Лекция: Общие сведения о написании курсовых работ и дипломного сочинения

Хотя учебные цели и задачи написания курсовых работ и дипломного сочинения с дидактических позиций различны, в подходах к этим видам текстовой деятельности есть много общего, что делает необходимым ознакомление с общими положениями для данных видов искусствоведческой деятельности. Методическая логика любой исследовательской работы определяется тремя основными этапами деятельности:

1 этап – рождение идеи и общего замысла, обдумывание направленности исследования, его проблематики и формулирование темы;

2 этап – разработка содержательного плана, научного аппарата и написание основного текста глав;

3 этап – в заключение формулируются выводы, идёт оформление согласно требованиям научного аппарата – введения, основного текста, и библиографического списка и приложений, корректировка работы и проверка грамотности.

 

2.1.1. Выбор темы и разработка замысла учебно-научного искусствоведческого исследования

Одним из сложных и самых важных этапов в написании курсовых и дипломных работ является разработка содержательного компонента исследования, его замысла, коим являются выбор темы, определение основной идеи и направленности проблематики, чему, как правило, предшествует знакомство с отечественной и зарубежной научной литературой. Следуя логики исследовательской работы, тема понимается как сущностная часть исследования. Она связывается с его проблематикой, предметом исследования и идейной направленностью, целеустремленностью научных поисков. Таким образом, можно говорить о теме учебно-научного исследования на уровне обоснованности постановки проблем, актуализации рассматриваемых вопросов и выборе ведущей идеи, на уровне установки значимых связей и выводов как результатов исследовательской работы. Название темы представляет собой наиболее лапидарную форму научного текста, сведённого к одному предложению, выражающего суть содержания текстового объекта и основную проблему исследования. Как отмечает Кузин Ф.А., правильно выбрать тему работы – это наполовину обеспечить успешное её выполнение [20] .

Для выбора темы немаловажно учитывать уровень содержательной сложности предстоящей учебно-научной работы, и в формулировке темы отразить суть содержательного аспекта исследования:

Работа 1 уровня сложности — описательно-аналитического характера, в самом названии может содержать дидактический аспект предусматривающей анализ и обобщение материала: «Образно-стилистический анализ пейзажа И.Левитана «Над вечным покоем» или «История изучения картины И.Левитана «Над вечным покоем», или «История создания и образно-стилистический анализ картины И.Е. Репина «Не ждали».

Работа 2 уровня сложности – частично-поискового аналитически-проблемного характера предусматривает освещение темы под тем или иным углом зрения, с какой-то определённой научной позиции. Например: «Философские аспекты образа природы в пейзаже И. Левитана «Над вечным покоем», или «Особенности поэтического строя пейзажа Федора Васильева «Мокрый луг», или «Отражение народного идеала женской красоты в картине Б. Кустодиева «Русская Венера».

Работа 3 уровня сложности – концептуально-аналитического творческого характера, что предполагает системность и контекстность изложения материала относительно ведущей идеи с искусствоведческих, исторических, философских, социальных, культурологических или каких либо других позиций. Например: «Пейзаж И. Левитана «Над вечным покоем» в контексте русской философской мысли конца XIX – начала XX веков» или «Человек в очках» М.В. Добужинского как образ – символ урбанистической цивилизации», или «Инфернальные черты образа Иды Рубинштейн в трактовке Валентина Серова».

Можно рассмотреть формулировку той или иной темы сразу относительно трёх уровней сложности и остановиться на одной из них. Например:

1 уровень сложности – «Образно-стилистический анализ скульптуры С.Т. Конёнкова «Стрибог» или «Художественный образ и стилистика скульптуры С.Т. Конёнкова «Стрибог»;

2 уровень сложности – «Отражение языческих сентенций (мнений, представлений) в скульптуре «Стрибог» С.Т. Конёнкова»;

3 уровень сложности – «Скульптура «Стрибог» в контексте языческой тематики в творчестве С.Т. Конёнкова».

Относительно натюрмортного жанратемы могут быть сформулированы следующим образом:

1 уровень сложности – «Образно-стилистический анализ натюрморта «Рыбы, вино и фрукты» К. Коровина»;

2 уровень сложности – «Цветопластическая основа натюрморта «Рыбы, вино и фрукты» К. Коровина»;

3 уровень сложности – «Натюрморт «Рыбы, вино и фрукты» К. Коровина и живописные проблемы русского импрессионизма начала XX века».

Определение уровня сложности будущей работы и формулировка относительно него темы поможет сэкономить силы и время, установив критерии выполнения курсовой или дипломной работы. В процессе работы тема может меняться и корректироваться, но основную её суть необходимо определить в начале исследовательской деятельности.

Внешние факторы выбора темы исследовательской работы, влияющие на формулировку темы, на выбор идеи и замысел учебно-научного исследования, – это такие как актуальность, её важность и злободневность темы, малая степень исследованности, перспективность. Эти параметры учебно-научной работы помогут ощутить значимость предполагаемого исследования и определить её предметно-видовую направленность. Что бы выбрать ту или иную направленность работы: идеологическую, историческую, теоретическую, практическую, онтологическую, прагматическую, материалистическую, идеалистическую, теологическую, социологическую, политическую, культурологический или цивилизационный подходы, характеристики которых имеют в основе разные критерии оценки явлений, необходимо представлять специфику метода каждого из направлений. Если в советский период исследователь обязан был придерживаться ортодоксальной материалистической марксистско-ленинской позиции, то теперь плюрализм мнений оставляет за автором право выбрать ту точку зрения на рассматриваемые проблемы, которую он считает наиболее целесообразной согласно теме. Например, иконопись необходимо рассматривать, прежде всего, исходя из соответствия формы теологическому концепцию и только потом с позиции светской науки, а академическую живопись из идеологических установок классической школы. Если идея содержательно бедна и мало интересна, а название работы сформулировано неудачно, такую тему будет трудно раскрыть, а содержание актуализировать. Недостаточность оснований для исследовательской работы по данной теме или сомнительность новизны идей делают работу безуспешной и приносят разочарование в научной деятельности. Между тем желательно, чтобы результаты курсовых работ и дипломного сочинения были в будущем использованы специалистом. Таким образом, хотелось бы, чтобы выбранная тема, обозначенная идея и рассматриваемый круг проблем были перспективными для дальнейшего ведения исследования на уровне кандидатской, а со временем и докторской диссертаций, ибо, как гласит пословица, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.

Несомненно, тема должна быть связана с общим замыслом и основной идейной направленностью работы. От формулировки темы часто зависит степень научности подхода к исследованию. Темы могут быть новаторскими и традиционными, связанными с историей, критикой или теорией искусства, но какая бы тема не была взята, уже в формулировке должен читаться аналитический подход к исследованию. Нежелательна назывная формулировка темы, таящая в себе неопределённость исследовательских поисков, типа: «Рисунки В.А. Серова» или «Русский натюрморт конца XIX- начала XX века», «Пейзажи импрессионистов», «Творчество Андрея Рублева», «Картины Веласкеса». Такие темы подходят для монографий или популярных статей, альбомов, книг, но не для научного исследования, где требуется умение видеть проблемы, ставить цели, определять задачи и методологию исследования. В искусствоведческой науке такие расплывчатые названия нежелательны. Не приемлемы в научно-учебных исследованиях метафорические, аллегорические и другие художественно-образно сформулированные названия, типа: «Зажигательные образы Б. Кустодиева» или «Тайны живописи Николая Рериха», «Ожившие образы Федора Рокотова» или «Живые вещи», «Тихие пейзажи», «Причудливые животные Чарушина». Художественно-образный назывной стиль не подходит для научного текстового жанра. Вполне приемлемые названия для популярного стиля и беллетристики они не желательны в научном обиходе.

Также ошибкой является желание студента охватить темой сразу широкий спектр вопросов. Между тем, чтобы достичь хороших результатов в учебно-научной работе, необходимо сформулировать тему узко и конкретно, особенно в начале научной деятельности. Желательно точно выделить в ней объект и предмет исследования, если нужно, ограничить хронологические рамки исследования, обозначить характер рассматриваемых проблем, и опираться на соответствующий профессиональный опыт признанных специалистов, методологию, отражённую в научных трудах (степень изученности вопроса – обзор литературы), профессионально грамотно заявить о своей будущей работе.

Желательно, чтобы темы, выбираемые для учебно-научной работы, были связаны с наличием артефактов, которые были бы доступны исследователю. Так как произведения искусства раскрываются, как правило, лишь при непосредственном длительном общении с подлинниками – это первое. Во – вторых многие параметры произведения такие как, например, размер, колорит, характер мазка и др., искажаются при воспроизведении, что затрудняет исследование как с точки зрения точности анализа произведений, так и соответственно со стороны верификационности (истинности) выводов. Особенно трудно вести исследовательскую работу на основе иллюстративного материала с объемно-пространственными и средовыми объектами, такими как скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства и памятниками архитектуры.

Также необходимо учесть временные рамки, отведённые учебным планом для той или иной учебно-научной работы. Даже если у студента есть все предпосылки к творчеству, но нет, в силу тех или иных обстоятельств, достаточного времени, а желательно не выходить из графика и вовремя сдавать тексты на проверку, то выполнить проблемно-поисковую или творчески-концептуальную работу будет сложно. Всё это неплохо проанализировать перед началом исследовательской работы, выявив степень своих притязаний как студента и будущего специалиста.

Хотелось бы обратить внимание на некоторые приемы, которые могут помочь в выборе уровня и направления исследования, поисков основополагающей идеи, формулировки темы – это:

1. Просмотр рефератов, курсовых и дипломных работ, выполненных ранее на кафедре, каталогов и авторефератов защищённых диссертаций по интересующему кругу вопросов.

2. Просмотр аналитических обзоров достижений науки, трудов написанных ведущими специалистами в данной области, знакомство с кругом смежной литературы, прочтение монографий и научных статей по интересующей проблематике.

3. Выбор темы по принципу повторения ранее выполненного исследования, но с использованием новых более совершенных методов, в свете открытых фактов, оригинальных точек зрения, в неожиданном контексте, что даст новые результаты в раскрытие уже известных фактов.

4. Тема может предполагать обобщение материалов, критический обзор литературы с постановкой новых проблем, касающихся тех или иных явлений искусствоведения, историографии и источниковедения.

5. Использование системного или комплексного подходов к изучению уже известного материала также даст новые результаты.

6. Вычленение из известного материала и углублённое исследование какого-то одного вопроса, рассмотренного с новой точки зрения в русле современных направлений научной деятельности.

7. Консультации с ведущими специалистами для определения малоизученных проблем, которые актуальны на данное время, то есть к которым проявляется повышенный интерес в научных кругах, общественной жизни, в педагогическом процессе. [2, с. 33, 34]

Таким образом, при выборе темы не следует идти на поводу у случайных обстоятельств, сиюминутных желаний или прихоти, а желательно руководствоваться вескими внутренними и внешними мотивационными факторами и аргументами в пользу тои или иной темы, идеи замысла исследования.

Хотелось бы обратить внимание на положительность результатов учебной работы при написании курсовых и дипломных сочинений в тех случаях, когда темы курсовых и квалификационного сочинения обсуждаются среди студентов и преподавателей на кафедре, на совете преподавателей с участием студентов, на семинарах по художественной критике. Так как в ходе «мозгового штурма», обсуждения будущей работы высказывается много полезных предложений, дополнений, разъяснений, что способствует более чёткой формулировки темы, выработки оригинальных идей и формирование интересного замысла. В результате обсуждения создаются предпосылки для продуктивной деятельности, имеющей чёткую научную направленность. Затем в процессе работы тема может корректироваться и уточняться в рамках заданной идеи и общего замысла.

Оценив свои возможности и всю совокупность требований к теме курсовой или дипломной работы, можно самому сформулировать заглавие учебно-научного исследования или выбрать подходящую тему из списков, предложенных преподавателем или кафедрой, затем, согласовав тему с руководителем и утвердив на кафедре, приступать к исследованию.

еще рефераты
Еще работы по истории