Лекция: Четвёртая курсовая работа – написание части дипломного сочинения по выбранной теме.
Четвертая курсовая работа является непосредственной подготовкой к учебно-научной деятельности по написанию квалификационного сочинения, в силу чего её специфика определяется той частью текстового объекта, которая будет принята для углублённой разработки. Это может быть разработка «стратегического общетеоретического» и «тактического организационно-технологического» абзацев введения с расширением сегментом «степени изученности темы» и анализом источников. Также это может быть работа на основе изучения историографии вопроса, как формирование информационно-методологического и мотивационного поля будущего дипломного сочинения. Четвёртая курсовая работа может быть связана с продуктивной, то есть основной частью диплома, с какой – то его главой или с несколькими параграфами. По объёму чётвёртая курсовая работа составляет не менее 40 страниц текста.
Цель четвёртой курсовой работы – совершенствовать умения и навыки научных методов ведения искусствоведческого исследования в области истории, теории изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитекторы и художественной критике.
Задачи четвёртой курсовой работы:
1.Развитие и совершенствование способностей к комплексному историографическому анализу и целостно-проблемному видению информационного поля искусствоведческой научной деятельности.
2.Совершенствование умений владения методологией системного подхода к анализируемому явлению изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитекторы и художественной критики.
3.Совершенствование контекстности научного искусствоведческого мышления в рамках гуманитарных наук с использование достижений в других сферах научной деятельности на базе цивилизационного или какого другого подхода к изучению и интерпретации материала.
Содержание четвёртой курсовой работы определяется той частью дипломного сочинения, которое принято к более углубленной разработке. При этом упитывается характер направленности исследования – история, теория или художественная критика в сфере изобразительного, декоративно-прикладного искусства или архитектуры. Несмотря на то, что четвёртая курсовая работа предполагает фрагментарность текстового объекта в рамках дипломного сочинения, она должна обладать той законченной целостностью и самостоятельностью как любой научный труд.
Наиболее типичные ошибки четвёртой курсовой работы –это механическое повторение методологии предыдущих письменных работ и отсутствие четкого понимания характера и цели создания данного текстового объекта; недостаточное владение методами историографического и аксиологического (оценочного) анализа, не умение классифицировать изученную литературу по проблемному принципу, а не только по перечислительному историко-хронологическому.
Сложности в написании четвёртой курсовой работы, определяются в зависимости от выбранной текстовой части будущего квалификационного сочинения. Поэтому дать общие рекомендации затруднительно, так как тема может быть связана как с историографией, так и с историческими событиями, социальной и культурной средой в которой происходили те или иные явления изобразительного искусства, с отдельными произведениями, биографией художника и другими вопросами. Но владение общими и специальными принципами и методами ведения исследования помогают успешно справиться с заданием.
Пример содержательно-структурного плана четвёртой курсовой работы историографического направления по теме «Высокий русский иконостас»:
Введение
Глава 1. Изучение происхождения русского иконостаса в дореволюционный период
1.1. История возникновения и эволюция высокого русского иконостаса в исследованиях второй половины XIX века
1.2. Изучение смыслового и композиционного содержания иконостаса в исследованиях второй половины XIX века
Глава 2. Основные направления изучения русского высокого иконостаса в XX – начале XXI веков
2.1.Отражение вопросов изучения русского высокого иконостаса в общих трудах по мировому и русскому искусству
2.2.Русский высокий иконостас в трудах по Древнерусскому искусству
2.3. Основные труды о высоком русском иконостасе
2.4. Исследования по отдельным иконостасам
Заключение
Иллюстрации
Список иллюстраций
Список используемой литературы