Лекция: XII. От Назарета до горы Фавора и Тивериадского озера, до горы Кармила и до города Яффы

 

Из Назарета богомольцы отправляются на гору Фавор и к Тивериадскому озеру. Дорога из Назарета к Фавору идет на восток, мимо источника Девы Марии и мимо небольшой церкви, находящейся на возвышении, с которого открывается хороший вид на покидаемый город Назарет и на лежащую глубоко внизу Эздраилонскую равнину; затем начинается заросший дубовою порослью спуск с Назаретских гор в долину и вскоре открывается вид на гору Фавор, стоящую отдельно среди равнины в 1/2 часа пути от Назарета. Высокая, округленная гора Фавор, состоящая из меловых и известковых горных пород, почти до вершины покрыта зеленью, лугами, кустами, рощами дубовых и фисташковых деревьев, населенных множеством птиц. Эта гора Фавор почитается горою Преображения Господня, Дорога извилинами поднимается на гору в тиши дубовых рощ, между грудами камней, мимо многих развалин и горных пещер. В одном месте на склоне горы находится селение Девора, из которого происходила пророчица Деввора, воодушевлявшая израильтян к борьбе с филистимлянами. Далее по дороге, ведущей на верх горы, указывают место, где Господь запретил ученикам до времени говорить о совершившемся Преображении. На обширной плоской вершине Фавора, отличающейся чистотою ароматического воздуха, находятся обрабатываемые поля, луга, несколько построек и много развалин церквей, дворцов, укреплений, стен, башен, ворот и цистерн. Уже в древности сирияне, маккавеи и римляне строили на этой горе укрепления, которые во время войн были разрушаемы. Св. Елена построила здесь три храма: во имя Преображения и во имя пророков Моисея и Илии; во время Крестовых походов эти храмы были возобновлены, а вершина горы была укреплена и обнесена стенами, но впоследствии и эти постройки были разрушены. В настоящее время на вершине Фавора среди развалин находится два монастыря: греческий и латинский; в церкви греческого монастыря устроены три алтарные кон‑хи, и главный престол, по преданию, находится на самом месте Преображения Господня; в этой церкви мозаиковый пол и часть церковной стены принадлежат к остаткам от церкви, устроенной св. Еленою, а церковные иконы большею частью присланы из России; в монастыре живут немногие монахи и по временам здесь уединяются отшельники. С вершины горы Фавора, особенно с крыши греческого монастыря, представляется великолепный вид на большую часть Палестины: на востоке, между горами, виднеется синяя поверхность части Тивериадского озера с его скалистыми берегами; на востоке же видны долины Иордана и реки Ярмока, впадающей в Иордан, а за ними высятся Заиорданские горы и вдали виднеется возвышенность Авранитиды, или Аврана; к югу у подошвы Фавора расстилается роскошная равнина Эздраилонская, которая понижается на восток, к Иордану, и на запад к Средиземному морю; среди равнины поднимается мрачный Малый Гермон, за ним видны горы Гельвуйские и Самарянские с вершинами Гевала и Гаризима, а вдали виднеются Иудейские горы с вершиною горы Искушений; к западу видны Назаретские горы с белеющимся Назаретом, гора Кармил и отдаленное Средиземное море; наконец, к северу видны живописные Галилейские горы и между ними гора, на которой находится Сафед, город, лежащий на высоте, а за ними, в туманной дали, виднеются снежный Большой Гермон, белые снежные вершины Ливанских гор и вулканические горы отдаленной Гавлонитиды.

С горы Фавор дорога к Тивериадскому озеру спускается на восток и идет сначала чрез дубовые рощи и луга с высокою травою, в которой ночью видно много светляков и в которой водится много шакалов; здесь же кочуют многие хищные бедуины. Далее дорога, спустившись в равнину, соединяется с большою караванною дорогою, идущею в Дамаск, и, пройдя между двумя холмами с развалинами, доходит до источника и до развалин древней гостиницы Туджар; за ними прекращается лесистая местность и начинаются засеянные поля; в этой местности находится несколько поселений черкесов, выселившихся с Кавказа. Далее местность постепенно террасами понижается и становится более и более пустынною и выжженною солнцем, а почва вулканического происхождения представляет голые скалы и обломки базальта. С левой стороны дороги видно ровное место, заросшее кустами и травою, и на нем находится груда черных камней, состоящая из одного большего и многих меньших обломков базальтовой скалы; это место, называемое Биш (хлеб), есть, по преданию, место, где Иисус Христос семью хлебами насытил 7 тысяч человек, и здесь путники обыкновенно останавливаются и вкушают хлеба; за местом Биш вдали видно возвышение Карн Гиттим, предполагаемая гора Блаженств. Далее местность понижается, дорога проходит мимо огромной, оторвавшейся от гор, но не скатившейся вниз скалы и после 5 часового пути от горы Фавор достигает до крутых, скалистых и каменистых спусков с гор; с этого места внезапно открывается вид на лежащий внизу, в глубине, город Табарие и на прекрасное Тивериадское озеро, окруженное невысокими, однообразными горами, над которыми на севере господствует высокий снежный Большой Гермон.

Нынешний город Табарие, расположенный на западном берегу Тивериадского озера, близ развалин древней Тивериады, находится на том месте, где, по преданию, совершился чудесный лов рыбы апостолом Петром; на этом месте св. Еленою построен был храм с двенадцатью престолами в память двенадцати коробов остатков (хлебов), а ныне на месте древнего храма находится католическая церковь. Город Табарие, с узкими грязными улицами, со стороны суши окружен полуразрушенными стенами и башнями, а на север от города находится значительная, но разрушенная крепость. Близ одной башни у берега моря находится греческий монастырь с церковью св. Петра, устроенный преимущественно при пособии из России на развалинах древней синагоги; возле монастыря часть берега моря приобретена для устройства русского пристанища. Недалеко от монастыря близ берега моря находится католическая церковь св. Петра и странноприимный дом францисканских монахов, которые радушно принимают странников; с крыши этого монастыря представляется прекрасный вид, а для поездок по озеру при монастыре имеется лодка. Число жителей Табарие доходит до 3000 и состоит преимущественно из евреев, которые имеют здесь весьма древнюю синагогу. Уже в древности, после разрушения Иерусалима римлянами, евреи переселялись в Тивериаду и перевели сюда иерусалимский синедрион; сюда же и теперь переселяются многие евреи, преимущественно из России. В Табарие евреи сохранили в чистоте древний еврейский язык и древние обычаи; здесь же славились еврейские ученые, которые основали в Табарие многие синагоги, ученые школы и составили большую часть талмуда, и теперь еще евреи в Табарие преимущественно занимаются изучением талмуда, этого замечательного сборника еврейского знания и философии. Вообще талмуд (знание) состоит из собрания трактатов, часто странных объяснений и толкований на основную вечную мудрость Тора, на основные положения еврейской веры, заключающиеся в законах и во всем Пятикнижии Моисея. Талмуд составлялся постепенно; уже со времени семидесятилетнего пленения вавилонского в синагогах обыкновенно по субботам читали сначала законы Моисея, которые разделялись на дневные чтения, затем читали книги пророков, которые разделялись на части, или гофшары, и так как священные книги были написаны на древнееврейском языке, отчасти уже забытом, то за чтением книг следовали объяснения прочитанного, или мидраги. Для объяснения законов и книг Моисея древние еврейские ученые, книжники и раввины начали их изучать и составляли к ним различные объяснения, толкования, дополнительные правила, примешивая к ним различные вымыслы и заимствования из языческих религий, с которыми они познакомились во время плена вавилонского и в последующие времена, и эти толкования и дополнения передавались устно и письменно из поколения в поколение. B I в., во времена Иисуса Христа, еврейские ученые начали составлять сборники толкований; из этих сборников замечательны Халака – сборник раввина Шаммая, заключающий в себе строгое изложение закона, и Агада – сборник раввина Ийл‑Леля, заключающий в себе наставления, объяснения и дополнения к законам; затем во II веке по P. X. эти оба сборника были соединены раввином Акибою и несколько позже раввином Иудою Кадош в один сборник мишну (повторение или объяснение законов Моисея). Впоследствии ученые евреи в Тивериаде и еврейские ученые, поселившиеся в Суре, близ древнего Вавилона, изучали, объясняли и дополняли мишну или собирали эти новые, дополнительные толкования; таким образом составилось два новых сборника толкований на мишну или две гемары (довершение, дальнейшее объяснение): одна гемара Иерусалимская составлена в Тивериаде около 350 г. по P. X,, другая гемара ваогионская составлена в Суре около 550 г. Эти две гемары вместе с мишною составляют Талмуд, который и доныне употребляется евреями как основание их религиозного и нравственного учения. Окрестности Табарие отличаются плодородием и тропическим климатом, так что в них растут даже пальмы, но вследствие сильных жаров и значительной сырости город и его окрестности вредны для здоровья и причиняют тягостные лихорадки. К югу от Табарие находятся далеко вдающиеся в море развалины древней Тивериады, бывшей в древности главным городом Галилеи, Этот город, основанный Иродом Антипою и названный Тивериадою в честь римского императора Тиберия, был украшен великолепными храмами, дворцами, площадями и морским портом; особенно великолепен был так называемый Золотой дворец Ирода Антипы. Так как Тивериада была населена преимущественно язычниками, особенно греками, то иудеи чуждались этого города, и Иисус Христос не посещал его. Далее к югу, в трех верстах от Табарие, находится местечко Эммаус, в котором близ морского берега из скалы вытекают горячие воды, сродные с водами Мертвого моря, и при них устроены мраморные купальни; близ этих теплых ключей на горе указывают гробницы знаменитых еврейских ученых Рабби Акибы, Маймонида и других. Далее к югу за минеральными источниками высокие горы и скалы подходят почти к самому озеру, оставляя у воды лишь узкий бег реговой проход и заслоняя вид на южную часть озера.

Озеро Тивериадское, или Галилейское, Генисаретское море, находящееся в северной Палестине, окружено горами, с вершины которых оно кажется весьма небольшим, но море это имеет 25 верст длины и 7 верст ширины; оно лежит в значительном углублении, так что его поверхность на 100 сажен ниже океана. Чрез Галилейское море проходит река Иордан, которая вливается в него с севера и вытекает из него с юга; вода в море пресная, приятная на вкус и изобилующая, особенно в северной части озера, рыбою, а в прибрежных тростниках водится множество птиц. Поверхность моря, большею частью тихая и спокойная, иногда внезапно возмущается бурями, возникающими от встречи горячих южных ветров, дующих из долины Иордана, с холодными северными ветрами, идущими от Ливанских гор. Берега Тивериадского озера, особенно с восточной стороны, представляют крутые скалы и темные, базальтовые горы со многими мрачными ущельями; только северные и северо‑западные берега озера более отлоги и плоски; эти берега при жарком климате и чрезвычайном плодородии весною покрываются роскошною зеленью лугов, самых разнообразных кустов и деревьев и множеством цветов. Берега этого прекрасного озера, ныне малонаселенные и пустынные, в древности были прекрасно обработаны и густо населены, а на море плавало множество судов. Здесь, около Галилейского озера, раздавалось божественное благовествование Спасителя, и берега озера ознаменованы многими священными событиями и чудесами: на этих берегах народ часто внимал новому учению, преобразовавшему мир; здесь были призваны новые ученики Спасителя, и многие болящие и бесноватые получили чудесное исцеление; здесь совершился чудесный лов рыбы; здесь произошло чудесное укрощение бури и чудесное хождение по водам; здесь же Иисус Христос, по воскресении Своем, явился ученикам во время их безуспешного лова рыбы на море. Это красивое и оживленное в древности море составляет противоположность безжизненному, пустынному Мертвому морю, и оба моря по своим свойствам и окрестностям отличаются между собою, как блаженный рай и грозный ад.

К северу от Тивериады, по берегу Галилейского моря в древности находилось много городов и селений, в которых совершилась большая часть проповеди и чудесных деяний Иисуса Христа, но от этих поселений не осталось почти никаких следов; замечательнейшее из этих местечек был Капернаум, нынешний Тел‑Кум, до которого можно достигнуть или морем на лодке, или сухим путем. Дорога из Табарие на север идет вдоль берега моря и сначала у городской стены проходит мимо обширных развалин древней крепости; далее дорога поднимается на высокую черную долоритовую скалу, доходящую до самого берега морского, и вскоре за скалою теряется вид на Табарие. Спустившись с возвышения в долину, путники сначала встречают небольшое, состоящее из нескольких хижин селение Могдал, родину Магдалины. Далее горы и скалы значительно отступают от берега и образуют обширную, низменную, лежащую почти в уровень с морем долину Генисаретскую, которая орошается многими ключами и ручейками и чрезвычайно плодородна, но мало обработана и заросла травою, репейником и олеандрами; в долине видны немногие хижины и пастухи со стадами, а на берегу моря видны рыбаки, которые ловят рыбу или чинят свои сети. В одном месте по дороге указывают камень с насеченными крестами, обозначающими, по преданию, место насыщения 5 тысяч народа пятью хлебами; здесь богомольцы обыкновенно совершают молитвы и освящение хлебов. Далее, у берега моря, близ местечка Хан Миние, находится мельница и видны груды камней, поросших кустарником; это, как полагают, суть развалины Вифсаиды (рыбачье селение), родины апостолов Филиппа, Андрея и Петра, а также, по некоторым преданиям, родины апостолов Иакова и Иоанна; здесь же Иисус Христос исцелил слепого; впоследствии св. Еленою на месте дома апостола Петра построена была церковь, не сохранившаяся доныне. В конце Генисаретской долины дорога снова поднимается в гору и идет по узкому пути, иссеченному в скале; этот единственный путь к Капернауму, сохранившийся с древних времен, мало изменился, и по этому пути, без сомнения, много раз шествовал Иисус Христос со Своими учениками. Далее дорога снова спускается к берегу моря и проходит мимо многих развалин неизвестных городов и селений и чрез многие ручьи, на которых устроены мельницы; в этих местах в древности проходила большая торговая дорога из Дамаска к Средиземному морю, в Иерусалим и в Египет, поэтому во времена римлян здесь находился мыт, или таможня, и отряд римского войска под начальством сотника; здесь призван был в число апостолов мытарь Матфей. Далее, на северном берегу моря, в трех часах пути от Тивериады и в восьми днях пути от Иерусалима, дорога достигает местечка Тел‑Кум, в котором иногда останавливаются для отдыха торговые караваны верблюдов; здесь, на берегу моря между Тивериадою и Вифсаидою Юлиею, находился древний богатый город Капернаум, от которого сохранилось много развалин и много колонн и карнизов, лежащих в траве и заросших кустарником. В одном месте видны развалины обширной синагоги, в которой, вероятно, благовествовал Иисус Христос; в другом месте, вдающемся в море, сохранилась древняя постройка вроде башни, служащая ныне пристанищем для путников. Иисус Христос часто и долго пребывал в Капернауме и называл его Своим городом; здесь Господь благовествовал свое учение, совершил многие чудеса и исцелил расслабленного, раба сотника и многих других больных; но в то же время, видя неверие, нераскаянность жителей Капернаума, Он пророчески сказал: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься; ибо, если бы о Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня», (Матф., IX, 23). В этих священных местах, ознаменованных пребыванием Господним, еще не имеется пристанища для русских богомольцев. Вблизи, на полчаса пути к северу от Капернаума, протекает среди болот река Иордан, впадающая здесь в самую северную часть Тивериадского озера. Выше иорданских болот, на обоих берегах реки, находился другой город Вифсаида, заиорданская часть которого называлась Вифсаидою Юлиею. Далее к востоку, по ту сторону Иордана и Тивериадского озера, простирается обширная пустыня с темными базальтовыми горами и дикими ущельями, со многими погребальными пещерами подземными, пещерными селениями и великолепными развалинами городов, построенных преимущественно из черного базальтового камня; многочисленные развалины свидетельствуют о значительности населения, обитавшего некогда в этих ныне пустынных местах. Юго‑восточная часть этой пустынной страны составляла в древности так называемое десятоградие с городами Гераза, Гамала, Тадара, Пепла и другими; далее на восток находились Васаиское царство и страна Уц, родина многострадального Иова.

От Тивериадского озера и от Капернаума далее на север в древности также находились замечательные места, но гористая и малонаселенная местность затрудняет путешествие по этой стране. Дорога на север от Капернаума идет сначала среди черных базальтовых скал по местности, которая более и более возвышается к северу, к Ливанским горам, и через час пути дорога достигает до развалин древнего города Хоразина, Затем среди плодородной долины поднимается высочайшая в Галилее меловая гора, на вершине которой находится город Сафед; по преданию, Сафед был тем городом, о котором было сказано: не может укрыться город, стоящий на верху горы, (Матф., V, 14). В этом городе было много ученых талмудистов, и по верованием евреев, здесь должен явиться ожидаемый ими Мессия; ныне этот город населен преимущественно евреями, переселившимися из России. Сафед в тридцатых годах нынешнего столетия был совершенно разрушен землетрясением, чему способствовало самое устройство города, расположенного на горе террасами, так что крыши нижних домов служат улицами для верхних домов, и над всем городом на вершине горы находится крепость; поэтому во время сильного землетрясения верхние постройки обрушились на нижние и произвели полное разрушение города, причем погибло множество народа, К западу от Сафеда, на крутой горе, находится селение Мейрон, и близ него много погребальных пещер, в которых, по преданию, погребены еврейские ученые раввины Гиллел, Шаммап, Симон бен Ииохай, Елеазар и др. От Сафеда одна дорога идет к востоку, соединяется с большою караванною дорогою в Дамаск и переходит чрез Иордан по древнему мосту дочерей Иакова; вблизи находится небольшое озеро Мером, чрез которое протекает река Иордан, а северная часть озера представляет обширные болота, заросшие густым тростником, в котором водятся пеликаны, утки, кабаны и буйволы. Другая дорога из Сафеда идет на север мимо озера Мером и города Кедеса, родины Барака; в этом городе замечательны развалины и многие древние саркофаги. Далее к северу начинаются Ливанские горы с снежным Большим Гермоном, У подошвы Большого Гермона находилась сильная в древности крепость Кесария Филиппова, или Панеас, ныне Баниас, город, до которого доходил Иисус Христос во время Своих земных странствований. Над городом на возвышении находится обширный замок, из которого представляется прекрасный вид на окрестности; здесь же, близ города Баниаса, находится один из истоков Иордана, вытекающий из большой пещеры в отвесной скале; другой исток Иордана в виде большого водоема находится к западу от Баниаса, близ деревни эль‑Еади, древнего Дана, который был самым северным городом Палестины.

Осмотрев северные страны Палестины, путники возвращаются к Тивериадскому озеру и направляются на запад Палестины, к горе Кармилу. Сначала дорога от Капернаума до Генисаретской долины идет по прежнему пути вдоль берега моря; затем она поворачивает на запад, вступает в горы и круто поднимается по тесному ущелью, заваленному грудами камней; с обеих сторон ущелья высятся крутые, отвесные скалы, в которых на значительной высоте находится много обширных; пещер, соединенных между собою внутренними ходами и населенных многочисленными стаями голубей. В этих пещерах в древности устроена была крепость Арбела, затем в них скрывались разбойники, а впоследствии в пещерах обитали христианские отшельники в память совершенного в этих местах Спасителем исцеления прокаженного. Пройдя ущелье и поднявшись на гору, дорога, идущая из Капернаума, соединяется с дорогою, идущею из Табарие, и вскоре достигает до отдельно стоящего округленного холма Карт Гаттин, имеющего вид огромной трапезы или стола с двумя возвышениями; по преданию, это гора Блаженств, с которой Спасителем преподаны были народу Нагорная проповедь и заповеди блаженств; с вершины Гаттина и представляется прекрасный вид на гору Фавор и на Тивериадское озеро, на Сафед и на Большой Гермон. Вблизи Гаттина в XII в. крестоносное войско было совершенно разбито султаном Саладином; в этом сражении войско крестоносцев было истреблено, король Иерусалимский Гвидо Лузиньян был взят в плен, и Иерусалимское королевство прекратило свое существование, а Палестина снова подпала под власть магометан. Далее дорога идет мимо пристанища хан Лубиех и спускается в обширную плодородную горную долину, которая хорошо обработана и оживлена многими селениями, роскошными лугами и рощами масличных деревьев.

Далее дорога снова поднимается на возвышение, которое окаймляет южную сторону обширной Завулонской долины, и путники достигают до небольшого бедного селения Кефр‑Кенны, окруженного садами, виноградниками, маслинами, кактусами и другими растениями, которые, вследствие изобилия источников воды, отличаются пышным ростом. В селении находится до 600 жителей‑арабов, большею частью православных, которые радушно встречают странников; многие из них обучаются в находящейся здесь католической школе, и потому некоторые ученики школы переходят в католицизм. Селение Кефр‑Кенна считается за древнюю Кану Галилейскую, в которой Спаситель на брачном торжестве в доме, как говорит предание апостола Симеона Кананита, совершил первое чудо претворения воды в вино; здесь же Он исцелил сына сотника капернаумского; по другому предположению, Кана Галилейская находилась в селении Кенет эль‑Джелил, в северной части Завулонской долины. В Кефр‑Кенне на месте совершения чуда построена была церковь, и в ее помосте вделаны были некоторые водоносы, послужившие, по преданию, чуду претворения воды в вино, остальные же водоносы перевезены были в Рим. До новейшего времени на этом месте находилась небольшая бедная церковь православных арабов, но недавно здесь на пожертвования из России построен прекрасный храм, внутри которого в нишах близ алтаря поставлено два водоноса в память совершившегося здесь чуда. Вообще из России и от русских паломников ежегодно поступает много пожертвований и вспоможений в пользу греческого духовенства Палестины, но это немного приносит пользы православию и значению России в Палестине. Греческое духовенство, озабоченное своими делами, не может поддерживать интересов России, и даже иногда противодействовало им; равным образом оно недостаточно заботится об охранении православия в Палестине, вследствие чего католическая и протестантская пропаганды более и более усиливаются между арабами‑туземцами. Для охранения православия и значения России в Палестине необходимо было бы более целесообразное употребление русских пособий, которые не должны идти исключительно в пользу духовенства из греков. Так, средства, идущие из России, могли бы быть употреблены на основание в значительных местах, особенно близ святынь Палестины, небольших русских колоний, в виде русских, а не греческих монастырей, и при каждой колонии должна бы находиться русская церковь, школа для арабских детей, госпиталь и странноприимный дом, сад и огород. При этом церкви и монастыри должны быть воздвигаемы непременно в русском, а не в греческом или византийском стиле и богослужение должно происходить на славянском языке; в школах наставники должны быть русские и по возможности иноки или инокини монастырей; госпитали, странноприимные дома должны быть безвозмездно открыты для больных и странников всех вероисповеданий; затем жители колоний могли бы с пользою обрабатывать сады и огороды и, ознакомившись со священными местами окрестностей колоний, могли бы служить полезными путеводителями для русских странников; наконец, для взаимнаго единения Палестины и России необходимо издание в России еженедельного или ежемесячного общедоступного по дешевизне Палестинского листка, который знакомил бы Россию с прошедшим и современным состоянием Палестины и сообщал бы все, что делается на пользу Палестины в России, этой естественной покровительнице православия на Востоке. Все эти и подобные меры, отчасти уже употребляемые католиками и протестантами, могли бы содействовать к охранению православия и значения России в Палестине, в этой священнейшей для христиан стране.

Из Керф‑Кенны дорога на запад, к Средиземному морю, идет по возвышенной окраине Завулонской долины, мимо видимого вдали налево от дороги селения эль‑Меш‑хед, в котором, по преданию, находится гробница пророка Ионы. Далее дорога в шести часах пути от Табарие достигает селения Сефурие, находящегося в южной части Завулонской долины. Это селение находится на месте древнего города (Зефорис или Диокесарии), который, по некоторым предположениям, был родиною св. Богоотец Иоакима и Анны и Девы Марии, и в селении указывают развалины древней церкви, находившейся на месте жилища Иоакима и Анны. Над селением Сефурие, на вершине горы, находится католический монастырь и хорошо сохранившиеся развалины обширного замка и башни; с высоты этой башни представляется прекрасный вид на окрестности. От Сефурие, к северу, расстилается обширная, чрезвычайно плодородная равнина Баттуф, древняя Завулонская долина, которая к востоку между горами разветвляется на многие меньшие долины. На северной окраине Завулонской долины находится селение Еанет эль‑Джелиль, принимаемое некоторыми за древнюю Кану Галилейскую; еще далее к северу, на высокой горе, находилась в древности крепость Иотопата, ныне Джифат, в которой иудеи, под начальством Иосифа Флавия, долго защищались против римлян; теперь на вершине горы видны голые скалы и множество пещер. Пройдя прекрасную Завулонскую долину, дорога идет на запад, по горам и долинам, покрытым лесами, и достигает до большого селения Шефат‑Амр, близ которого находится много погребальных пещер в скалах и много развалин древних замков с весьма толстыми стенами; от этого селения, в котором находится католический монастырь, открывается обширный вид к западу на Средиземное море, на города Акку и Кайфу и на гору Кармил. Далее к западу местность становится менее гористою и более и более понижается; дорога спускается с гор в обширную равнину, которая сначала чрезвычайно плодородна и покрыта рощами и лугами, а потом, по мере приближения к Средиземному морю, становится песчаною и бесплодною; с левой стороны дороги протекает река Мукатта, древний Киссон, а за нею возвышается гора Кармил, со многими лесистыми вершинами. Затем, после 2 1/2 часов пути от Шефат‑Амр или 6 часов пути от Сефурие, дорога подходит к берегу Средиземного моря, переходит чрез Киссон, идет вдоль берега морского залива по подошве горы Кармил, мимо апельсинных садов и пальмовых деревьев и, наконец, после шести часов пути от Сефурие дорога достигает приморского города Кайфы. Город Кайфа, находящийся у подножия горы Кармила, на берегу обширного залива, окружен стенами и прекрасными садами оливковых, апельсинных и пальмовых деревьев; в городе находится русский странноприимный дом и русский вице‑консул; за городом, на склонах горы Кармил, видны развалины замка и многие древние пещеры. К западу от города расположена германская колония общества храма Иерусалимского; эта колония, окруженная прекрасно возделанными садами, виноградниками и полями, отличается европейским устройством и богатством жителей, занимающихся земледелием и садоводством. На противоположном берегу обширного залива, на вдающемся в море скалистом мысе, находится крепость Акка, древняя Птолемоида Акра, окруженная зубчатыми стенами; в крепости Акка находятся мечети с высокими минаретами, обширный ханам, или постоялый двор, и русский приют. Недалеко от Акки протекает речка Белус, в которой водятся раковины, служившие древним финикиянам для добывания краски пурпура, а песок этой речки употреблялся ими для выделки стекла. Далее, к северу от Акки, находятся песчаные берега пределов Тирских и Сидонских древней Финикии, в которой у так называемой тирской лестницы отрасли Ливанских гор доходят до самого моря.

Из Каифы путешественники посещают гору Кармил и затем направляются вдоль морского берега на юг к городу Яффе, Дорога на гору Кармил идет сначала вдоль берега, среди обработанных полей германской колонии, потом поднимается в гору крутыми уступами между насаждениями масличных и фиговых деревьев, доходящими до половины горы, а затем дорога становится весьма извилистою и крутою и, наконец, чрез час пути от Каифы достигает вершины горы у монастыря св. Илии. Тора Кармил (сад Божий), составляющая западную отрасль Самарянских гор, вдается в море длинным отвесным мысом и возвышается на 2000 футов над поверхностью моря. На вершинах продолговатой горы, более и более возвышающейся от моря к юго‑восточному концу, находится много источников, которые делают почву весьма плодородною, поэтому гора Кармил, особенно в юго‑восточной, высшей части, покрыта богатою растительностью, высокою травою, цветами и мрачными лесами, в которых водятся дикие кабаны, леопарды, пантеры и гиены; верхние склоны Кармила представляют неровную поверхность со многими скалами, пещерами, оврагами и ущельями; ниже, на склонах горы, снова является богатая растительность. Уже в древнейшие времена гора Кармил почиталась священною, и к ней относятся многие сказания. На этой горе долго жил пророк Илия, так что Кармил называется также горою пророка Илии. По преданию, пророк Илия жил близ источника, в обращенной к морю пещере, на северо‑западной оконечности Кармила; вблизи, в другой пещере, поселился ученик его пророк Елисей, недалеко от этих пещер, указываемых на Кармиле, крутая тропинка вдоль обрывов скал ведет вниз к третьей обширной пещере, соединенной внутренними проходами с другими, меньшими пещерами; в большой пещере, вдоль стен которой высечены в скале широкие лавки, помещалась по преданию школа пророков, предание же говорит, что Божия Матерь с Младенцем Иисусом, возвращаясь из Египта, посетила Кармил и остановилась для отдохновения в пещере школы пророков. В римские времена у этой пещеры, как полагают, был устроен языческий храм Юпитера, при котором находилось много жрецов; впоследствии в пещерах горы Кармил жили многие христианские отшельники, а ныне в пещере школы пророков магометанами, которые также чтут пророка Илию, устроена турецкая мечеть, освещаемая люстрою и многими лампадами. Предания указывают на горе Кармил многие места, ознаменованные деяниями пророка Илии; так, на юго‑восточной оконечности Кармила он приносил чудесную жертву Богу, уничтожил поклонение идолам Ваала и велел умертвить языческих жрецов; здесь же он испросил обильный дождь после продолжительной засухи в Палестине. В память посещения Кармила Божиею Матерью одним из 70 учеников Иисуса Христа Агавом была построена древнейшая христианская церковь во имя Пресвятой Матери Божией над первою пещерою пророка Илии, на западной оконечности Кармила. Впоследствии, в XII в., на этом месте основан был католический монастырь кармелитов, много раз подвергавшийся разорениям; в новейшее время монастырь был разорен турками в 1799 г., во времена Наполеона I, и в 1821 г., но снова был великолепно возобновлен. Обширный кармелитский монастырь пророка Илии построен в виде четвероугольника, в средине которого возвышается великолепная монастырская церковь с полукруглым куполом. Внутри церкви находился богато украшенный престол, над которым в нише поставлена превосходная мраморная статуя Божией Матери; под самым престолом церкви в природной скале находится крипта, или подземная церковь, устроенная в пещере пророка Илии; спуск в пять ступеней ведет из верхней церкви в пещеру, в которой находится каменное ложе, обращенное в престол, и на нем поставлена статуя св. Илии, а за нею помещена икона Божией Матери. Вокруг главной церкви монастыря находится много красивых садиков, много построек, часовня и придел абиссинский и католиков с престолом и статуею пророка Илии; внутри главного здания монастыря устроено множество переходов, лестниц и широких коридоров с кельями и помещениями для богомольцев, которых монахи радушно принимают. Перед входом в монастырь устроен пирамидальный памятник над местом погребения французских воинов и обитателей монастыря, погибших в 1799 г. Близ монастыря расположены некоторые постройки и невысокий маяк. С террасы монастыря представляется прекрасный вид на безбрежное море, с трех сторон окружающее мыс Кармил. Еще более обширный вид открывается несколько выше монастыря, с вершины горы Кармил; к западу видно Средиземное море, к северу виден морской залив, а за ним видна Акка, с ее зубчатыми стенами и высокими минаретами, и далее пределы тирские и сидонские до тирской лестницы, за которою возвышаются Ливанские горы; к востоку видна зеленеющая равнина Эздраилонская, горы Фавор и Малый Гермон и вся страна от снежного и облачного Большого Гермона до Иудейских гор; к югу видна расстилающаяся вдоль моря до города Яффы, и Саронская равнина с развалинами древнего города Кесарии.

От горы Кармила путешественники направляются на юг по длинной Саронской равнине, простирающейся на 80 верст до города Яффы, и это путешествие продолжается 2–3 дня. Сначала дорога, спустившись с горы Кармил, идет по узкой, хорошо обработанной долине между Кармилом и морским берегом; в этой долине с левой стороны возвышается гора Кармил, с которой текут многие ручьи, с правой стороны расстилается безбрежное море, а над головою на ясном небе светит палящее солнце. Дорога проходит мимо находящихся на выдающемся в море мысе развалин города Атлита, между которыми замечательны обширные развалины замка рыцарей храмовников, далее следуют развалины города Тантуры, древнего ханаанского города Дора, близ которого из моря добывали много пурпуровых раковин. Далее дорога идет по песчаному берегу моря, местами заросшему морскою травою, и переходит чрез реку Церка (синий), в которой водились крокодилы и близ которой находился город Крокодилополис; в разных местах песчаного берега видны развалины древних построек. Через два часа пути от Тонтуры на берегу моря показываются обширные развалины древнего города Кесарей Августы. Этот город, находившийся на месте другого, более древнего ханаанского города, был великолепно отстроен Иродом Великим и назван Кесариею Августою, в честь римского императора Августа; здесь были построены великолепные храмы, театры, водопроводы, стены с башнями и морской порт. После взятия и разрушения Иерусалима Титом в Кесарии совершены были великолепные празднества, и Кесария Августа сделалась главным городом Иудеи, в котором жили римские правители Палестины. Кесария была посещаема апостолами Петром, Павлом и Филиппом; апостол Петр крестил здесь сотника Корнилия (Деян., 10), а апостол Павел два года пробыл в Кесарии заключенным в темнице. Впоследствии в Кесарии жили христианские епископы Иудеи и в этом городе основана была христианская школа ученых и писателей, из которых наиболее замечателен историк Евсевий в IV в. Позже крестоносцы взяли и сильно укрепили Кесарию; при взятии города они нашли в нем шестиугольную чашу из зеленого стекла, которая, по преданию, была чашею Тайной Вечери; эта чаша, известная под названием Грааль, была перевезена в Геную и хранится в этом городе в сокровищнице церкви св. Лаврентия. В настоящее время от Кесарии сохранились обширные развалины стен, башен храмов и церквей, которые более и более заносятся морским песком; близ развалин Кесарии расположены некоторые селения болгарских переселенцев. Далее за этими развалинами дорога в Яффу идет по обширной пустынной местности, частью покрытой травою, частью сыпучим песком; местами встречаются болота, в которых водятся буйволы; с правой стороны дороги, к западу, постоянно видно море; с левой стороны, к востоку, вдали за равниною возвышаются Самарянские и Иудейский горы; днем в этой безлюдной и безлесной пустыне нестерпимо жарко, и палящее солнце ослепительно светит в глаза путникам, едущим с севера на юг; а ночью некоторые места этой пустыни небезопасны от нападений хищных бедуинов. Далее к югу местность становится более оживленною и обработанною; появляются рощи, луга и пасущиеся на них стада. Дорога идет вдоль морского берега и чрез 12 часов пути от Кесарии переходит по мосту реку Авдие, у начала которой в местечке Рас‑эль‑Айн (место источника) в горах находятся великолепные развалины средневекового замка Мирабель. За рекою Авдие начинается плодородная Саронская долина со многими селениями, местность более и более оживляется рощами и садами, встречными путниками и караванами; уже заметно приближение городского поселения, и чрез получаса пути от реки Авдие путешественник вступает в Иерусалимские ворота приморского города Яффы.

Таким образом, начав обзор Святой Земли от Яффы и посетив Иерусалим и все священные места Палестины, можно окончить странствование в той же Яффе, из которой пароходы по обширным морям увозят богомольцев на родину, в различные страны, отдаленные от Святой Земли. Каждый богомолец с глубоким сожалением расстается с этою единственною в мире страною, освященною пребыванием в ней Спасителя нашего Господа Иисуса Христа; у каждого побывавшего в Палестине неизгладимо сохраняются дорогие воспоминания об этой стране, о ее многочисленных святынях, памятниках, преданиях и легендах, о ее прекрасных видах, благодатном климате, плодороднейшей почве, наконец, о священном городе Иерусалиме, и невольно у каждого перед отъездом из Палестины является желание еще раз посетить святыню Иерусалима – Гроб Господень. Палестина, эта столь небольшая страна, приблизительно равная 1/3 части Новгородской губернии, эта страна ныне столь бедная, разоренная и запущенная, лишенная даже своего коренного населения, евреев, рассеянных по всему миру, преисполнена множеством замечательных в прошедшем местностей, в которых совершались события, имевшие важное значение для всего человечества; может быть, и в будущем эта страна снова будет восстановлена, снова процветет и снова будет иметь для человечества значение. Также и теперь европейские державы более и более обращают внимание на Палестину, делают значительные пожертвования в ее пользу, заботятся о восстановлении древних памятников и о поднятии благосостояния страны; многие европейцы, особенно русские, как паломники, посещают Палестину и ее святыни, и многие, особенно германцы, поселяются в ней и основывают в ней свои учреждения и колонии, Затем евреи, повсюду рассеянные, стремятся к своему древнему отечеству, и многие из них в старости переселяются в Палестину. Еврейский народ, после разрушения Иерусалима и гибели массы евреев, был рассеян между всеми народами и повсюду терпел жестокие унижения и гонения, вселявшие в евреях робость и страх, как им некогда было предречено: «И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли… и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей». (Второз., XXVIII, 64, 66). Но этот, некогда избранный народ, хотя и подвергся бедствиям и гонениям, но не совсем погиб, он не исчез подобно другим народам древности: ассириянам, вавилонянам, египтянам; хотя евреи частью изменились, приняв отчасти национальность народов, среди которых они живут, и таким образом явились евреи испанские, немецкие, польские, русские и др., но они не потеряли своей религии, своих нравов, обычаев, языка, которые соединяют всех евреев в одно целое; они даже приобрели более и более увеличивающуюся власть и значение среди народов чрез несметные, скопленные ими богатства, чрез выдающиеся способности многих из них, чрез неутомимую деловитость и чрез взаимную между собою связь всех евреев. Может быть, некогда в Палестине возникнет новая, восстановленная в духе христианства самостоятельность еврейского народа, как о нем сказано: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется». (Рим., XI, 25, 26). Наконец, Палестина, может быть, и для христианства будет иметь большее значение; может быть, в Палестине, в которой последователи различных церквей сближаются между собою и преимущественно посвящают себя религиозным интересам, в неизвестном будущем прекратятся рознь христианских вероисповеданий и после соединения церквей в мире настанет блаженное время единого стада и единого Пастыря.

 

Н. Тимаев. Иерусалим и Палестина. СПб., 1891.

 

 

еще рефераты
Еще работы по истории