Лекция: О предопределении

Веруем, что всеблагой и живущий вне времени Бог, вечно зная свободный выбор разумных существ, предопределил к славе тех, которых избрал от вечности; а которых отверг, тех предал осуждению. Это произошло не потому, что Он захотел одних оправдать, а других оставить и осудить без причины, ибо это несвойственно Богу, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). но поскольку Он предвидел, что одни будут хорошо пользоваться своей свободной волей, а другие худо, то посему одних предопределил к славе, а других осудил.

Православная Церковь верит, что каждый человек и ангел обладает свободой выбора. И именно то, как распорядятся этой свободой человек и ангел, и является причиной того, что Бог от вечности одних предопределяет к вечной славе, а других — к вечной гибели. Ведь спасение совершается в сотрудничестве воли Божией и воли человеческой.

Те, кто предузнаны Богом от вечности, призываются Его Божественной благодатью (несотворенной Божественной силой) к спасению в Православной Церкви. Они принимают открытую Богом православную веру и раскаиваются в своих грехах. Бог очищает их от греха через Крещение и Причастие и другие таинства, дает им Божественную силу к творению добрых дел в Православной Церкви. Бог руководит ими в их христианской жизни и через Церковь помогает побеждать сатану. Бог Сам укрепляет их свободу в добре, и делает свободными детьми Своими. И так люди в Православной Церкви делаются предопределенными к вечной жизни.

Предопределенных к спасению Бог Сам призывает, Сам оправдывает и Сам освящает через Церковь. Но все это происходит не без участия всех сил человека. Бог открывает Себя человеку — человек принимает православную веру и отвергает все ложные учения. Бог очищает от греха в Крещении и Покаянии — человек обещает больше не грешить. Бог дает православному христианину благодать Святого Духа — а он использует ее через веру, действующую любовью (Гал. 5, 6). Поэтому хотя спасение только от Бога, но для него необходимы от человека и православная вера, и жизнь по заповедям Божиим, и принадлежность к Православной Церкви. Свободный выбор человека, делающий его предопределенным к вечной жизни, должен выражаться и в мыслях, и в словах, и в делах, и во всем образе жизни.

Если же некоторые считают, что Бог предопределяет или осуждает, нисколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, — это мы почитаем безумием и нечестием; ибо в таком случае Писание противоречило бы само себе. Бог непричастен никакому злу, равно желает спасения всем, у Него нет места лицеприятию — посему мы исповедуем, что Он справедливо предает осуждению тех, которые остаются в нечестии по развращенной своей воле и нераскаянному сердцу. Но никогда не называли и не назовем виновником вечного наказания и мучений, как бы человеконенавистником, Бога, Который Сам сказал, что «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15, 10).

 

еще рефераты
Еще работы по истории