничто.

еще рефераты
Еще работы по истории