Лекция: О святом Кресте Христовом

Православная Церковь почитает и превозносит Крест Христов как орудие нашего спасения, освящающее и сохраняющее весь мир, о котором молился Господу псалмопевец Давид (Пс. 59, 6), прославлял премудрый Соломон (Прем. 14, 7), пророчествовали пророки (Ис. 11, 12; 60, 13; Зах. 10, 8.

Как кровяной знак на дверях домов избавил от смерти первенцев еврейских, так крест, обагренный Кровью Христовой, избавляет православных христиан от адской погибели (Исх. 12, 7–13). Моисей крестовидным поднятием рук победил амаликитян (Исх. 17, 11), так и Христос, распростерши руки на кресте, победил диавола. В память этого «устроил Моисей жертвенник, и нарек ему имя: Яхве Нисси», что значит «Господь знамя мое»; жертвенник этот тоже прообразовал крест (Исх. 17, 11–15). Так и ныне православные христиане, знаменуя себя крестным знамением, побеждают силою Креста силу диавольскую. Знамя со змием прообразовало Христа (Ин. 3, 14) — это говорил Сам Спаситель (Числ. 21, 8–9). И Православная Церковь верует, что, с надеждою, верою и любовью взирая на Крест Христов, мы избавляемся от проклятия греха, смерти.

До пришествия Христова крест был позорнейшим орудием казни. Христос пострадал, как предсказано о Нем (Деян. 3, 18), на кресте умер и воскрес и этим спас нас. Крест, таким образом, явился средством спасения всех православных христиан.

Для Православной Церкви Крест — есть орудие примирения с Богом, так как Христос уверовавших в Него иудеев и язычников благоволил примирить с Богом«в одном теле» Церкви Его (Еф. 2, 16 ), и все земное и небесное (Кол. 1, 20).

Крест — оружие и знамя победы Христа над диаволом (Кол. 2, 14), смертью на кресте Он лишилсилывладыку смерти, диавола (Евр. 2, 14).

Крест — орудие уничижения за нас и прославления Христа (Флп. 2, 8–9).

Перед пришествием Христовым «явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф. 24, 30), по которому православные христиане узнают своего Спасителя и Судию.

Проповедь христианства была проповедью о Распятом на кресте (1Кор. 2, 2), проповедью о кресте, который считался позором, и она отвращала людей (1 Кор. 1, 23). Но православные христиане вслед за апостолами хвалятся презираемым крестом (Гал. 6, 14), и опасаются, как и апостол Павел, «чтобы не упразднить креста Христова…» (1 Кор. 1, 17–18).

Веруем, что Крест Христов является новозаветным жертвенником и великой новозаветной святыней православных христиан (Евр. 7, 27; 10, 10). «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» (1Пет. 2, 24). Древо это, то есть крест, и есть новозаветный жертвенник, которым мы освобождаемся от грехов. Такой великой святыней были ветхозаветный жертвенник (Исх. 30, 22–29 /ср. Лев. 8/). Кровь жертвенника освящала все (Исх. 29, 21). Если ветхозаветный жертвенник, освященный елеем, был великой святыней и если кровь ветхозаветного жертвенника освящала все, то мы веруем, что тем более святая Кровь Христова освятила Крест, на котором Спаситель принесся в жертву. Кровь Христова от ран гвоздинных обагрила Крест и освятила его.

Веруем также, что вещественная святыня может освящать, так как Священное Писание говорит нам об этом (Мф. 23, 19; 23, 17).

Многовековой опыт Православной Церкви убеждает нас, что через вещественную святыню происходят чудотворения, и в Библии мы находим множество тому подтверждений. за незаконное отношение к ветхозаветной святыне Господь убивал, карал людей (2Цар. 6, 6). Ковчег, захваченный в плен филистимлянами, творил чудеса: разбил Божией силой идола Дагона и покарал народ наростами (1Цар. 5, 3–6). Медный змей (на кресте) на знамени творил чудеса исцеления силою Божией (Числ. 21, 8–9). И в Новом Завете при молитвенном возложении креста на мертвого Бог воскресил его. Это единогласно свидетельствуют все древние историки христианские и отцы Церкви.

Православная Церковь верует, что вещественную святыню должно чествовать: в Ветхом Завете к священным предметам относились благоговейно, тем более должно относиться благоговейно к новозаветному кресту. Как и пророчествовало Писание о почитании Креста — Ис. 60, 13; Прем. 14, 7.

Православная Церковь поклоняется Честному и Животворящему Кресту, как пророчествовал об этом Ветхий Завет (Пс. 131, 7), как поклонялись вещественной святыне ветхозаветные праведники (Пс. 5, 8; 137, 2; а также: Числ. 20, 6; Нав. 7, 6; 4 Цар. 18, 22; Ис. 36, 7). Ветхозаветное пророчество о поклонении кресту признавал и апостол Павел (Евр. 11, 21).

Крест Христов почитается христианами с первых дней христианства. Православные христиане изображали святой крест в своих подземных храмах-катакомбах, и эти изображения остались доныне.

 

еще рефераты
Еще работы по истории