Лекция: Обязанности человека

Обязанности к себе: развитие духовной личности (отличие от эгоизма). Постепенность этого развития.

Живя в этом мире, христианин находится в постоянном, живом взаимообщении с Богом, и с ближними — с окружающими людьми. Вместе с этим, в течение всей жизни заботится о самом себе — о своем телесном благополучии и душевном спасении. А поэтому — и его нравственные обязанности можно разделить на три группы: обязанности 1) по отношению к самому себе, 2) к нашим ближним и 3) высшие обязанности по отношению к Богу.

Первой, и самою важной обязанностью человека в отношении к самому себе является выработка в себе духовной личности — нашего истинного, христианского «я.» Духовная личность христианина это не есть что-то данное ему сначала, нет, это есть нечто искомое, приобретаемое и вырабатываемое его личными трудами и усилиями. Ни тело христианина, с его способностями, сипами и стремлениями, ни самая душа его как прирожденный центр его сознательных переживаний, как жизненное начало — не есть его духовная личность, духовное «я.» Эта духовная личность в христианине есть то, что резко отличает его от всякого нехристианина, и в Священном Писании называется не душою, а духом. Этот дух — есть именно центр, средоточие духовной жизни, он стремится к Богу и бессмертной, блаженной вечной жизни. Задачу всей жизни человека мы определяем как необходимость использовать земную временную жизнь, для приготовления к вечной, духовной жизни. В данном случае это можно сказать и другими словами. Именно — задача земной жизни человека заключается в тем, чтобы oн в течение этой жизни сумел создать, выработать свою духовную личность, свое истинное живое, вечное «я.»

О своем «я» можно заботиться по-разному. Есть люди, которых называют эгоистами и которые очень заботятся о своем «я» и лелеют его. Но эгоист думает только о себе, и ни о ком более. В своем эгоизме он стремится добиться личного своего благополучия и счастья каким угодно путем — хотя бы ценою страдания и несчастья ближних. И в своем ослеплении он не замечает того, что с истинной точки зрения — в смысле христианского понимания жизни — он только вредит себе, своему бессмертному «я.»

И вот — христианство, призывая человека к созиданию своей духовной личности, заповедует ему и здесь, в путях этого созидания, — различать добро и зло, и истинно-полезное от мнимо-полезного и вредного. Оно учит нас тому, что мы должны все, дарованное нам от Бога, — здоровье, силы, способности, природные свойства и качества — все это считать не за свое «я,» а именно за дарования нам от Бога, И это мы должны употребить (как материалы при постройке здания) — на созидание своего духа. А для этого мы должны все эти «таланты,» данные Богом, употребить не только для себя — эгоистически, но и для других. Ибо законы Небесной Правды противоположны законам земной выгоды. По понятиям земным — приобретает тот, кто на земле собрал для себя; по учению Божией Небесной правды, приобретает (для вечности) тот, кто в земной жизни — раздает и благотворит. В известной притче о неправильном домоправителе (Луки 16 гл). главною мыслью и ключом к правильному пониманию ее — и является принцип противоположности между понятиями земного эгоизма и Божией правды. В этой притче Господь земное богатство, собранное эгоистически — для себя, прямо назвал «богатством неправедным» и заповедал употреблять его не для себя, а для других, чтобы быть принятым в вечные обители.

Идеал христианского совершенства недостижимо высок. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный,» сказал Христос Спаситель (Матф. 5, 48). И поэтому — в работе человека над собой, над своей духовной личностью — не может быть конца. Вся земная жизнь христианина есть беспрестанный подвиг нравственного самоусовершенствования. И конечно, совершенство христианское дается человеку не сразу, но постепенно. Преподобный Серафим Саровский одному христианину, который, по своей неопытности, думал сразу достичь святости, говорил: «все делай потихоньку и не вдруг, добродетель не груша, ее вдруг не съешь...» И Апостол Павел, при всей своей духовной высоте и мощи, не считал себя достигшим совершенства, но говорил, что он еще только стремится к такому совершенству — «к почести вышнего звания во Христе Иисусе...» (Фил. Ill, 12-14).

 

еще рефераты
Еще работы по истории