Реферат: Ранняя лирика В Маяковского

МЕДАЛЬНОЕ”ВЫПУСКНОЕСОЧИНЕНИЕ

Ранняялирика В. Маяковского.Её поэтическоеноваторство.

Язнаю, ваш путьнеподделен...

Б.Пастернак

Докрая полноесердце

вылью

Висповеди...

В.Маяковский

Поэтобычно похожна свои стихи.Не менее справедливаи “обратная”формула: в созданияхпоэта отчётливопроступаютего личностныечерты. Не толькодуховный егооблик, но ивнешность, манеры, привычки, голос, имя непременно“отзываются”в строчкахстихов, удостоверяяих подлинностьи неповторимость.

ВладимирМаяковский…Разве в “лесенках”строк поэтас их глубокойи всегда неожиданнойрифмой, смысловымии эмоциональнымиконтрастами, густой метафористикой, тягой к гиперболамне явлено совсей узнаваемостьюто, что многократнозасвидетельствованои мемуарами, и фотографиями, и анкетами (поучётной карточкеМосковскойохранки, заполненнойпри первомаресте Маяковскоговесной 1908 года, видно, например, что рост 14-летнего(!)арестанта — 185сантиметров)? И фамилия уэтого крупного, с мощными лёгкимии широким шагом, человека такова, что кажетсячуть ли не намеренно- как, положим, у Светлова илиБагрицкого- придуманнойдля его стихов.Разве из-подпера АлександраБлока или СергеяЕсенина могливыйти обращенияи признания, естественнейшиедля того, когозвали ВладимиромМаяковским:“Мир огромивмощью голоса, иду — красивый, двадцатидвухлетний”или “Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду!”

Онидёт, “красивый, двадцатидвухлетний”, пристальновглядываясьв окружающееи в собственныепереживания, чувствуя свойум, силы, талант, стремясь, каксвойственнолюбому человеку, оценить мир, найти своёместо в нём,“выброситьстарьё на свалкуистории”, сказатьсвоё слово, новое по содержаниюи форме.

Ранняяпоэзия Маяковскогопоражает нас, читателей, многообразиемжанровых образований.Это и оригинальныезарисовкигородскогопейзажа (“Ночь”,“Утро”, “Порт”,“Вывескам”и другие), истихотворныемонологи, прямообращённыек слушателю(“Нате!”, “Вам!”,“Послушайте!”), и сатирические“гимны” (“Гимнсудье”, “Гимнкритику”, “Гимнобеду”), и “самопортреты”, выдержанныев эксцентрическомили лирико-ироническомстиле (“Ничегоне понимают”,“Вот так я сделалсясобакой”, “Надоело”,“Никчемноесамоутешение”), и романтическаявнефабульнаяпоэма с лирическойструктурнойосновой (“Облаков штанах”,“Флейта-позвоночник”,“Человек”).

Весьмир для Маяковского- живой организм, который любит, ненавидит, страдает. Встихах поэтаон очеловечен.Вчитаемся встроки стихотворения“Порт”:

Простынивод под брюхомбыли.

Ихрвал на волныбелый зуб.

Былвой трубы — какбудто лили

любовьи похоть медьютруб.

Стихотворениепоражает соединениемтрадиционнонесоединимыхобразных рядов, что производитоглушающеевпечатление.Эти строкимогут нравитьсяили нет, равнодушнымиони не оставляют.

Чтобыпредставитьсебе мироощущениемолодого Маяковского, его “взаимоотношения”с планетойЗемля, прочитаемстихотворения“Я” и “От усталости”.И сразу увидим, что поэт называетлуну “моя любовницарыжеволосая”, страдает отнеприкаянностисвоих песен, обращаясь клуне со словами:

Вбульварах ятону, тоскойпесков овеян:

ведьэто ж дочь твоя-

мояпесня

вчулке ажурном

укофеен!

Ничегонового, по существу, поэт не говорит: всех поэтовбеспокоитсудьба собственныхтворений. Нокакова форма! В её оригинальностии смелостиМаяковскомуне откажешь! Внимание кформе, поискеё новизны — основное вфутуризме.Отсюда — ломкапривычных длянашего ухастихотворныхразмеров, новоеграфическоеоформление, новые ассоциативныеряды:

Земля!

Дайисцелую твоюлысеющую голову

лохмотьямигуб моих в пятнахчужих позолот...

Необычныесравнения:

Квакая, скачет по полю

канава, зелёная сыщица,

насзаневолить

верёвкамигрязных дорог.

Вообще, природа самапо себе не объектизображениядля Маяковского.Вспомним изего автобиографии:“Перевал. Ночь…В расступившемсятумане подногами — ярченеба. Это электричество.После электричествасовершеннобросил интересоватьсяприродой.Неусовершенствованнаявещь”. Как невспомнитьтургеневскогоБазарова с егознаменитым:“Природа — нехрам, а мастерская, и человек в ней- работник”!

Маяковский- урбанист (певецгорода со всемиего красотамии уродствами).Посмотрим насамые первыестихи о городе- “Ночь” и “Утро”.День, “багровыйи белый, отброшени скомкан”, вечера зелёныйсумрак собралпричитающуюсяему “горстьдукатов”, “ачёрным ладонямсбежавшихсяокон раздалигорящие жёлтыекарты”, “синиетоги” набросиласьночь на городскиеплощади и бульвары, на здания вбраслетахогней. По ночнымулицам “толпа-пёстрошерстаябыстрая кошка- плыла, изгибаясь, дверями влекома”в поисках развлеченийи удовольствий.Это описаниегорода в стихотворении“Ночь” не можетвызвать у насассоциаций: наши городауже вечеромпустынны, страшны, угрюмы, но ведьМаяковскийописывает город1912 года, не тронутыйни войной, ниреволюцией.

Нопозади ночьразвлечений,“угрюмый дождьскосил глаза”, гибнут фонари,“цари в коронегаза”, и то, чтобыло красивоночью, — почтибезобразнопри утреннемсвете, который“для глазасделал больнейвраждующийбукет бульварныхпроституток”.И вот востокбросает в однупылающую чашувсё, что осталосьот ночного пира(стихотворение“Утро”).

Частосовременностьв стихах Маяковскогопредстаёт вмрачных, окрашенныхтрагическимколоритомкартинах (“Изулицы в улицу”,“Адище города”,“Послушайте!”).Жизнеутверждающаятональностьгородскихпейзажей всамых раннихстихотворенияхМаяковскогосменяетсятревожной нотойнасилия надтелом и душойчеловека, даженад творениемего рук:

Лифтдуши расстегнули.

Теложгут руки.

Кричи, не кричи:

Яне хотела!” —

резок

жгут

муки.

Поэтразделяет этумуку: “я — гдеболь, везде ичувствую — “я”для меня мало.Кто-то из менявырастаетупрямо”. Встихотворении“Я и Наполеон”поэт восклицает:

Мойкрик в гранитевремени выбит

ибудет греметьи гремит,

оттого, что

всердце, выжженном, как Египет,

естьтысяча тысячпирамид!

Встихотворении“Я” Маяковскийиспользуетбиблейскийсюжет о вселенскойболи Христа, сранивая своюболь с больюБожьего сына:

…пролитая кровьмоя льётсядорогой дальней.

Этодуша моя клочьямипорванной тучив выжженном

небе

наржавом крестеколокольни!

Лирическийгерой раннегоМаяковскоготрадиционнодля русскойклассическойпоэзии трагичен, и высота трагедийностинеобычайна.Кто же мог сравнитьсебя с самимБогом? Подумайте: либо тот, длякого Бог — простосимвол безверы, либо тот, кто ощущаетв себе силыстать творцомсправедливогомира, приблизитьвремя, когда

Людиродятся,

настоящиелюди,

богасамого милосерднейи лучше!

МаяковскийотождествляетПоэта с Мессией, призваннымперестрадатьза всех и темсамым очиститьмир “от всякойскверны”. Иесли в трагедиилирическийгерой идёт к“тёмному богугроз”, чтобыбросить емув лицо, какобвинение, слёзы человечества, если в “Облаке...”он — тринадцатыйапостол, то в“Человеке”- это тот, ктоумер и воскрес, из-за которого “… отхлынулипоклонникиот гроба господня.Опустела правовернымидревняя Мекка”.Мир может спаститолько самчеловек, “небог, не царь ине герой”, но- поэт, ибо толькопоэт можетчувствоватьболь мира каксвою.

Какмечтает Маяковскийо единении “души сердец”! Но“нет людей.Понимаете криктысячедневныхмук? Душа нехочет немаяидти, а сказатькому?” Если выкогда-нибудьстрадали отодиночества, от невозможностииметь рядомс собой близкогочеловека, вамдолжна бытьпонятна страстнаяготовностьпоэта (ведь егопереживанияобострённеенаших!) отдатьвсё великолепиесвоей души исамо своё бессмертие“за одно толькослово ласковое, человечье”.

Поэтоткрывает нам, своим читателям, шкатулки бесценныхслов, он их создательи хранитель, их “мот и транжир”, и ему нестерпимобольно встречатьнепонимание(стихотворение“Нате!”). Мировидениепоэта отличаетсяот нашего восприятияокружающего.Мы часто нежелаем взглянутьна привычноепо-новому, отказываемв этом праведругим, отталкиваемновизну инеобычность, вместо того, чтобы обогатитьсебя. Об этомтрагическомнепониманииговорит Маяковскийв стихотворении, которое таки называется- “Ничего непонимают”. Вадрес человека, посмевшегосказать нечто, с точки зренияобывателя, абсурдное, летят оскорбления:

Сумасшедший!

Рыжий!”-

запрыгалислова.

… Ноэтот мир — егомир. “И толькоболь моя острей- стою, огнёмобвит, на несгораемомкостре немыслимойлюбви”,- заявляетпоэт в стихотворении“Маяковскийвекам”.

Развене потрясающе, когда, огромный,“железный”, Маяковскийстановитсянежным и добрым, как беспомощныйщенок? Людямнужны такиестихи, потомучто всегда людидолжны помнитьо том, что ониЛюди. Человекдолжен любить, верить, надеяться, ревновать, страдать, дружитьи любить сказки.И поэтому Маяковскийбудет жить! Онбудет прославлятьи проклинать, ласкать и бороться, любить и ненавидеть.

А пока… поэт ждёт отвремени переменк лучшему, обращаясьв апреле 1917 годак своим читателямсо словами:

Сегодня

допоследнейпуговицы водежде

жизньпеределаемснова.

Маяковскийбыл уверен, чтов будущем людистанут совершеннодругими. Имбудут неведомыискушения“меланхолишкичёрной”, им непридётся страдатьот “взаимныхболей, бед иобид”, ониосвободятсяот “когтистогомедведя ревности”, и им не нужнобудет наступать“на горло собственнойпесне”. И ужконечно, они-тоникогда нескажут: “Длявеселия планетанаша малооборудована”, а тем более:“Очень многоразных мерзавцевходят по нашейпланете и вокруг”.С высоты этогобудущего Маяковскийпорой ощущалсебя в чём-толишь человекомсегодняшнего, в историю уходящегодня: “С хвостомгодов я становлюсьподобием чудовищископаемо-хвостатых...”.Однако сегоднямы обнаруживаемего строки нев “курганахкниг, похоронившихстих”, и сам онвоспринимаетсянами не какчеловек вчерашнегодня и даже нетолько как нашсовременник, но и как человекбудущего. Пророческиточно сказалаоб этом МаринаЦветаева вскорепосле смертипоэта: “… своимибыстрыми ногамиМаяковскийушагал далекоза нашу современностьи где-то, за каким-топоворотом, долго ещё насбудет ждать”.И ещё: “… оборачиватьсяна Маяковскогонам, а можетбыть, и нашимвнукам, придётсяне назад, а вперёд”.

Родившийсяв ХIХ веке, они для тех, ктобудет жить вХХI, предстанеткак прекрасноевоплощениевсего тоголучшего, чтосвязано с понятием“сердечныйрусский человек”(и ранняя лирикатому подтверждение!), и как нравственныйидеал… Я думаю, с этим трудноне согласиться.

еще рефераты
Еще работы по иностранным языкам