Лекция: У католиков существует догмат о телесном вознесении Девы Марии.

7. В католической церкви существует догмат о непогрешимости папы в делах веры, установленный в 1870 г. По учению католической Церкви, она имеет невидимую главу — Иисуса Христа, а также видимую — папу Римского как наместника Христа на земле. Власть папы выше власти Вселенских соборов. Полный титул папы: епископ Рима, наместник Иисуса Христа, преемник Главы апостолов, верховный понтифик вселенской церкви, Патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства-города Ватикан.

Обрядовые особенности католической церкви по сравнению с православием:

1. Крещение троекратным возлиянием на голову (вместо православного троекратного погружения; троекратное — во имя Отца, Сына и Святого Духа). Совершается один раз в жизни и католика, и православного. И те, и другие стараются крестить детей сразу после рождения.

2. Таинство миропомазания (совершаемое один раз в жизни) в православии и в восточной католической церкви совершается над детьми сразу после крещения (т.е. желательно над младенцами), а в латинской католической церкви конфирмация совершается над детьми, достигшими более-менее сознательного возраста (7 — 8 лет и старше), которые уже ориентируются в вопросах веры. Следует заметить, что большая часть католиков принадлежит латинской католической церкви, однако существует несколько обрядов восточной католической церкви: византийский, который практически не отличается от православного, эфиопский, халдейский (в Ираке), малабарский (в Индии)…

3. Причащение мирян — католиков одним хлебом (хлебом и вином причащаются только духовные лица). Такой порядок появился в эпоху позднего средневековья. Сейчас стали возможны послабления.

4. В православии причащать начинают с младенчества (сразу после крещения), так же поступают и в восточной католической церкви. В латинской католической церкви причащать начинают с 7 лет и позже, когда ребенок приобретает представления о вере.

5. В католичестве для причастия используется пресный хлеб (опресноки, облатки), а в православии — квасной.

6. У католиков крестное знамение осуществляется пятью пальцами, и сначала на левое, потом на правое плечо. Православные крестятся тремя пальцами (символизирующими Троицу). Два других пальца, прижатые к ладони, символизируют двойственную природу Христа. Крестное знамение — это воспроизведение христианином креста движением руки.

7. В православии не соборуют младенцев, так как считается, что у них нет сознательных грехов.

В католических храмах нет иконостасов, зато есть статуи, позволяется сидеть во время службы. В католических храмах есть орган, иногда оркестр. С 11в. на Западе икона почти исчезла, ее заменила религиозная картина. В католических церквях можно увидеть 14 картин, на которых изображен крестный путь Иисуса, есть витражи и рельефы. Особенно почитают изображение распятого Христа.

В католичестве принято безбрачие (т.е. целибат, что означает “неженатый”) всего духовенства, кроме диаконов, в восточных католических церквях только епископы дол-жны быть целибатными. В православии — только монахи.

У католиков существует институт кардиналов.

Католики признают 21 Вселенский собор (православные – 7). В католичестве мирянам запрещено читать и толковать Библию самостоятельно, однако теперь этот запрет существенно ослаблен. Католический брак практически невозможно расторгнуть. Католическая церковь признает каноническими некоторые книги, которые в православии считаются неканоническими.

О принятии христианства Русью, о формировании церковной организации можно прочитать в книге “Русское православие: Вехи истории. — М.: Политиздат, 1989. — 719с.” и в другой рекомендованной литературе. Особенная страница в русском православии — реформы патриарха Никона (17в.). Так как Византии в тот период больше не существовало, то Москва объявила себя ее преемницей и главной защитницей православия – “третьим Римом”. А раз преемственность, то вплоть до буквального следо-вания. В 16в. началось исправление церковных книг по греческим образцам, и тут выяснились расхождения. Так, например, в русской церкви было принято древнее двуперстное крестное знамение (хотя иногда исполь-зовалось и троеперстное): крестились двумя пальцами правой руки, что должно было напоминать верующему о двух природах Христа — божественной и человеческой. При патриархе Никоне, инициаторе реформ, стали вводить “трехперстие” (соединение трех пальцев означало единство Бога в трех лицах — Святую Троицу, а прижатые к ладони остальные два пальца — обе природы Христа). Кроме того, “сугубая аллилуйя”, т.е. двоекратное славо-словие Богу (“аллилуйя” означает “хвалите Бога” в пере-воде с древнееврейск.), было заменено на “трегубую” (т.е. троекратное славословие), хождение крестным ходом “посолонь” (по солнцу) заменялось на “противосолонь”, вместо “Иисус” стали писать “Иисус”, “трисоставный” (восьмиконечный) крест заменялся на двоечастный (четырехконечный), земные поклоны заменялись поясными. Окончательную точку в изменениях поставил Московский Собор 1666г., который утвердил новые обряды. Решения об изменениях встретили у верующих сопротивление. Выходит, прежде в церкви процветала ересь? Да и для православного сознания эти изменения воспринимались совсем не как “обрядовые мелочи”. Для православного верующего крестное знамение — больше, чем просто напоминание о крестном подвиге Христа. Это еще и знак сопричастности спасению, победы над злом, стремление “сораспяться” с Христом, пережить Его подвиг, Его присутствие в жизни человека. Поэтому к “мелочам” отнеслись более чем серьезно: в православии произошел раскол. “В раскол” ушли протопопы Аввакум и Лазарь, диакон Федор. Боярыня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова были сосланы в монастырь, где скончались от голода. Аввакум был сожжен в срубе в 1682г. Некоторые староверы (старообрядцы) предпочли сжечь себя сами. В 17в. на сторону староверов не встал ни один русский епископ. Некоторые староверы решили принимать к себе священников “нового поставления”, остальные на это не пошли (“беспоповцы”), и таинства стали совершать сами миряне. Судьба Никона закончилась трагично. Он стремился к установлению в церкви строгого единовластия патриарха, не зависящего даже от царя. Никон хотел возвысить патриарха Руси до положения рядом с царем иди даже выше его, ибо патриарх венчает царя на царство. Царь, по замыслу Никона, не должен был вмешиваться в дела церкви без просьбы патриарха, зато последний может позволить себе вмешиваться в дела государства. Это не могло не привести к столкновению между царем и патриархом. Подробнее — см. “Русское православие...” и другую рекомендованную литературу.

Затем в истории русской православной Церкви наступил так называемый синодальный период, связанный с деятельностью Петра I. В 1721г. был учрежден Святейший Синод — новый орган церковного управления, который заменил собой отмененное Петром I патриаршество. За деятельностью Синода был установлен государственный надзор, даже введена должность обер-прокурора Синода. Церковь лишилась почти всех своих земельных впадений, доходы ее сократились. Были установлены строгие оклады и штаты церковных должностей. Стала проявляться тенденция к превращению монастырей в учреждения государственного призрения. Им вменялось принимать больных, преступников и г.п. Так управление церковью оказалось в руках государства. О переменах в церковной жизни после смерти Петра І можно прочесть в кн. “Никольский Н. И. История русской церкви. — Минск: Беларусь, 1990. — 541с.”, в кн. “Русское православие...” и др. При преемниках Петра І церковь стала Ведомством православного исповедания. В 1817г. было учреждено министерство духовных дел и народного просвещения, которому и подчинили Синод. Патриаршество было восстановлено Собором, который проходил с августа 1917г. до сентября 1918г. Патриархом Московским и всея Руси был избран святитель Тихон (в миру Василий Иванович Белавин), которого русская право-славная церковь в 1989г. причислила к лику святых. Па-триарх Тихон сыграл большую роль в сохранении единства православной церкви в ее, вероятно, самый трудный период существования — в первые годы Советской власти.

Отдельная (и к тому же очень сложная) тема — украинское православие. Для ее изучения следует обратиться к рекомендованной литературе (например, “Історія релігії в Україні: навч. посібник /За ред. А.М. Колодного, П.Л. Яроцького. – Київ: Т-во “Знання”, КОО, 1999. – 735с.”, “Ульяновський В.І. Історія церкви та релігійної думки в Україні: навч. посібник: у 3 кн. — Київ: Наук. думка, 1994.”). Интересна тема защиты православия от наступления католичества (начиная со второй половины 15в.); особая страница в истории религиозной мысли на Украине — Брестская уния (1596г.), в результате которой возникла греко-католическая Церковь. Уния признала догмат “филиокве”, главенство папы и православную обрядность. Актуальным является вопрос о современном состоянии православия и других религий на Украине. Эти вопросы выносятся на самостоятельное изучение.

Второй раскол в христианстве привел к возникновению протестантизма.Определенной точкой отсчета явилось выступление в 1517г. профессора бого-словия в университете г. Виттенберг Мартина Лютера, который критиковал продажу индульгенций и вообще положение в католической церкви. Первоначальный смысл индульгенций заключался в помиловании раскаявшегося грешника, в освобождении от церковного наказания, дава-емом папой Римским. Однако во времена Лютера смысл индульгенций извратился до того, что они стали просто справками, которые продавались. Их можно было купить и для себя, и для родных (так наз. “святой торг”). Кроме того, Лютер утверждал, что все христиане принадлежат к духовному сословию, и между ними нет иного различия, чем различие по занятию; в этом смысле мы все в равной степени священники. Церковь без кардиналов не пропала бы. Папы по роскоши превзошли королей, писал Лютер. Одних только папских писцов в Риме — более 3 тыс. человек. А Христос и св. Петр не для того ходили пешком, чтобы их наместники состязались в роскоши и пышности. Лютер критиковал существующую куплю — продажу приходов, земель, должностей, мздоимство, вымога-тельство, корыстолюбие католических священников. Откуда у папы такое богатство? Купить его он не мог. И Христос со св. Петром не оставили ему наследства, и никто другой не оставил. Лютер считал, что нужно отменить праздники в честь святых и заупокойные мессы, так как их превратили в насмешку и проводят только ради денег, пьянства и обжорства. Празднику сопутствуют азартные игры, безделье, грехи… И вообще, кто дал папе власть провозглашать святых? Лютер отрицал, что духовенство наделено благодатью быть посредником между человеком и Богом. Главное для спасения — христианская вера, даруемая Богом, а не особые заслуги святых и добрые дела в пользу церкви. Одних (избранных) Бог предопределил к спасению, а других отверг, предвидя, что они не уверуют.Лютер признал посты и аскезу, два таинства (крещение и причащение).

Выступление Лютера положило начало Реформации(от лат. — “преобразование”, “исправление”) – общеевропейскому социально-политическому, социокуль-турному движению 17в., направленному против феода-лизма и католической Церкви. Движение это выступало и в религиозной форме и породило новое направление в христианстве — протестантизм. Реформация имела глубо-кие исторические корни. Среди тех, кто ее подготовил, Джон Виклиф и Ян Гус. Кроме Мартина Лютера вождями Реформации были Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли. Император Карл V, чтобы помешать попытке разделить Церкви, решил физически уничтожить сто-ронников Лютера. В ответ 6 германских князей и 14 горо-дов “объявили протест” (отсюда и название “протес-тантизм”, хотя в этом слове отражен и протест против ка-толичества, реакция на злоупотребления Римской Церкви). Протестантизм пытался стать именно той Церковью, кото-рая описана в Новом Завете. Подробнее о социо-культурных предпосылках возникновения протестантизма можно прочитать в рекомендованной литературе.

 

Три основных принципа протестантизма:

1. Исключительный авторитет Библии — Слова Божия (sola scriptura – “Только Библия”, лат.). Библия (Священное Писание) — единственный источник божественного откровения, высший авторитет в церковной и мирской жизни (а у католиков и православных — еще и Священное Предание).

еще рефераты
Еще работы по истории