Реферат: Гражданская война на территории Южного Урала

--PAGE_BREAK--Бои под Троицком продолжались с 13 по 18 июня. В течение нескольких дней мужественные защитники города отбивали яростные атаки врага и отбрасывали его на 30—40 км от города. Однако, используя численный перевес своих сил, белочехи 18 июня заняли город. Отряд Томина отошел к Верхнеуральску. Здесь местная парторганизация во главе с Н. Ивановым также готовила силы для отпора врага. В селах и казачьих станицах создавались отряды добровольцев и направлялись в Верхнеуральск для формирования казачьего кавалерийского и пехотного полков. Всего в Верхнеуральском отряде, которым командовал И. Д. Каширин, имелось до 3 тыс. бойцов с 2 орудиями. Троицкий и Верхнеуральский отряды объединились под общим командованием И.Д. Каширина. Его помощником стал заместитель командира Троицкого отряда коммунист Н.В. Баранов.
Ввиду явного превосходства сил противника 5 июля на совещании военного совета отрядов с участием членов городского комитета партии и представителей общественных организации было решено оставить Верхнеуральск и отступить в Белорецк.
Успехи белочехов объяснялись их временными преимуществами в первый период войны. Чехословацкие мятежники на Екатеринбург-Челябинском направлении насчитывали до 9 тысяч человек, а регулярные части Красной Армии имели только 2169 штыков. Части Красной Армии и красногвардейские отряды были слабо подготовлены в военном отношении и поэтому не могли противостоять хорошо вооруженным, регулярным частям солдат чехословацкого корпуса. Остановить продвижение белочехов было трудно еще и потому, что их активно поддерживала внутренняя контрреволюция. В Кусе, Сатке, Каслях, Нязепетровске и во многих других местах Южного Урала вспыхнули кулацкие и белогвардейско-эсеровские мятежи, в которых участвовало около 5 тыс. вооруженных белобандитов.
Белочехи и белогвардейцы использовали и колебания среднего крестьянства Поволжья, Урала и Сибири, недовольного продовольственной диктатурой Советской власти, при которой они должны были сдавать хлеб государству по твердым ценам. Эсеры и меньшевики широко распространяли лживые слухи о том, что большевики продали Россию немцам, что они получают от них оружие и т. д., а за это немцы вывозят в Германию, хлеб, скот, сырье. К тому же в Сибири и на большей части территории Урала не было помещичьего землевладения, крестьяне не знали крепостнической эксплуатации и сами имели сравнительно большое количество земли. Все эти обстоятельства привели к тому, что значительная часть середняков летом 1918 года поддержала контрреволюцию и белочехов.
В июне — в начале июля 1918 года белочехи и белогвардейцы захватили Омск, Самару, Уфу, Троицк, Верхнеуральск, Златоуст, Сим, Миньяр, Кусу. В это время только Белорецк — крупный рабочий центр оставался островом Советской власти на Южном Урале, столицей партизан, где сосредотачивались для борьбы с врагом революционные отряды Оренбургской и Уфимской губерний.
ЦК партии и Советское правительство приняли меры к укреплению советских войск, действовавших против белочехов. Командование Восточным фронтом и Уральский обком партии объединяли разрозненные красногвардейские отряды в регулярные части Красной Армии, укрепили дисциплину и подняли в войсках боевой дух. Преодолевая сопротивление противника, из Верхнеуральска в Белорецк 8 июля 1918 года прибыли отряды И.Д. Каширина и Н.Д. Томина. К ним присоединились отряды, прибывшие из Стерлитамака и Оренбурга. С выступлением на Волге и Урале белочехов вновь подняла голову дутовская контрреволюция. 3 июля Оренбург был занят белоказаками Дутова. Находившиеся здесь Уральский отряд В.К. Блюхера и Южный отряд Н.Д. Каширина отошли к Белорецку.
Белорецкий Военно-революционный комитет, возглавлявшийся П.В. Точисским, совместно с командованием каширинского отряда приняли меры для обеспечения обороны завода. Из рабочих-добровольцев Белорецкого и Тирлянского заводов был создан пехотный полк, насчитывавший около 1300 бойцов. Командовал полком коммунист А. В. Пирожников, а помощником был матрос Ф. Н. Сызранкин. Этот полк являлся основной цементирующей силой Верхнеуральского отряда, в котором преобладала крестьянская и казацкая беднота. В Троицкий и Верхнеуральский отряды были направлены рабочие дружины, прибывшие в Белорецк из Миньяра, Аши, Катав-Ивановска и других южноуральских заводов. Усиливая рабочую прослойку в каширинских отрядах, большевики обеспечивали повышение революционной сознательности и сплоченности крестьянско-казацкой массы. Для усиления революционного влияния в партизанских отрядах создавались большевистские группы.
Против мероприятий белорецких большевиков, направленных на укрепление обороноспособности завода, выступили эсеры. Эсеры пытались подорвать союз рабочих с крестьянско-казацкой беднотой, дезорганизовать оборону Белорецка, восстановить буржуазные порядки. Они натравливали рабочих на каширинцев, говорили, что казаки вместе со своим командиром, бывшим офицером, являются врагами трудящихся и рано или поздно предадут революцию. Эсерами и казачьими офицерами в ночь на 9 июля был убит П.В. Точисский. Злодейское убийство замечательного большевика, руководителя и друга рабочих вызвало гнев и возмущение как среди рабочих, так и среди партизан. Выступившие на митинге, созванном большевиками, рабочие и партизаны заклеймили позором предателей революции, призвали к усилению борьбы против контрреволюции.
По прибытии в Белорецк отрядов В. К. Блюхера и И.Д. Каширина 16 июля 1918 года на специальном совещании командиров воинских частей было принято решение об объединении всех боевых дружин и отрядов в единый южноуральский партизанский отряд. Командующим отрядом был избран Н. Д. Каширин, первым заместителем — В. К. Блюхер, вторым — И. Д. Каширин. Южноуральский отряд являлся по существу партизанской армией, в состав которой входили: Верхнеуральские пехотный и казачий полки, 1-й Уральский стрелковый полк, 17-й Уральский стрелковый полк, 1-й Оренбургский имени Степана Разина казачий полк, Белорецкий полк, Богоявленский и Архангельский полки (присоединились к отряду позднее), Артиллерийский дивизион, ряд отдельных отрядов и кавалерийских сотен. В объединенном отряде имелось около 10 тыс. бойцов. Отряд был слабо вооружен. Многие бойцы имели лишь охотничьи ружья. Слишком мало было пулеметов, не хватало патронов и снарядов. Бойцами являлись рабочие Белорецкого, Авзяно-Петровского, Кыштымского, Миньярского, Златоустовского и других заводов, шахтеры Челябинских копей, рудников Южного и Среднего Урала; крестьянская и казачья беднота Троицкого, Верхнеуральского, Стерлитамакското и Уфимского уездов. Ядром отряда были рабочие, значительная часть которых являлась большевиками. В некоторых полках (Белорецком, 1-м Уральском и др.) партийные организации насчитывали до 500—600 коммунистов. Коммунисты вели большую политико-воспитательную работу среди бойцов, показывали им пример мужества и стойкости в боях с врагом. Большая часть командиров отрядов являлась коммунистами.
По своему составу Южноуральский отряд был интернациональным. В него входили: русские, украинцы, эстонцы, латыши, венгры, немцы, башкиры, татары, китайцы и другие. Батальон интернационалистов, состоявший из венгров, немцев и румын, насчитывал около 300 человек. Белорецк находился в глубоком тылу врага, был отрезан от центра страны и от основных сил Красной Армии. Между тем по своей численности отряд представлял значительную военную силу. Перед командованием встал вопрос, что же делать дальше, какой принять план? На военном совете были высказаны разные точки зрения. Одни предлагали обосноваться в Белорецке, подготовить город к длительной осаде и ждать прихода регулярных частей Красной Армии, другие — идти на соединение с Красной Армией, чтобы как можно быстрее включиться в боевые действия, которые она вела на Урале. Первый вариант принять было нельзя, т. к. неизвестно, сколько времени могла продолжаться осада города, а запасы продовольствия и боеприпасов были незначительны. Имевшиеся в городе силы едва ли могли сдержать натиск во много раз превосходящих сил противника. Поэтому было решено оставить Белорецк, идти на соединение с регулярными частями Красной Армии. Братья Каширины рекомендовали двигаться через Верхнеуральск — Миасс. Они считали этот путь через казачьи районы наиболее коротким и легким. Н.Д. Каширин говорил, что после взятия красными Верхнеуральска белоказаки прекратят борьбу с Советами и разъедутся по домам. Но это предположение не оправдалось.
Иной точки зрения придерживался В.К. Блюхер. Он говорил, что идти на соединение с Красной Армией надо через рабочие уральские районы к берегам Камы. Поход на Верхнеуральск, где были сосредоточены большие силы белых, Блюхер считал бесцельным и ошибочным. Однако большинство командиров все же высказалось за поход на Верхнеуральск.
Путь отряда проходил через районы, население которых поддерживало партизан, оказывало им всяческую помощь. В Каге, Авзяно-Петровске, Архангельске, в с. Воскресенском и в других местах к отряду присоединились рабочие, крестьяне-бедняки. За время похода отряд вырос почти на 3 тыс. человек. В момент соединения с Красной Армией в нем насчитывалось около 13 тыс. бойцов. Рабочие и трудящиеся крестьяне охотно предоставляли бойцам на время отдыха квартиры, помогали приобретать продовольствие и фураж, строили с партизанами мосты через реки. Белогвардейцы стремились ликвидировать партизанский отряд. Они нападали на него, пытались сбросить в реки или загнать обратно в горы, призывали жителей выдать им Блюхера, за голову которого назначили награду в 20 тысяч рублей. Но все их попытки провалились.
Было строго запрещено брать у населения продукты и фураж бесплатно. Бойцы, допустившие нарушения воинской дисциплины или замешанные в мародерстве, немедленно предавались военно-революционному полевому суду и карались по всей строгости военного времени.
Выдержав 20 жарких боев, южноуральцы уничтожили или нанесли поражение 10 сильным и хорошо вооруженным белогвардейским полкам. Они разгромили части белых под Верхнеуральском, под селами Петровское, Зилим, Родники. 29 августа партизаны, после ожесточенного боя с превосходящими силами врага, овладели железнодорожной станцией Иглино. Мужественно и умело руководили боевыми действиями в этом сражении В.К. Блюхер, И.Д. Каширин, С.П. Галунов, Н.Д. Томин, Ф. Вандышев и другие командиры. Боевые подвиги совершили в этот день бойцы полуроты 17-го Уральского полка у деревни Калтыманово. В разгар боя старый солдат-сибиряк Е. Кручинин сначала со своим помощником Л. Шестаковым, а затем один прикрывал отход своих бойцов под напором превосходящих сил врага. Но вдруг, пулемет замолк: произошел перекос патрона. Белогвардейцы бросились к пулемету. Бесстрашный воин, отбежав от пулемета в сторону, бросил гранату в гущу белых и уничтожил их вместе со своим пулеметом.
Героические действия партизан в тылу врага вызывали панику у белогвардейцев, отвлекали с фронта крупные части белых, способствовали успешному развитию наступления Красной Армии осенью 1918 года в Поволжье. Отряд южноуральских партизан во главе с В. К. Блюхером, совершая легендарный рейд по тылам белых, прошел с боями 1500 км и в середине сентября 1918 года соединился с частями III Красной Армии в районе Кунгура. Здесь отряд влился в 4-ю Уральскую дивизию 3-й армии Восточного фронта, которая вскоре была переименована в 30-ю дивизию, вписавшую немало героических страниц в историю борьбы с интервентами много славных боевых страниц в боях за освобождение Урала, Сибири и Крыма. 30-я дивизия всегда оставалась победительницей на полях сражений и в хмурых горах Урала, и во время ликвидации банд Махно. Она выросла и окрепла в боях на Южном Урале, в боях с чехословацкими авантюристами и белогвардейской контрреволюцией.
Прославленный руководитель южноуральских партизан В. К. Блюхер первым в нашей стране был награжден орденом Красного Знамени, стал маршалом Советского Союза.
В течение лета 1918 г. белогвардейцам и интервентам удалось с помощью эсеров и меньшевиков захватить большую часть районов Поволжья, Урала и Сибири. Здесь возникли белогвардейские правительства: временное Сибирское правительство, Самарское (Комуч) и областное правительство Урала (Екатеринбургское). Положение на Восточном фронте становилось угрожающим.
В конце июля 1918 года ЦК РКП (б) принял решение, о положении на Восточном фронте, в котором наметил практические меры по укреплению советских войск, действовавших на Волге и Урале. ЦК партии признал необходимым провести массовую мобилизацию коммунистов на Восточный фронт, создать и укрепить партийные организации в воинских частях, усилить работу по политическому воспитанию и военному обучению бойцов, значительно улучшить снабжение фронта вооружением и боеприпасами.
По указанию ЦК партии в армии Восточного фронта были направлены из центральных губерний страны лучшие красноармейские части. К концу 1918 года на фронте находилось около 25 тысяч коммунистов. В Реввоенсоветы армий были посланы стойкие большевики: С. И. Гусев, В. В. Куйбышев, А. П. Кучкин, Г. Д. Линдов и другие. Укрепление войск Восточного фронта дало возможность добиться перелома на этом фронте. В сентябре-октябре 1918 года советские войска освободили Казань, Симбирск, Самару. Волга была очищена от белочехов и белогвардейских банд. Советские войска освободили также Сарапул, Воткинск, Ижевск.
Колчаковщина
Осенью 1918 года при активной помощи и материальной поддержке империалистов Антанты в Сибири была установлена открытая буржуазно-помещичья военная диктатура. Адмирал Колчак был провозглашен «Верховным правителем России». Колчаковцы разгоняли Советы, восстанавливали старые, буржуазные порядки, возвращали национализированные предприятия прежним владельцам. Они подвергали трудящихся насилиям и репрессиям, облагали непосильными налогами. При малейшем подозрении в сочувствии Советам белогвардейцы расстреливали без суда. Только в одной бывшей Екатеринбургской губернии было расстреляно 25 000 человек. В Челябинске в период колчаковщины расстреляно и увезено в тюрьмы Сибири 9 тыс. человек, в Троицке — до 3 тыс. человек.
Интервенты и белогвардейцы привели хозяйство страны к полному развалу. На Урале многие предприятия были закрыты. В 1919 году в крае выплавлялось чугуна в 3 раза меньше, чем в 1918 году. На железных дорогах Урала было от 50 до 75 процентов «больных» паровозов. В результате развала хозяйства и спекуляции цены на продукты питания и другие предметы первой необходимости возросли в 1919 году на 300—400 процентов против 1918 года, тогда как заработная плата рабочих снизилась на 40—60 процентов. Налоги возросли в 13 раз. Рабочие влачили полуголодное существование. В таком же положении оказалось и сельское население. Это вынуждены были признать сами главари контрреволюции. Дутов писал Колчаку: «Мы в настоящее время берем от деревни все — и солдат, и хлеб, и лошадей, а в прифронтовой полосе — этапы, подводы и прочее лежат таким бременем на населении, что трудно представить. В деревнях нет ситца, нет сахара, нет спичек и керосину. Пьют траву, самогонку, жгут лучину». В крестьянских хозяйствах не хватало рабочих рук и тягловой силы для обработки полей, посевные площади значительно сократились. В этих условиях зверства и насилия колчаковцев ускорили рост ненависти к ним у трудящихся Урала. В тылу у колчаковцев под руководством большевиков развернулось мощное партизанское движение.
Революционную работу в тылу белых большевики активно вели в Миньяре, Симе, Аше, Челябинске, Троицке, Кустанае и в ряде других мест. Они создавали партийные группы в воинских частях, формировали партизанские отряды, распространяли среди рабочих листовки и воззвания, призывая трудящихся к решительной борьбе с белогвардейцами и заводчиками. Под руководством большевиков рабочие устраивали демонстрации и забастовки, срывали выполнение военных заказов, партизаны производили налеты на вражеские части и обозы с оружием и продовольствием, нарушали связь. Была организована помощь семьям красноармейцев. Агитационная работа большевиков и комсомольцев привела к срыву мобилизации, объявленной колчаковцами в феврале 1919 года. Многие тысячи рабочих и крестьян не явились на призывные пункты, уходили в леса, вливались в партизанские отряды.
Для руководства подпольной работой в Сибири и на Урале в декабре 1918 года в Уфе было создано Сибирское бюро ЦК РКП (б), в состав которого входили стойкие большевики Ф. Голощекин, А. Масленников, А. Нейбут и И. Смирнов. Бюро поддерживало постоянную связь с южноуральскими подпольщиками, оказывало им помощь в организации революционной работы. Оно направило на Южный Урал опытных партийных работников, в их числе 3. Лобкова, К.Туманова, А. Григорьева, Тарасова, Нилина. Для партизанской подрывной работы в район заводов Южного Урала был направлен отряд в 40 человек под командованием П. Гузакова. Центром большевистского подполья на Южном Урале являлся Челябинск. Здесь была создана одна из самых крупных и авторитетных организаций на Урале и в Сибири (Южноуральский подпольный центр). Партийную организацию в Челябинске возглавлял подпольный комитет, при котором имелись типография и военно-революционный штаб. В городской партийный комитет и военно-революционный штаб входили С. Кривая, B. Гершберг, 3. Лобков, C. Рогозинский. Н. Тихлов, Л. Григорьев и др. Небольшие подпольные ячейки работали на Челябинских угольных копях, на железнодорожных станциях Челябинска, Шумихи, Мишкино, а также в селах и в воинских частях. Через Челябинскую партийную организацию Сибирское бюро ЦК поддерживало связь с большевиками в колчаковском тылу, направляло партийных работников, литературу, деньги на Урал и в Сибирь.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
еще рефераты
Еще работы по историческим личностям