Лекция: Технические положения исследовательской работы

Задачи исследования, в отличие от цели, как правило, имеют процессуально – операционный, характер, ибо задачи – это те действия, которые необходимо предпринять в процессе научной работы для достижения цели. Задачи не должны повторять или быть шире, или каждая в отдельности быть равными общей цели исследования, лишь в совокупности они могут быть сопоставимы с целью учебно-научной работы. Каждая задача для своего структурно-текстового раздела является подцелью основной цели исследования. Также задачи в совокупности отражают специфику содержания основной части исследования, отсюда частичное совпадение формулировок задач с названиями глав, пунктов и подпунктов. В формулировке задач обычно используются слова, обозначающие протяженность действия: анализирование, обобщение, классифицирование, выявление, сравнение, определение, доказательство, выведение, рассмотрение, упорядочивание, описание, объяснение, дополнение, раскрытие… Количество задач обычно соответствует числу глав, пунктов или подпунктов, в косвенной форме отражающих предмет и объект исследования. Задачи перечисляются во введении после цели, в их содержании должна быть отражена логика поисков ответов на решение тех или иных проблем.

Если определить цель искусствоведческой науки в целом и учебно-научной деятельности в частности как получение знаний об объективных и субъективных процессах и явлениях в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры, то областью задач в информационном поле учебной практики станут вопросы:

1 – собирания, изучения, описания, анализа, сравнения, обобщения, объяснения и разъяснения, интерпретации фактов, событий, явлений – это историко-фактологический или событийный пласт задач, связанный с поисковым процессуально – рабочим направлением в искусствоведческой науки;

2 – систематизации и классификации полученных знаний, определение закономерностей и принципов творческой деятельности, систем и функций искусства, рассмотрение особенностей художественно-образного мышления, вопросы содержания и формы композиционных решений в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры, объяснения сути явлений и процессов в искусстве, разработка методов и средств, приёмов искусствоведческого исследования – составляют теоретически-методологический круг задач, связанный с фундаментальными направлениями в науки;

3 – разработки проектов, программ, форм и методов, средств использования искусствоведческих знаний в разнообразной музейной, выставочной, издательской, педагогической и менеджментной (организаторской, управленческой, коммерческой) деятельности в искусствознании, вопросы прогнозирования развития явлений, процессов и событий в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры – это область задач художественно-критической практики и продуктивной искусствоведческой деятельности, связанный с прикладным характером научного знания.

Таким образом, имея представление об основных вопросах информационного поле научных задач, необходимо выбрать те задачи, которые наиболее согласуются с логикой содержания предполагаемого учебно-научного исследования, конкретизировав установки и определив средства их реализации, как путей непосредственно ведущих к цели.

Стандартной для курсовых работ и дипломного сочинения является триада задач, связанная с критическим обзором научных трудов, с теоретическими положениями и анализом предмета исследования в рамках объекта, с практической ценностью и прогностическим определением дальнейших направлений возможного продолжения исследовательской работы по теме. Например, относительно темы о жизни и творчестве Василия Кандинского это может выглядеть следующим образом:

1. Обобщение существующих материалов по теме на основе изучения литературы, её критического анализа с классификацией материалов по проблемно-хронологическому принципу, выявление нерешённых или недостаточно освещённых вопросов биографии и творчества художника, определение теоретической базы, обоснование методологии и выбор методов исследовательской работы.

2. Исследование творчества художника на основе его жизнеописания и изучения его теоретических трудов в контексте исторической эпохи, выделения этапов становления и развития мастера, искусствоведческого анализа живописных и графических произведений, сравнительного анализа его творчества с другими отечественными и зарубежными художниками этого времени, определение специфики творчества художника.

3. Определение значимости для отечественного и мирового искусства и культуры творческого наследия художника, изложение факторов новизны практической ценности исследования о творчестве художника, обоснование дальнейших путей исследования музейных и частных коллекций, содержащих произведения мастера, с целью введения в научный оборот новых артефактов и создания теории, раскрывающей феномен творчества художника.

Также в задачи могут входить определение понятий изобразительно, декоративно-прикладного искусства и архитектуры; исследование принципов композиционного или стилевого формообразования, анализ произведений и процессов в области искусства; выработка предложений по усовершенствованию методов исследовательской деятельности в области искусствознания и другие аспекты.

Решение тех или иных научных задач в свою очередь связано с теоретической базой и с методологией (совокупностью принципов, взглядов, методов), спецификой использования отдельных методов – способов, приёмов или образов действия, в исследовательской работе. Методология является существенной тактической частью исследовательской работы, а адекватно задачам выбранные методы приводят к успешному решению проблем.

Теоретическая база и методологические основы исследованияэтот раздел введения свидетельствует не только о профессионализме, но и о добросовестности исследователя, о его кругозоре и уважение к авторитету других учёных. Он предполагает перечисление основных имён ученых, которые внесли существенный вклад в разработку интересующих проблем и, на труды которых ориентируется данное исследование. Это могут быть работы, посвящённые тем или иным общим философским вопросам науки искусства: Бранский В.П., Никитина И.П., Рузин Г.И…; принципам, идеям, концепциям исследования произведений искусства: А. Гильденбрант, К. Фидлер, А. Ригль, М. Дворжек, Э. Панофский, В. Фаворский, Б. Раушенбах, С. Даниэль…; совокупности основных положений изобразительного искусства или архитектуры...; отдельным вопросам искусства, композиции, перспективы..., взглядам..., мнениям…, суждениям…, методами..., так или иначе соприкасающихся с темой, проблемами, целью и задачами учебно-научной работы.

Например, если курсовая или дипломная работа предполагает использование системного подхода, то необходимо изучить и в указанной части введения отразить, что методология системного подхода разработана в трудах А.В. Аверьянова, В.Г. Афанасьева, И.В. Блаумберга, Ф.П. Перегудова Э.Г. Юдина и др… Если работа связана с архитектурой, необходимо указать труды по методологии архитектурного проектирования: Бархин В.Г., Гаврилов М.М.… Если в исследовании идёт речь о специфике творческой деятельности, то необходимо выделить труды Абаева И.М., Альтшелера Т.С., Выготского Л.С., Мееровича М.И. и др.

Этот абзац, примерно, может выглядеть следующим образом:

Теоретико-методологической основой исследования стали труды:

— по общим вопросам истории искусства: перечисление авторов;

— по общим философским проблемам: перечисление авторов;

— по методологии ведения искусствоведческого исследования: перечисление авторов;

— по специальным вопросам искусствоведческого анализа: перечисление авторов;

— по вопросам перспективы: перечисление авторов;

— по цветоведению и колористике: перечисление авторов;

— по русской пейзажной живописи XIX века: перечисление авторов;

— по отечественной и зарубежной истории: перечисление авторов;

— по культурологии: перечисление авторов с кратким указанием позиций учёных, их взглядов и методологии.

В этом абзаце следует указывать только те персоналии, на труды которых в значительной степени опирается данное исследование, а тематика, которых не выходит за рамки объекта и предмета исследования. Это может быть один основополагающий труд или несколько научных изданий, главное, из основного текста должно быть видно, что идеи авторов из приведённого списка исследователь так или иначе использует, реализует, разделяет или полемизирует с ними.

Метод (греч.methodos – путь) относится к операционному теоретическому, практическому освоению действительности или ведению научной работы. Это тот образ действия, способ или единичный приём достижения цели, который являются непосредственным инструментом, при помощи которого исследовательская работа, будь то сбор материала, анализ произведений или написание текста. Для каждого действия в учебно-научном исследовании есть свой способ организации познавательного процесса и оформления результатов, то есть свой метод [31, 34, 7.]. Методология совокупность методов, используемых в учебно-научном исследовании, является сущностной часть его теоретической базы.

Метод исследования – это обоснованный выбор установок, способов и приёмов исследовательской работы, которые будут способствовать продуктивности деятельности в решении задач и достижению цели.

Таким образом, тройственная природа любого метода содержит в себе неразрывное единство:

1 — принципиальных установок к тому или иному действию;

2 — наличие умозаключений (планов, программ) о способности произвести то или иное действие, способах и механизмах осуществления действий;

3 – набор техгических приёмов, средств и инструментов, для выполнения действий,

которые в совокупной целостности, дают решение тех и иных задач и, как результат деятельности — достижение цели.

Всеобщие или универсальные методы делятся на четыре основные группы:

1-я группа – теоретические методы:

аксиоматический – выведения нового знания на основе аксиомы, постулата – положений, принимающихся без доказательств;

гипотетический, гипотетико-дедуктивный – ведение исследования на основе гипотезы причинно-следственного характера от общего к частном;

формализация – отображения предмета или явления в знаковых формах того или иного искусственного языка принятого в разных науках или специально изобретённого для данного исследования;

абстрагирование – мысленное отсечение в изучаемом явлении или предмете несущественных, второстепенных, свойств и связей;

обобщение – метод, опирающийся на такие философские категории как «общее», «единичное» и «особенное», для установления наиболее общих свойств, качеств, отношений предметов и явлений, определяющихся общими понятиями;

восхождение от абстрактного к конкретному – путь от общих научных положений через процесс наблюдаемых изменений к новым знаниям о конкретных объектах, связях, отношениях действительности в их сущностной форме;

исторический, историко-хронологический – основан на выявлении исторических фактов в их хронологической последовательности и логической закономерности бытования в контексте зарождения, развития, затухания и умирания или перерождения явления;

системный анализ – метод, который предполагает рассмотрение объектов исследования как целостности, состоящей из совокупности элементов, которые находятся в закономерной иерархической взаимосвязи и зависимости, обуславливающих их единство во множестве.

2-я группа– эмпирические методы:

наблюдение – метод целенаправленного, планомерного, системного непосредственного восприятия органами чувств на протяжении определённого времени исследуемых объектов для определения их внешних свойств, связей, характера отношений, наблюдение может быть непосредственным или опосредованным, с использование тех или иных технических средств;

описание – метод, предполагающий фиксацию данных об объектена основе наблюдения, измерения или каких либо других действий.

объяснение – метод интерпретации, толкования, разъяснения, связанный с установлением сути причинно-следственных связей в наблюдаемом объекте;

количественный – метод счёта – определения количественного состава, количественных отношений в объекте исследования и метод измерения –установления числового значения параметров исследуемого объекта [27];

сравнение – методсопоставления характеристик двух и более объектов для установления различия или общих черт, осуществляется как эмпирически, то есть сенсорно – чувственно, так и с помощью специальных инструментов; сравнительный метод может носить последовательный, синхронный или параллельный характер;

моделирование – метод, связанный с заменой оригинала его аналогом – моделью и экспериментированием – манипуляциями с последним, для определения свойств, которые затем переносятся на сам оригинальный объект;

эксперимент – искусственное воспроизведение в специально создаваемых или естественных условиях, в ходе чего подтверждаются или опровергаются теоретические или эмпирические данные об объекте исследования;

3-я группа – общелогические методы:

анализ – аналитический метод исследования, предполагающий деление, рассечение, разложение целого на составные части и исследование каждого элемента в отдельности, частными методами анализа являются классификация и периодизация;

синтез – метод объединения разрозненных элементов в единое целое на основан того или иного закона, каких-либо принципов или закономерностей;

индукция – путь познания от единичных фактов к общему положению – выводу;

дедукция- метод выведения из общего положения единичных фактов и формулирование на их основе частных выводов;

традукция – метод изложения материала на основе соотносительных то есть сопоставимых и взаимосвязанных по содержанию понятий на основе их сходства (тождество – сходство, равенство – подобность), противопоставления (простое – сложное, объективное – субъективное, добра – зло) или процессуальной последовательности (ночь – день – утро – вечер, прошлое – настоящее – будущее, вчера, сегодня, завтра);

аналогия – метод получения знаний о предметах на основе их сравнения и установления между ними сходства по тем или иным признакам, в результате чего делаются предположения о соответствии, сопоставимости и других характеристик изучаемых объектов, метод переноса свойств одного предмета на другой по степени сходства. [31, 7, 6, 34, 12, 13 и др.]

4-я группа– специальные методы исследования в искусствоведении

В искусствознании, кроме использования всеобщих – универсальных, общих для многих наук, частных характерных для той или иной гуманитарной науки методов, используются специальные методы связанные именно с изобразительным, декоративно-прикладным искусством и архитектурой:

Метод искусствоведческого анализапредставляет собой комплекс действий по раскрытию исторической эпохи, в которой жил и творил художник его влияние на современников и последующие периоды развития культуры, по определению особенностей его творческой деятельности, анализу художественных произведений раннего, зрелого и позднего творчества, определению значения наследия художника в мировом, региональном, государственном или местном масштабе.

Биографический метод – описание биографии художника в хронологической последовательности и в исторически-культурном контексте.

Историко-хронологический – изложение явлений искусства во времени и пространстве в совокупности с другими историческими событиями как зарождение, развитие и упадок, затем перерождение или смерть.

Иконологический метод Э. Панофского – метод синтеза чувственных впечатлений документальных фактов и логических интерпретаций.Иконологический метод состоит из трёх исследовательских фаз: доиконологического описания на основе чувственного восприятия произведений; иконологического анализа на основе историко-литературного истолкования сюжета, фактов; иконологической интерпретация осуществляющейся на основе синтеза чувственно-документально-логических фактов с привлечением не только исторических и философских концепций, но и на базе социальных и психологических факторов [3]. Четыре основных специальных методов не исчерпывают возможности искусствоведческой науки, так как в каждом конкретном случае применяются адекватные направлению, цели и задачам методы исследования.

Методы общей направленности анализа художественного произведения связаны с изучением его стиля, особенностей стилизации и стилистики:

1 — на принципиальных установках определения соответствия содержания произведения его форме, и композиции, как целостности, функциональному назначению произведения, тому, или иному, историческому стилю, характерному для данной эпохи, социума, художественного направления;

2 — на определении особенностей и степени условности интерпретации натуры при стилизации формы произведения тем или иным способом;

3 – на выявлении специфики стилистики произведения относительно тех или иных средств художественной выразительности и технических приёмом обработки материалов, которые используются при создании того или иного художественного образа.

 

Конкретные методы анализа художественного произведения:

Образно-стилистический анализ – раскрытие художественного образа на основе исследование его содержательных и формально-стилистических признаков.

Композиционный анализ – системный искусствоведческий анализ, базирующийся на определение композиции как целостности в единстве формы и содержания, в совокупности с функциональным назначением артефакта.При таком анализесодержание как идея, замысел, концепция, тема, сюжет и мотивы передаются каком-либо материальном носителе через форму в той или иной стилистике, манере, при помощи тех или иных приёмов.

Иконографический метод – изучение содержательной стороны произведений, описание и классификация образов, сюжетов, определение тем и мотивов произведений искусства с установлением типологии [3, с.448, 449]

Семиотический – концептуально-знаковый метод исследования искусства в его кодификационных и декодификационных интерпретациях.

Формалистический (или формальный) метод обращён прежде всего к анализу формы произведений ипо А. Гильдебранту преследует цель показать, какие особенности, признаки, качества делают форму художественной, что отличает высокое искусство от жалких подделок под него.[3, с. 16]

Структуралистический метод – разновидность формального анализа с упором на особенности структурного построения произведений.

Метод стилеобразование и изучения стилей разных исторических эпох – он предполагает изучение композиционных признаков на основе выявления устойчивого сходства содержательных и формальных элементов, присущих тем или иным историческим эпохам, направлениям и мастерам, с целью установления закономерностей и принципов их общности.

Метод изучения особенностей стилизации –базируется на пониманиизависимости художественного образа от специфики интерпретации натурных впечатлений в том или ином контексте изменения (стилизации) формы на принципах 1 – натурализма, 2 – реализма, 3 – декоративизма, 4 – схематизма, 5 – абстракционизма в чистом виде и самых разнообразных сочетаниях. Например, в некоторых произведениях встречается натуралистическая подача портретного образа и абстрактное решение фона или сочетание декоративного пейзажа со схематическим изображением фигур людей. Абсурдность содержания у С. Дали несколько не противоречит визуальной фото-натуралистичности его персонажей с элементами схематичности интерьера или пейзажа. Понимание специфики преобразования натурных форм в стилизованные художественные образы, позволяет рассматривать произведения искусства, построенные на разной степени сходства изображения и натуры как равноправные объекты исследовательской работы. В натурализме стилизация определяется художественно-образной визуальной аналогией действительности. В реализме стилизация строится на типизации художественного образ, вычленении в нем главного и второстепенного. Декоративизм трактуется как стилизация визуальности формы образа на основе максимального цветового обобщения и даже возможной деформации формы. Схематизм предполагает передачу художественно-образной сути структурно-конструктивного строения изображаемого объекта в самых общих чертах с максимальной долей выразительности. Наконец, абстракционизм как визуальная стилизационная форма художественного образа предполагает такую степень изменения натуры, которая или позволяет установить реальный предмет по ассоциации или вообще делает изображение относительно реального мира неузнаваемым. Говоря о стилизации как методе преображения натуры в художественную форму, следует остановиться на таком вопросе как объективность реальности и субъективность её авторской интерпретации. То есть при натурализме автор проявляет минимум субъективности, при абстракционизме – максимум. Склонность того или иного мастера работать в той или иной стилистики обуславливается многими факторами от веяний времени, до собственных пристрастий.

Метод изучения больших исторических стилей включает в себя исследование всей совокупности формально-содержательных признаков на основе историко-культурологического концепта во времени и пространстве. Метод изучения особенностей стилизации на основе интерпретации натурных форм входит как элемент общего анализа исторического стиля. Так искусство неолита строилось на схематизме, в основе искусства Египта лежал синтез схематизма и декоративизма, классическое искусство Греции предпочитало благородство идеализированного реализма, искусство европейского средневековья в этом отношении чем-то сродни египетским принципам формообразования при это имеют свою ярко выраженную специфику, барочная изобразительная система лежит в поле визуального гипернатурализма и реализма и т.д… Итак, в каждом стиле имеются свои стилистические особенности и стилеобразующие закономерности, строящиеся на своеобразие сочетаний или чистоты стилизаторских приёмов преобразования формы в художественный образ произведения.

Специализированные методики связаны с изучением таких компонентов формы как ритм, колорит, статика и динамика, гармоническое и дисгармоническое равновесие, симметрия, пропорциональность, масштабность, перспектива…

Метод изучения построений перспективыпредполагает анализ, как самого понятия перспективы, так и изучение особенностей передачи трёхмерного пространства на двухмерной плоскости в разные исторических стилях, направлениях эпохи и у отдельными мастерами.

еще рефераты
Еще работы по истории