Лекция: Тема 1. Архитектура.

Даниэль Пёппельман и ансамбль Цвингера в Дрездене (1711-1722) — соединение черт барокко и рококо. Бальтазар Нейман (1687-1753) — дворец архиепископа в Вюрцбурге (1719-1753), церковь Фирцейнхайлиген в Вюрцбурге 1743-1771 (паломническая церковь) — ощущение подвижности форм, доминанта вертикали, роль света и цвета в интерьере. Братья Космас и Дамиан Азам и специфика баварской школы — церковь Иоханна Непомука в Мюнхене — акцент на декорации интерьера, сценический эффект, роль скульптурного декора. Георг Бер, Либфрауэнкирхе в Дрездене (1726-1738).

Архитектура Вены и Иоханн Фишер фон Эрлах (1656-1723) — императорская резиденция в Шёнбрунне, церковь Карла Боромея — соединение стилистически разнородных элементов.

Рококо в Саксонии. Роль Фридриха II, поклонника Ватто и мастеров галантных празднеств, влияние французского искусства. Дворец Фридриха II Сан-Суси в Потсдаме, архитектор Георг Кнобельсдорф (1745-1747). Баварское рококо и роль французского архитектора Франсуа Кювилье — дворец Амалиенбург близ Мюнхена (1734-1739). Сравнение интерьеров немецкого и французского рококо (перегруженность декора, обилие цвета, отсутствие границы между стеной и потолком).

Живопись и скульптура.

Важную роль в немецкой живописи играет неоклассицизм, поскольку художники, связанные с этим стилем тесно связаны с римской школой, их творчество включено в раздел II (тема «Неоклассицизм в Риме»).

Франц Антон Маульберч (1724-1796) и австрийская живопись второй половины XVIII века. Расцвет творчества — 1750-1760-е годы. Влияние венецианского колоризма и светотени Рембрандта, пестрый колорит, основанный на контрастах, экспрессивность художественной манеры. Роль живописного эскиза в творческом методе.

Франц Ксавер Мессершмит (1736-1783) и австрийская скульптура. Серия «характерных голов», изображающих различные «аффекты», связь с барочной традицией.

 

Список источников и литературы к разделу 2.

Источники

  1. Мастера искусства об искусстве. Т.3, XVII-XVIII вв. Под ред. А.А.Губера, В.Н.Гращенкова / М.: Искусство, 1967, 503 с.

 

Обязательная литература:

1. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. / Под. общ. ред. А.Власова, Н.Колли, Н.Баранова. Т.8. М.: Стройиздат, 1969. 491 с.

2. Западноевропейская художественная культура XVIII века. Сб. статей. / Под. ред. В.Н.Прокофьева. М.: Наука,1980, 255 c.

3. Кантор А.М., Кожина Е.Ф., Лившиц Н.А., Зернов Б.А., Некрасова Е.А. Искусство XVIII века (Сер. Малая история искусств). / А.М.Кантор, Е.Ф.Кожина, Н.А.Лившиц, Б.А.Зернов, Е.А.Некрасова. М.: Искусство, 1977, 375 с.

 

Дополнительная литература

 

Алпатов М.В., Аркин Д.Е., Брунов Н.И. История архитектуры в избранных отрывках. / М.В.Алпатов, Д.Е.Аркин, Н.И.Брунов. М., Изд. Всесоюзной Академии Архитектуры, 1935, 590 с.

Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов. Т.4. / А.Н.Бенуа. Спб.: Шиповник, 1912

Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. В 2 т. / А.В.Бунин, Т.Ф.Саваренская. Т.1. М.: Стройиздат, 1979, 495 с.

Даниэль С.М. Европейский классицизм. / С.М.Даниэль. Спб.: Азбука – классика, 2003, 301 с.

Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. / Ч.Мак-Коркодейл. М.: Искусство, 1990, 247 с.

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. /Ред.-сост. В.П.Шестаков. Т.2. М.: Искусство,1964, 835 с.

Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура XVII-XVIII веков. / А.К.Якимович. Спб., Азбука – классика, 2004, 437 с.

Rosenblum R. Transformations in Late Eighteenth Century Art. / R.Rosenblum. Princeton: Princeton University, 1970, 203 p.

 

еще рефераты
Еще работы по истории