Лекция: Випадах санту тах шашват татра татра джагат-гуро

бхавато юаршанам йат сйад апунар бхава-даршанам

випадах – бедствия; санту – пусть будут;тах – все; шашват – вновь и вновь; татра – там; татра – и там; джагат-гуро – о Господь вселенной; бхаватах—Тебя; даршанам – встречая; йат—то, что; сйат – есть; апунах – никогда более; бхава-даршанам – не видя повторения рождения и смерти.

 

Пусть эти беды повторяются вновь и вновь, чтобы мы могли вновь и вновь видеть Тебя, ибо видеть Тебя – значит не видеть больше круговорота рождения и смерти.

 

КОММЕНТАРИЙ: Как правило, люди, попавшие в беду, нуждающиеся, разумные и любознательные, если они совершили в прошлом какие-то благочестивые поступки, поклоняются Господу или встают на этот путь. Те же, кто строит своё счастье только на грехе, не могут достичь Всевышнего, кем бы они ни были, так как их сбивает с пути Его иллюзорная энергия. Поэтому у благочестивого человека в трудную минуту нет иного выхода, кроме как искать прибежища у лотосных стоп Господа. Постоянно помнить о лотосных стопах Господа – значит готовиться к освобождению от рождения и смерти. Поэтому если нам и приходится сталкиваться с так называемыми бедствиями, мы должны приветствовать их, так как они дают нам возможность помнит о Господе, а это и есть освобождение.

Лотосные стопы Господа – самый подходящий корабль, на котором можно пересечь океан невежества, и каждому, кто нашел у них свое прибежище, так же легко достичь освобождения, как перепрыгнуть через след от копыта телёнка. Таким людям уготована обитель Господа, и их ничего не связывает с местом, где опасности подстерегают нас на каждом шагу.

В «Бхагават-гите» Господь называет этот материальный мир опасным местом, исполненным страданий. Но неразумные люди пытаются приспособиться к этим несчастьям, не ведая о том, что они заложены в самой природе этого мира. Им ничего не известно об исполненной блаженства обители Господа, где нет и намёка на несчастья. Следовательно, здравомыслящий человек не должен обращать внимания на материальные несчастья, которые будут везде и всегда. Страдая от всевозможных неизбежных неприятностей, нужно продолжать идти по пути духовного самоосознания, ибо в этом заключается миссия человеческой жизни. Духовная душа трансцендентна ко всем материальным бедам, поэтому так называемые беды – всего лишь иллюзия. Человеку может присниться, что на него набросился тигр, и он закричит. Но на самом деле нет ни тигра, ни страданий – это лишь сон. Точно так же и все несчастья, случающиеся в жизни, можно назвать сном. Если человеку настолько повезёт, что он соприкоснется с Господом через процесс преданного служения, это высшее достижение человеческой жизни. Связь с Господом с помощью любого из девяти видов преданного служения – всегда шаг вперёд на пути, ведущим обратно к Богу.

Итак, в последних стихах царица Кунти рассказывала о тех бедах, в которые она и её семья попадали. Третьего дня она говорит нечто интересное. Она говорит: «Господь, пусть эти беды повторяются вновь и вновь, поскольку, когда приходят беды, у нас есть возможность помнить о Твоих лотосных стопах». Когда всё в нашей жизни хорошо, мы становимся до некоторой степени самодовольны, но когда присутствует беспокойство, мы часто взываем к Господу, прося Его о помощи:

Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна ракша мам

Кришна Кришна Кришна Кришна Крищна Крищна пахе мам

О Кришна, о Господь вселенной, пожалуйста защите меня и сохрани – таково истинное настроение преданного. Преданный никогда не верит в какие-либо материальные объекты. Преданный не верит в какие-то материальные системы и в то, что они защитят от огня материального существования. У людей и общества часто бывают проблемы, тогда люди начинают заниматься какими-то политическими манипуляциями, но это никогда не срабатывает. Единственное, что на самом деле действует, это предание себя Кришне. Шрила Прабхупада объясняет в 7-й главе, что четыре типа людей, у которых есть какое-то благочестие, приближаются к Кришне. Они начинают поклоняться Господу для того, чтобы выполнить какие-то материальные желания, и считаются благочестивыми людьми потому, что обращаются к Господу с просьбой о помощи. Человек, который страдает; человек, который желает богатства; человек, любознательный в духовной жизни и человек, желающий утвердиться в знании о Боге – все обращаются к Господу и начинают преданное служение. Иногда мы можем задать вопрос, что они обращаются к Господу за исполнением материальных желаний, но мы всегда слышим и знаем, что нельзя обращаться к Господу для того, чтобы Он выполнил какие-то материальные желания. Кришнадас Кавирадж дас Госвами пишет в «Чайтанья-чаритамрите»: если человек желает нектара наслаждения чувств и в то же самое время духовной жизни – то он глупец. Мы понимаем, что не должны обращаться к Кришне ради чего-то материального, но Он говорит, что благочестивые люди обращаются ко Мне и тогда Я исполняю их делания и очищаю их. Шрила Прабхупада говорит, что благочестивые люди, которые обратились к Кришне, знают, что Он является «суммум бонум» или целью жизни. Они так же знают, что Кришна является «сарва карана каранам» т.е. причиной всех причин, причиной причин всех проявлений. Благочестивые люди способны понять, что нет никого кроме Бога, поэтому когда в их жизни появляются какие-то трудности, они просто полагаются на Господа. Те же люди, которые находятся под воздействием гун материальной природы и неблагочестивы, пытаются как-то приспособиться, придумать какие-то материальные средства для улучшения своей жизни, но они всегда проигрывают. Очень часто, когда люди горят в пожаре материальной жизни, что является очень болезненным и опасным положением, они пытаются придумать какие-то решения для выхода из сложной ситуации, но эти решения являются ещё более опасными. Опять же благочестивые люди принимают прибежище у лотосных стоп Господа, поскольку они понимают, что лотосные стопы Господа подобны трансцендентному кораблю. Если мы принимаем прибежище на этом трансцендентном корабле, то сможем переплыть на другой берег океана материального существования. В ведических писаниях говорится, что бала сагар или океан материального существования очень велик, но если человек примет прибежище у лотосных стоп Кришны, то океан уменьшится до такого размера, что сможет поместиться в отпечатке копытца телёнка. (Во время класса «Шримад-Бхагаватам» преданные всё время ходят туда-сюда). На самом деле здесь есть проблема. Она состоит в том, что преданные не понимают, что «Шримад-Бхагаватам» является лекарством в век Кали и Харе Кришна махамантра также является лекарством. Те кто принимают прибежище «Шримад-Бхагаватам» и регулярно слушает его, способны преодолеть проблемы жизни. Те кто регулярно воспевает и танцует на киртанах, способны преодолеть всевозможные умственные проблемы и подняться до сознания Кришны. Итак, когда человек принимает прибежище у лотосных стоп Кришны, то бала сагар уменьшается.

Недавно я был во Вриндаване. Как-то раз после обеда один из старых друзей пришёл в мою комнату. Он только что приехал из Непала и привёз шалаграмма шилу. Шалаграмма шила – это представление Кришны в камне. На самом деле он даже не был уверен, что это шалаграмма шила. Он сказал, что как бы то ни было, я хочу подарить тебе её Я сказал, что очень хорошо. Тем же днём один из моих братьев в Боге пришёл ко мне. Зовут его Джананивас. Он был главным пуджари в Майапурском храме примерно последние 37 лет. Он знает всё о шалаграмма шилах, он отвечает за поклонение Нрисимха деву. Итак, он зашёл ко мне и я спросил: «Джананивас, это шалаграмма шила или нет?» Он начал осматривать различные отметины на камне, и затем сказал: «Ты знаешь, что это за шалаграмма шила

Нет, что это?

Это отпечаток копытца телёнка.

Очень хорошо.

Знаешь, что это означает?

Нет, скажи.

Это означает, что для того, кто поклоняется и преданно служит этой шалаграмма шиле, весь океан материального существования сокращается и помещается в этом отпечатке копытца телёнка. И тогда тот, кто поклоняется этой шиле, становится способным перешагнуть через океан материального существования.

Столь замечательно преданное служение! Кришна хочет устроить всё наилучшим образом для своих благочестивых преданных. Он дал нам Веды, Он сам является к нам в различные юги, в различных воплощениях. Пятьсот лет назад Господь явился как Чайтанья Махапрабху и начал это благословенное движение харинама санкиртаны только для того, чтобы у всех нас была возможность перешагнуть через океан рождения и смерти. Итак, мы должны понять тот факт, что материальный мир, в котором мы живём, является местом бед. В истории материального мира никогда не было успеха, и вместо того, чтобы планировать, как добиться успеха в материальной жизни, мы должны планировать как предаться Кришне. Шрила Прабхупада говорит, что каждый разумный человек в этом мире должен выполнять какой-то долг. Прабхупада говорит, что обязанность каждого разумного человека состоит в том, что он не должен быть обеспокоен проблемами материального мира. Проблемы встречаются нам на каждом шагу. Означает ли это, что когда мы начинаем преданное служение, у нас не будет никаких проблем? Я думаю, что у всех нас есть опыт того, что доже практикуя сознание Кришны, мы сталкиваемся с проблемами. Шрила Прабхупада говорит, что обязанность святой личности состоит в том, что она не должна быть обеспокоена проблемами. Это материальный мир является такой вещью, что если мы посвятим себя только решению проблем, мы сойдём с ума, поскольку не успеем мы решить одну проблему, как тут же появится другая. По словам Шрилы Прабхупады, если у преданного появляются проблемы, которых всё равно невозможно избежать, он должен продолжать прогрессировать в преданном служении. Как мы знаем в десятой песни есть молитвы Господа Брахмы, и одна его молитва особенно известна. Шрила Прабхупада говорит, что практическое применение этой молитвы является законом в сознании Кришны. В этой молитве Господь Брахма говорит, что славен тот человек, который терпеливо переносит последствия своей прошлой кармической деятельности. Иногда он очень сильно страдает, претерпевая последствия своей прошлой кармической деятельности, но всё равно продолжает всегда прославлять Кришну. Это очень интересная вещь. Когда мы приходим в сознание Кришны и начинаем заниматься преданным служением, мы освобождаемся от кармы, но в то же самое время Господь Брахма говорит, что славен тот преданный, который терпит последствия своей кармы и испытывает всевозможные неудобства, но никогда не перестаёт прославлять Господа. Шрила Бхактивинода Тхакур говорит: сккхи дукхи харинг ма, что независимо от вашего положения, является оно сукхи или дукхи, вы должны заполнять свой рот святыми именами Господа и терпеть всё. Никогда не переставайте прославлять Кришну. Господь Чайтанья даёт такие наставления относительно преданного служения в «Шикшташтаке»:

тринад апи суничена тарор апи сахишнуна

аманинаамадена киртаниях сада харих

В процессе преданного служения мы должны научиться терпеть всё подобно дереву, которое терпеливо переносит и ужасный мороз, и пылающий жар. Даже если вы возьмёте топор и начнёте рубить дерево, оно не будет сопротивляться – так оно терпеливо. И когда на нас наваливаются неизбежные проблемы материальной жизни, мы должны терпеть всё. В «Бхагават-гите» Кришна говорит о терпении: «Арджуна, терпи всевозможные действия материального мира и просто продолжай заниматься преданным служением – таково положение преданного. Преданный не пытается решить каждую проблему материальной жизни, он разумен и поэтому пытается найти окончательное решение проблем материальной жизни. Пробудив свою веру в Кришну и поняв, что является вечным слугой Кришны. Если человек поймёт, что он слуга Кришны, то все страдания, вся дукха придут к концу. Мы не должны беспокоиться из-за бед этого мира, мы должны понимать, что они будут продолжать приходить. Одна проблема будет приходить за другой, но наша задача состоит в том, что мы должны держать наше сознание сосредоточенным на Господе. Иногда, когда мы ещё молоды в преданном служении, мы полностью погружаемся в выпадающие на нашу долю проблемы и испытания. Но истинным показателем нашей погружённости в преданное служение является то, что мы помним Кришну во всех обстоятельствах. Истинный преданный всегда остаётся поглощённым мыслями о Господе, что бы с ним не происходило. И каким же образом мы сможем подняться до такого уровня? Как же мы сможем находиться постоянно в трансе смаранам, или постоянного памятования о Господе? Это возможно только в том случае, если мы будем постоянно погружены в шраванам и киртанам – слушание и воспевание Господа. Благодаря регулярному погружению в шраванам и киртанам, очень естественно прейдет и смаранам – памятование о Господе. Шрила Прабхупада говорил, что когда он слушал своего духовного учителя и не мог понять того, что он говорил, поскольку это были очень возвышенные вещи, он всё равно продолжал слушать. И Шрила Бхактисидханта отметил Шрилу Прабхупаду, как умеющего слушать о Кришне. Прабхупада говорил: поскольку я пытался слушать, теперь я способен говорить, а поскольку я всегда слушал и слушаю и всегда говорю, естественным образом я всегда помню. Таков должен быть наш принцип. Когда всевозможные беды материального мира несутся к нам со всевозможной скоростью, мы должны иметь прибежище у Кришны, слушая и воспевая.

Большое спасибо. Шрила Прабхупада ки джай!

Ответ: (вопрос не слышан). Человек может изменить свою судьбу, если будет практиковать преданное служение. Наша судьба основана на нашей деятельности и сознании, в котором мы совершаем эту деятельность. Ведические писания объясняют нам, что существуют различные типы деятельности. Есть деятельность, которая совершается согласно правил и предписаний и называется кармой. Так же есть деятельность, которая не согласуется с правилами и предписаниями – это викарма, или греховная жизнь. Есть деятельность совершаемая главным образом для того, чтобы доставить удовольствие Богу – такая деятельность называется акарма. Когда человек совершает деятельность акарма, то Кришна принимает на себя последствия этой деятельности. И в каком-то смысле человек освобождается и становится способным выбраться из цикла повторяющихся рождения и смертей. Другими словами, он останавливает процесс реинкарнации. Это научный процесс, о котором мы узнаём, изучая ведические писания. Но сутью и основой всей деятельности должно быть стремление доставить удовольствие Господу. Один из наших духовных учителей, Рупа Госвами, приводит замечательное определение преданного служения. Он говорит, что преданное служение – Это особый вид деятельности, которым мы должны заниматься в своей жизни и эта деятельность предназначена только для того, чтобы доставить счастье Господу. Это главное определение, которое он даёт преданному служению. Также он даёт косвенное определение, состоящее в том, что человек, занимающийся преданным служением, избавляется от желания прибыли в этом материальном мире. Он избавляется от желания достичь освобождения.

У меня есть один брат в Боге, зовут его Буриджан. Он президентствовал в движении, будучи ещё очень молодым, ему было около девятнадцати лет. Шрила Прабхупада послал его проповедовать в Гонконг. Буриджан рассказывал мне, что когда Шрила Прабхупада проезжал через Гонконг, они встретились, и Шрила Прабхупада сказал: «Буриджан, ты совсем молодой парень, и я хочу, чтобы ты понял одну вещь. Поскольку ты создаешь свою собственную судьбу. Возьми свою жизнь в руки. Тщательно практикуй преданное служение и ты сможешь вернуться назад к Богу. Таким образом ты сможешь сам изменить свою судьбу.

Вопрос: Вы помните кем были в прошлой жизни?

Ответ: Мне трудно вспомнить, то я делал вчера в это время, что уж говорить о прошлой жизни. У некоторых людей есть память о прошлых жизнях. Кришна говорит Арджуне в 4-й главе «Бхагават-гиты»: миллионы и миллионы лет назад Я объяснял богу Солнца Вивасвану эту науку о Боге. Он в свою очередь передал её Ману, а тот – своему сыну Икшваку. Для тех времён «Бхагават-гита» была потеряна и Я вновь объясняю её тебе. И тогда Арджуна начал думать: «Как же так, Ты говоришь, что рассказывал «Бхагават-гиту» миллионы лет назад, и Ты помнишь об этом? Почему же Ты помнишь об этом, а мы ничего не помним?» И ответ Кришны состоял в том, что поскольку Его тело духовно, Он никогда не меняет его, поэтому Он ничего и не забывает. Мы же принимаем материальное тело, и когда нам приходится менять его, то мы забываем всё, что было связано с этим телом, т.е. мы забываем всё о своей предыдущей жизни. Но некоторые люди имеют какие-то воспоминания. Иногда проводят такую гипнотическую регрессию и некоторые люди способны вспомнить, кем они были когда-то, но в обычных обстоятельствах люди не способны помнить об этом.

Вопрос: Как возникает фанатизм и можно ли его избежать?

Ответ: Шрила Прабхупада говорил, что причиной фанатизма является недостаток философского понимания, т.е. люди начинают что-то делать, не понимая, что за деятельностью должна быть какая-то философская основа. Прабхупада говорил, что религия без философии – это фанатизм, а философия без религии – просто умственные спекуляции. Мы не должны быть религиозными фанатиками и забывать философию. Господь Кришна говорит Арджуне о качествах, которые развиваются в человеке, занимающимся преданным служением. Если человек искренни занимается преданным служением Богу, он становится очень сострадателен, очень правдив. Очень терпелив, он становится всепрощающ, он становится очень смиренен, он становится очень чист. На самом деле это божественные качества, о которых Господь говорит, что они пробуждаются благодаря истинной религиозной практике. Иногда люди очень громко кричат о религии, но если посмотреть на их качества, то можно увидеть, как отвратительны они. Однажды некоторые религиозные фанатики пытались убить меня. Это было в Иерусалиме, где-то в 1981 году. Был воскресный полдень, в Иерусалиме все работают в воскресение. Всё закрывается в пятницу в полдень, всё закрыть в течение дня субботы, но вечером, когда заканчивается шабаш, всё открывается и все напиваются. Итак, был воскресный полдень, преданные приготовили большие корзины с печеньем и мы поехали в новую часть города, чтобы провести там харинаму. Там на нас напала группа, состоящая как минимум из сотни религиозных евреев. Они начали пинать и бить нас, они гнали нас вниз по улице и били нас, не щадя даже женщин. Они вопили, что давайте загоним их боковую улицу, где никто не увидит, и там перережем им горло. Один парень там страшно вопил на иврите, но большинство этих фанатиков были из Америки. Я сказал тому вопящему парню: «Заткнись!» Он ответил: «Не говори мне, чтобы я заткнулся». Я сказал: «Подразумевается, что вы должны быть религиозны. Религиозные люди должны проявлять идеальные качества, вы же вовсе не религиозны, вы просто фанатики». В конце концов Кришна спас нас. На соседней улице один исламский террорист подложил бомбу в мусорный ящик и там собралось около двухсот полицейских. Когда мы приблизились к этой улице, то полицейские развернулись и увидели, как эти религиозные фанатики бьют Харе Кришна. Полицейские подбежали и всех нас посадили в свои машины и отвезли нас к нашей машине. Фанатики – это ужасная вещь, независимо оттого, к какой национальности они принадлежат. Любой тип фанатика является ужасным элементом общества, а самые худшие из них это фанатики Харе Кришна. Это небольшой сигнал для всех преданных, т.е. преданные должны всё делать на основе разума и правильного понимания. Не начинайте заниматься какой-либо деятельностью, не убедившись в её правильности. Преданный должен учиться и уметь советоваться с другими преданными. Поскольку мы очень часто совершаем ошибки. Совершение ошибок является одним из качеств обусловленной души, поэтому не привязывайтесь фанатически к ошибочной концепции жизни. Я вижу, как преданные делают это, в результате чего миссия сознания Кришны не расширяется. Иногда можно видеть, как одна партия думает, что она права. Они просто скандалят. Спорят и дерутся и таким образом попросту тратят время Кришны. Они зря тратят человеческую форму жизни на какие-то глупости вместо того, чтобы заниматься преданным служением. И если у кого-то из преданных есть такое умонастроение – оставьте его. Вместо того, чтобы скандалить – сотрудничайте, развивайте взаимопонимание, Шрила Прабхупада всегда приводил пример с полочкой: одну палочку легко сломать, а если их много вместе, то сломать невозможно. Наши преданные должны быть многими палочками, связанными вместе, чтобы майе невозможно было сломать их. Когда мы начинаем эту партийную политику, Майа деви проводит пир у Харе Кришна, у неё прекрасна вечеринка, она довольна: «О, я заставила скандалить!» Хотя майа является чистой преданной Кришны и она хочет, чтобы высшая власть была у Харе Кришны, но у неё неблагодарная обязанность запутывать нас и она выполняет её в совершенстве. Преданные должны понять, что майа просто пытается обмануть нас. Не отвлекайтесь на эти вещи, сотрудничайте и проповедуйте сознание Кришны – это должно быть целью каждого. Наша человеческая форма жизни так коротка, мы должны использовать каждое мгновение для совершенствования нашего сознания. Что говорить о нашем сознании, вспомните обо всех людях в Узбекистане. Разве мы заинтересованы только в своём сознании, а остальные люди пусть гниют? Нет, умонастроение вайшнава не таково, мы хотим, чтобы все пришли в сознание Кришны и по этой причине мы должны сотрудничать.

Ответ: Гьяна – это развитие знания. Существует система, которая называется гьяна-йога. Обычно это система философских спекуляций, основанная на отрицании. Целью процесса является постижение духовной сущности на основе отрицания. Шрила Прабхупада говорит, что на санскрите это называется не ти, не ти – не это, не это. Их целью является дух, или Бог, и с помощью философских спекуляций и анализа они определяют, что он не это, не это и не то. Они пытаются разобраться в этом, пройдя через все элементы и составляющие космоса. И отрицают таким образом всё. Это является очень длительным процессом. Когда Арджуна спросил, какой процесс является лучшим – гьяна или бхакти – Кришна отвечает, что цель можно достичь с помощью обоих процессов. Но процесс гьяны является – клешада, где клешада означает, что он исполнен страданий и его трудно, очень трудно практиковать. Ещё одна трудность в гьяна-йоге состоит в том, что с помощью этого процесса человек пытается воспринять не воспринимаемый, или не дифференцированный брахман. Это очень трудно сделать, поскольку для того, чтобы добиться успеха в гьяна-йоге, необходимо полностью изменить наш способ восприятия для постижения того, что для наших чувств и разума является не воспринимаемым. Кришна говорит, что человек может следовать этому процессу, но он должен знать, что только после многих и многих рождений он сможет достичь самоосознания в этом процессе. И в результате достигнутого сознания он начинает заниматься бхакти-йогой. Итак, сознание Кришны – замечательная вещь, поскольку с самого начала этого процесса мы соприкасаемся с Кришной. Бхакти-йога означает, что мы свои чувства соприкасаем с чувствами Кришны через процесс предписанной деятельности. Первым типом деятельности является слушание, вторым – воспевание. Существует 64 вида деятельности в предписанном преданном служении (вачар). Лучше всего это можно понять через простой пример, который приводит Шрила Прабхупада: если мы поместим железный прут в огонь, то он приобретёт все качества огня. Таким же образом, если мы соприкасаем свои чувства с чувствами Господа, то мы одухотворяемся. К нам приходит ясное понимание того, что мы не являемся телом, и тогда в нас пробуждается изначальная духовная форма. Когда же пробуждается изначальная духовная форма, мы встречаемся с Кришной и начинаем служить Ему. В процессе бхакти-йоги также присутствуют развитие гьяны, поскольку мы развиваем знание о Кришне, которое основано на писаниях. Но целью гьяны у бхакти-йога является любовь и преданность, тогда как целью гьяна-йога является освобождение и спасение. Существует различие в качествах потому, что освобождение является эгоистичным желанием, а любовь и преданность – это немотивированное желание. Таким образом, её качества выше, понятно? По этой причине бхакти-йога или сознание Кришны, является чистейшей формой практики йоги, поскольку бхакти-йог не стремится к какому-то типу личного наслаждения. Единственное чего он желает – это счастье Бога. Это чистейшее проявление духовности.

Вопрос: Можно ли совершать обряд шраддха в наших условиях?

Ответ: Нет никакого вреда в этом. Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает это то ли в своей книге «Мадхурья кадамбини» или в одной из его книг. Он говорит, что хотя преданный трансцендентен ко всем этим вещам для того, чтобы показать людям как правильно вести себя, он может принять участие в таких церемониях, это не влияет на него. Даже Адвайта Ачария совершил церемонию шраддха для своего отца. Обычно эту церемонию совершают смарта и следующие карма-канде. Но вайшнавы могут делать это для того, чтобы показать, как надо вести себя в человеческом обществе.

Ответ: Когда я жил в Израиле, движение тогда только начиналось там. Вы можете только представить себе наших преданных, мы говорим о фанатичных преданных, поскольку у всех у них было израельско-еврейское прошлое. Затем они стали Харе Кришна, они готовы были покорить мир и т.д. евреи же следуют множеству религиозных ритуалов, на которых должна присутствовать вся семья. Наши же преданные перестали делать все эти вещи, они перестали навещать свои семьи и их родители просто стали сходить с ума. Они приходили ко мне и говорили, что с тех пор, как мой ребёнок стал Харе Кришна, он вообще сошёл с ума! Как-то приближался большой еврейский праздник, я созвал всех преданных и сказал, что для вас у меня есть наставление, поскольку приближается праздник. Идите домой. Идите домой и побудьте со своими родителями. Это на самом деле всё изменило. Наши преданные в то время были столь фанатичны! Старейшего израильского преданного звали Гуна Аватар, он побывал в армии, затем сбежал в Европу, сал преданным в Амстердаме. Где ему один преданный сказал, что ты ведь из Израиля, давай поедем туда и начнём там Харе Кришна. Они поехали в Тель-Авив, и Гуна Аватар решил повидаться с матерью, которая не знала, что он стал преданным. Гуна Аватар спросил у этого преданного, что я хочу повидаться с матерью, как я должен себя вести? И тот ответил, что согласно нашей ведической религии ты должен выразить почтение родителям. Когда увидишь мать и отца – предложи им поклоны. Как-то после обеда Гуна отправился домой к своей матери. Он позвонил в звонок, мать подошла к двери, увидела человека в каких-то странных одеждах, с гладко выбрито головой, где были два или три пореза, с огромным тилаком. Она смотрела на этого человека и не могла понять кто он такой. Он сказал: «Прими мои почтительные поклоны!» Мать сказала: «Да ты фанатик!» Когда я приехал в Израиль, Гуна Аватар сказал своей матери, что приехал один преданный из заграницы, она сказала: «Ну приведи его как-нибудь вечером, чтобы я с ним поговорила». К тому времени я уже понимал умонастроение Гуна Аватара и мог представить в какое положение попаду. Мы приехали к ним, позвонили в дверь, вышла его мать. Это была очаровательная, средних лет женщина. Она протянула руку, я поздоровался и сказал, что мне очень приятно встретиться с вами. Она пригласила нас войти в квартиру. Я знал, что она думает о наших преданных и весь вечер пытался очаровать эту женщину. Видя, как ведёт себя Гуна Аватар, я думал, что ему достанется от меня. Прошёл вечер, пришло время уходить, мы встали, его мать проводила нас до двери и протянула руку. Я взял её ладонь в свои руки и сказал, то вы такая очаровательная личность, было так приятно встретиться с вами. Я надеюсь, что мы с вами ещё увидимся. Пришло время выходить за дверь, она смотрела на своего сына таким взглядом, который бывает у всякой матери, когда её сын уходит. Она хотела просто обнять своего сына, Гуна же был фанатик. Тогда я сказал: «Гуна Аватар, ты что не собираешься поцеловать свою маму?» он пробормотал, что я брахмачари. И тогда я ему выдал, что Гуна Аватар, когда я навещаю свою маму и ухожу, я всегда очень сильно обнимаю её и целую. Как только я сказал это, мать Гуны закричала: «Я говорила тебе, что ты фанатик! Ты не сын мне, ты фанатик, убирайся из моего дома!»

Мы должны быть практичны и мы должны быть людьми. Никогда не вредно быть человеком.

Вопрос: Что делать, если в доме происходят убийства животных?

Ответ: Просто воспевайте Харе Кришна в таких ситуациях и предавайтесь своему духовному учителю. Не принимайте участия в таких мероприятиях, не рубите головы каким-то животным. На самом деле, если вы способны избежать этого, самое лучшее, что можно сделать в такой ситуации – это избежать её, но если в вашей семье начнутся какие-то страшные беспокойства, то вы можете постоять где-то там в углу и про себя воспевать махамантру. А как только появится возможность уйти оттуда – уходите. Хорошо?

Ответ: относительно благочестия и его связи с преданным служением можно провести очень длительную беседу, поскольку очень часто, когда мы говорим о благочестии, мы имеем ввиду материальное благочестие. Преданное служение является трансцендентным, материальное же благочестие не имеет никакого влияния на трансцендентное преданное служение. Существуют различные типы материального благочестия. Первый тип благочестия награждает вас богатством и жизнью в рае, не пробуждая преданного служения. Есть ещё один тип благочестия, который приносит освобождение, но не пробуждает преданного служения. Но есть ещё один тип благочестия, сукрити, который награждает человека преданным служением. Шрила Прабхупада описывает его как агьята сукрити. Что означает благочестивые поступки, совершённые неосознанно, такие как услышать киртан или беседы о писаниях, или попробовать прасадам, или пожертвовать что-то сознанию Кришна, внести деньги в какой-то фонд. Когда мы делаем что-нибудь в таком роде, то сажаем в своё сердце семя преданного служения. Чайтанья Махапрабху объясняет, что после получения семени наша карма уменьшается. Время нашего материального существования сокращается и в результате будет то, что мы прейдем в общество вайшнавов, и они создадут нашу удачу. Слушание повествований о Кришне из уст вайшнавов – это то, что создали наши ачарьи и Шрила Прабхупада. Они создали огромную сеть агьята сукрити, чтобы люди могли приобрести такой тип благочестия, который побудит в них преданное служение. Например, здесь вы распространяете «Джаганатхи» или распространяете книги. Или люди проезжают мимо на трамвае и видят эти поразительные киртаны – всё это вкладывает семя в их сердца. Столь замечательное это движение! Однажды один преданный спросил у Шрилы Прабхупады: «Пришёл ли я в сознание Кришны благодаря моим прошлым благочестивым поступкам?» На что Прабхупада со смехом ответил, что ты вообще ничего благочестивого не совершил На самом деле я создал твою великую удачу. Ответ ли это на ваш вопрос?

Ответ: По сути дела это так. Мы понимаем. Что преданное служение является развитием предыдущего преданного служения. Мы не впервые практикуем его, мы практиковали его также в прошлых жизнях. Наше благо состоит в том, что в этой жизни мы встретились со Шрилой Прабхупадой, самым могучим ачарием, который когда-либо приходил. И если мы будем практиковать сознание Кришны согласно наставлениям Шрилы Прабхупады, то как минимум мы вернёмся домой в этой жизни просто потому, что будем стабильно практиковать и проповедовать сознание Кришны. Но это продолжалось в течение какого-то времени. Например, когда преданный начинает практиковать сознание Кришны, ему кажется всё это легким! Вы воспеваете киртан, вы начинаете читать джапу, вы начинаете себя вести как преданный очень легко потому, что обычно мы нагоняем тот уровень, на котором остановились в прошлой жизни. Иногда преданные жалуются, что в начале было легко, почему же так трудно сейчас? Именно потому, что мы пересекли этот рубеж, теперь необходимо работать для того, чтобы продвигаться дольше. Работать, чтобы прогрессировать – вот что трудно. Это означает, что мы должны держать себя чётко сосредоточенными на Кришне.

Ответ: Проблемы будут всегда. Каково же решение проблем? Политика или предание себя Кришне? Как, например, вчера вечером у нас был непрерывный киртан в течение двух часов. Я убеждён, что именно в этом решение. Конечно, должен присутствовать также разум и организация. Я замечаю очень удивительную вещь. Иногда наши преданные начинают возбуждаться из-за какой-то проблемы. Для меня это означает, что у них нет простейшего понимания нашей философии. Они не понимают, что человеческая жизнь временна, и вместо того, чтобы жить этим и делать это практическим принципом, они должны максимально сосредотачиваться на том, чтобы становиться сознающим Кришну и делать других людей сознающими Кришну. До тех пор, пока преданные не пытаются продвинуться хоть немного и видеть за пределами себя, общаться с людьми которые могут видеть реальность объективно, миссия Господа Чайтаньи не может развиваться. Как будет продвигаться это движение? Скажем, если кто-то проанализирует какую-то программу у себя в мозгу, а я проанализирую у себя в мозгу, скорее всего они окажутся различными. Но означает ли это, что я неспособен сотрудничать с вами? Вы можете отличаться от меня, на самом деле я вовсе не ожидаю, что вы будете такой же как и я. Я не ожидаю, что все сидящие здесь будут одинаковыми, но мы должны понимать, что существует миссия, что существует высшая цель – распространение сознания Кришны. Поэтому Прабхупада говорит, что должно быть единство и разнообразие, а не только разнообразие и разнообразие. Иначе ничего не возможно будет сделать. Для этого необходим определённый разум, если разума слишком мало, то это трудно будет сделать. Вот почему я смиренно прошу всех преданных Ташкентской ятры: используйте свой разум! Перед нами стоит великая миссия, которую мы должны исполнить – дать очень многим людям сознание Кришны! Это не такое уж лёгкое задание, поскольку многие люди здесь в Узбекистане, отождествляют себя с исламским наследием и наша проповедническая миссия становится из-за этого немного более трудной. Особенно в сочетании с тем, что правительство вашей нации здесь пытается стабилизировать ситуацию. Это также может явиться причиной того, что нам станет труднее представлять наши идеи. На самом деле это истинные проблемы с которыми мы должны разбираться, то как нам представлять сознание Кришны. Наша истинная проблема состоит не в том, чтобы разбираться, что один неразумный человек сказал другому неразумному человеку. Это означает зря тратить человеческую форму жизни. Это значит находиться на ладони у майи и танцевать так как она захочет. Я очень надеюсь, что все слышат то, что я говорю. Это пустая трата времени. Перед нами стоит важная миссия, но таким образом мы её не выполним. Для этого необходим разум. Шрила Прабхупада говорил, что для того, чтобы вернуться назад к Богу, ваша голова должна быть холодна, нужны тёплые ноги и холодная голова. Люди входя в эти скандалы, во всякую политику и т.д., но это лишь препятствует миссии Господа Чайтаньи.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к физической зарядке? Такие экстатические киртаны всё-таки редкость и не всегда есть возможность их посещать.

Ответ: Почему нет возможности для экстатического киртана? На самом деле всё это здесь есть. Возможно, вы где-то далеко живёте? Нет ничего плохого в том, что вы пытаетесь содержать своё тело в порядке, но следите за тем, чтобы вы не начали думать, что вы являетесь наслаждающимся телом. Вы строите себе это тело, чтобы потом наслаждаться. Я говорил об этом на днях. Как-то Шрила Прабхупада был на утренней прогулке в парке. Там один человек занимался йогой и преданные начали смеяться над ним. Прабхупада сказал, что вы не должны смеяться над этим. Если вы проводите 15 минут в день и поддерживаете в себе здоровье для того, чтобы проповедовать сознание Кришны. В чём вред? Это не наши тела, это тела Кришны, мы должны заботиться о телах Кришны. Это принцип преданных.

Большое спасибо. Шрила Прабхупада ки джай!

 

«Шримад-Бхагаватам»

Песнь 1, глава 8, текст 26.

 

еще рефераты
Еще работы по истории