Лекция: Роль товарно-денежных отношений в раз-витии общественно- экономических формаций

Товарное производство охватывает не только производство предметов потребления. Оно охватывает также и производство средств производства, и рабочую силу, что получает полное развитие при капитализме. Этим капитализм принципиально отличается от социализма, при котором средства производства и рабочая сила не являются товаром.

Товарно-денежные отношения всегда играли как прогрессивную, так и регрессивную роль. Прогрессивная роль заключалась в самой функции товарно-денежных отношений – быть механизмом обмена продуктами производства. Однако по мере расширения товарного производства с ростом потребностей, с увеличением численности населения и исчерпанием ресурсов, отрицательные особенности товарного производства стали играть все большую роль. Негативная роль товарно-денежных отношений заключается в возможности с их помощью осуществлять эксплуатацию – присваивать чужой неоплаченный труд, а также присваивать и накапливать отдельными лицами общественное богатство. Кроме того, все виды умышленных преступлений и различных антиобщественных явлений, так или иначе, порождены товарно-денежными отношениями.

В различных общественно-экономических формациях товарно-денежные отношения играли различную роль. И здесь необходимо отметить две тенденции их развития – первую, связанную с расширением масштабов производства, ведущую к расширению масштабов товарно-денежных отношений; и вторую, связанную с сокращением сферы действия товарно-денежных отношений при смене общественно-экономических формаций. Эта вторая тенденция отчетливо прослеживается в приведенной выше таблице: те элементы производства, которые становятся обобществленными, выводятся из сферы действия товарно-денежных отношений, попытки же распространить на них эти отношения являются антиобщественными и преследуются обществом.

Так, например, продажа людей – рабов при рабовладельчестве или крепостных при феодализме – была вполне законной операцией, но такая же продажа людей при капитализме оказывается незаконной и наказывается.

Цель товарного производства при капитализме – погоня в конкурентной борьбе за максимальной прибылью, которая всегда является кражей и преступлением – присвоением чужого неоплаченного труда. Нет таких самых тяжких преступлений, которые не совершила бы буржуазия ради сверхприбыли.

Если при рабовладельчестве, феодализме и капитализме в связи с бурным ростом масштабов производства товарно-денежные отношения в целом явно растут, хотя на ранних стадиях развития производства – при рабовладельческом строе и при феодализме существовали натуральное производство и натуральный обмен, то при социализме в связи с обобществлением средств производства относительные масштабы товарно-денежных отношений в целом существенно сокращаются, несмотря на продолжающийся рост производства. Это сокращение сферы товарно-денежных отношений связано с тем, что средства производства и рабочая сила перестают быть товаром.

При социализме нельзя было свободно продать и купить фабрики и заводы, землю, их стоимость носила условный характер, используемый лишь государством для целей планирования. Трудящиеся отдавали значительную часть заработанного государству, но получали от государства значительную часть благ бесплатно или по пониженным ценам, заработную плату они получали от государства же, нанимаясь фактически сами к себе. Таким образом, средства производства и рабочая сила при социализме выводились из товарно-денежных отношений, первые – полностью, вторые – в значительной части. Это обстоятельство дало впоследствии повод для буржуазной критики роли денег при социализме («деревянный рубль»).

При социализме трудящимся оплачивается только часть труда. Неоплаченная часть труда возвращается им в виде бесплатных социальных гарантий и благ (здравоохранение, образование, отдых и т. д.), организованных системно, т. е. оптимально, что позволяет организовать их на системной основе и получить для каждого максимальный эффект при минимизации затрат. Кроме того, прибавочный труд идет на содержание тех отраслей и предприятий, продукция которых не является предметами личного потребления, но нужна всему обществу (расширение производства, оборона и т. п.). Таким образом, неоплаченная часть труда практически полностью возвращается трудящимся натурой. Лишь ничтожная часть труда не возвращается в случае просчетов, аварий, природных катастроф и расхищения социалистической собственности. Поэтому утверждение буржуазной пропаганды, что норма эксплуатации трудящихся Советским государством была значительно выше, чем в западных странах, является клеветой. По буржуазной оценке норма эксплуатации при коммунизме вообще составит 100%, так как деньги трудящимся вообще не будут выплачиваться! В буржуазном же государстве неоплаченный труд трудящихся идет или прямо в карман капиталиста, или поступает в распоряжение буржуазной власти и распределяется опять же в интересах капиталистов.

Следует особо подчеркнуть принципиально разную роль денег при капитализме и при социализме. Деньги при капитализме – это капитал, это право на приобретение средств производства, а через них – право на эксплуатацию – присвоение результатов чужого труда. При капитализме можно стать рантье – бездельником, живущим на проценты от вложенного капитала, т. е. паразитировать за счет трудящихся. Деньги могут также выполнять и функцию личной собственности, когда они используются для удовлетворения личных потребностей и не приносят дохода. Но при капитализме юридически (по закону), в отличие от социализма, практически нет различия между отношениями частной и личной собственности на деньги, так как через куплю-продажу они всегда обратимы. Деньги при социализме – это трудовая квитанция, право приобретения благ за общественно-полезный труд, это средство распределения общественных благ по труду. Наличие денег никого не освобождает от обязанности трудиться. Тунеядство при социализме преследуется как преступление, ибо никому не дано права паразитировать за счет других.

Коренное отличие личной собственности на деньги при социализме состоит в том, что на них нельзя, как правило, купить средства производства и нанять наемного работника (купить рабочую силу), а также жить на проценты с вкладов. В последнем случае (ростовщичество, рантье) деньги, банковские счета, акции и другие ценные бумаги являются частной собственностью и капиталом. При социализме они обязательно уничтожаются и запрещаются законом. Поэтому буржуазия злобно называет социалистические деньги «деревянными». Они не дают ей разбогатеть на эксплуатации народа, положить миллионы долларов под высокие проценты в иностранные банки, спекулировать валютой, купить недвижимость на западном фешенебельном курорте и т.д., не дают ей «жить по-человечески».

Для ограничения возможностей разобобществления государственной собственности путем ее расхищения, для предотвращения реставрации частной собственности на средства производства и для успешного развития производства в СССР было сделано выдающееся экономическое открытие, введены деньги двух типов – наличные для распределения предметов потребления населению и безналичные для средств производства и производимой продукции, а также целевые фонды. Перевод безналичных денег в наличные и из одного фонда в другой был строго запрещен и наказывался в уголовном порядке. Это в значительной степени защищало общенародную собственность от жуликов и общенародные интересы от личных корыстных интересов, создавало приоритет общенародных интересов. Охрана общенародной собственности защищала единство страны и коренные интересы всех народов СССР от «суверенитетов», сепаратизма, местничества, нацио-нализма, межнациональных конфликтов и войн.

Социалистические безналичные деньги не имеют ничего общего с безналичными деньгами капиталистической экономики в виде чеков, акций и других ценных бумаг, которые, как правило, не имеют ограничений для перевода в наличные или могут быть использованы вместо денег.

Строгое деление социалистических денег на наличные и безналичные и на целевые фонды вначале позволяло надежно защищать государство от хищения. В годы «застоя» началась травля советского рубля, как «деревянного», с требованием его замены на «настоящие» деньги. Последствия такой замены известны. Накопленный опыт советской экономики и анализ допущенных просчетов говорят о том, что с восстановлением социализма обращение денег должно быть сначала ограничено только сферой заработной платы, а в дальнейшем деньги должны уничтожаться по мере обобществления сфер потребления.

При коммунизме товарно-денежные отношения вообще отсутст-вуют, хотя рост производства продолжается. Общество достигает такого уровня развития, что оказывается способным перейти к натуральному распределению. Суть его заключается в полной отдаче результатов труда обществу и получению от общества всего необходимого. Это касается как коллективов, так и отдельных людей. Роль товарно-денежных отношений заканчивается, и с ними уходят в небытие основные причины антиобщественных явлений.

 

 

еще рефераты
Еще работы по истории