Реферат: Новый социализм Джона Гелбрейта

--PAGE_BREAK--Особенности институционализма Митчелла проявились ярче всего в его знаменитом сочинении «Отсталость в искусстве тратить деньги». В нем он сравнивает искусство делать деньги и тратить их. Митчелл заявляет, что характер расходования денег очень часто определяется стремлением перещеголять, сделать сравнение невыгодным для других.
Но Митчелл говорил, что денежная экономика, несмотря на свои весьма серьезные недостатки, все же оказалась лучшей формой экономической организацией общества из всех когда-либо созданных человеком.
Что касается вмешательства государства в экономику, то взгляды Митчелла сводились к следующему: если цели прогресса требуют государственного вмешательства, то оно необходимо. «Факты показывают, — говорил он, — что планирование, осуществляемое одним лишь бизнесом, успеха не имело».
Постепенно институционалисты стали рассматривать те же проблемы, Что и другие экономические школы, но под более широким углом зрения, учитывающем различные политические и социо-культурные институты. Особое внимание стало уделяться понятиям общественной эффективности и общественных издержек.
Современный институционализм, или неоинституционализм, во многом отличается от своего предшественника — раннего институционализма, хотя и сохраняет многие исходные понятия, сложившиеся в период становления и развития этого учения. Его идеи развивают Дж. Гелбрейт, Г. Мюрдаль, Р. Коуз, Р. Хейлбронер.
Экономическая концепция Дж. Гелбрейта.
Дж. Гелбрейт развил концепцию «индустриального общества» сущность которой сводится к следующему:
·        после войны произошли существенные изменения институциональной структуры капиталистического общества;
·        старые институциональные формы наполняются новым содержанием;
·        в современной экономике на передний план выходят не столько процессы производства и обращения. сколько — экономической организации и управления;
·        определяющие факторы — социальный и организационной;
·        главным образом на экономику влияют государство, крупные корпорации, профсоюзы.
Корпорация рассматривается в качестве основы организационной структуры индустриальной системы современного общества, исследование которого признано ответить на многие вопросы, встающие при рассмотрении индустриальных отношений. По мнению Дж. Гелбрейта, «ничто так не характерно для индустриальной системы, как масштабы современного корпоративного предприятия».
В центре концепции Дж. Гелбрейта стоит понятие «техноструктуры» — имеется в виду общественная прослойка, включающая ученых, конструкторов, специалистов по технологии, управлению, финансам и т.д., т.е. всем специальностям, которые требуются для нормальной работы крупной корпорации, выпускающей десятки и сотни видов продукции.
Дж. Гелбрейт исходит из того, что лицо современного рынка определяется крупными корпорациями, выпускающими сложную технику — автомобили. самолеты, ракеты и спутник и др. Формирование новой модели продукта всякий раз требует научных изысканий и конструкторских разработок, создания новых технологий и материалов специализированного назначения.
От начала изысканий до выпуска первых промышленных образцов обычно проходят годы. Поэтому необходимо не только тщательное изучение рынка, но и также прогнозирование спроса, цен на сырье и т.д. Все это—плод коллективной работы специалистов, которые только и могут определить, как и в каких размерах следует производить. И современное промышленное производство требует тоже специальной квалификации от управленцев. С другой стороны, номинальные владельцы таких корпораций—это тысячи акционеров. Мало кто из них может разобраться в специальных вопросах, которые решает техноструктура, и потому о ее решениях акционеры не могут судить квалифицированно.
Из этих предпосылок Гелбрейт делает выводы:
·        в корпорациях реальной властью обладают не собственники, а техноструктура,
·        власть эта безлика, т.к. все решения вырабатываются коллективно, готовятся постепенно, а принимаются путем поэтапных и сложных согласований специальных вопросов между специалистами. Директора лишь координируют этот процесс;
·        техноструктура вынуждена планировать работу корпорации за годы вперед. Только при этом условии можно загодя заключать контракты на научные и  конструктивные разработки, поставку сырья и т. д.;
·        планирование требует стабильности, чтобы можно было предвидеть будущий исход решений, принимаемых сегодня. Поэтому никакой свободной конкуренции быть не может.
Техноструктура формирует непрерывную и всеохватывающую сеть договоров, которые делают рынок управляемым, стабильным и предсказуемым;
·        стихийный рынок-с фигурой энергичного предпринимателя-одиночки в центре и отношениями свободной конкуренции вокруг него давно отошел в прошлое. Современная западная экономика управляется техноструктурой на основе планирования;
·        техноструктура преследует совсем иные цели, чем предприниматель-одиночка. Она, например, мало заинтересована в максимизации прибыли на капитал. Даже при небольшой норме прибыли громадный капитал корпорации приносит очень большой объем прибыли. Цель техноструктуры в том, чтобы фирма имела прочные позиции на рынке.
Анализ и выводы Гелбрейта по вопросам структуры и управления корпорацией и планирующей системой опираются на выявления власти техноструктуры и институциональной власти корпораций. Гелбрейт первым среди экономистов обосновал тезис о замене власти рынка решениями менеджеров. Он пришел к выводу, что с появлением зрелой корпорации и планирующей системы изменились цели и характер их деятельности. Поскольку планирующая система рождала, по его мнению, новую «разумную цель общества», максимизация прибыли якобы уже не является необходимостью.
В зрелой корпорации Гелбрейт увидел инструмент сохранения  неравенства в обществе и  фактор растущей неустойчивости экономической системы. События  70-х  годов заставили пересмотреть не только возможности техноструктуры, но и искать средства оздоровления самой планирующей системы. Дж, Гелбрейт вынужден признать, что планирующая система при отсутствии государственного регулирования, как правило, нестабильна. Она подвержена спадам и депрессиям, которые не самоограничиваются, но могут приобрести кумулятивный характер. Реальную силу, способную задержать негативные процессы, Гелбрейт видит в государстве. Только с помощью независимого от корпораций государства возможно ослабить, по его мнению, воздействие негативных процессов и обеспечить дальнейшее развитие системы.
Таким образом, экономическая концепция Гелбрейта наиболее реалистично отражает современное состояние и проблемы экономики и предусматривает во многом действенные меры для ее частичного оздоровления.
Начиная с 1956 года, Гелбрейт стал уделять много времени новому инструменту политического просвещения и прогресса – Демократическому консультативному совету (ДКС) Национального комитета демократической партии.
В конце 50-х годов руководство демократической партии несколько напоминало членов клуба. Те же самые лица встречались в читальном зале и в баре. Еще больше это походило на церковный совет – на людей, родившихся в вере, ее хранителей. Вера эта покоилась на том, что правительство каким-то новым способом обеспечит занятость, здоровье и счастье старикам, неудачникам и бедным без особых затрат со стороны богатых. Большая часть средств поступит от расширенного производства и добавочного дохода благодаря лучшему управлению экономикой. Опыт либерального руководства показал, что это возможно. Если и существовали сомнения, то их можно было игнорировать; в политике, как и в церковной жизни, не задают трудных вопросов относительно божественности, троицы и даже приверженности братьев по церкви десяти заповедям. Поражение, даже де такое серьезное, как в 1956 году, не поколебало нашу приверженность к этой вере.
ДКС собирался раз в несколько недель. Рассматривались новые мероприятия в области внешней и внутренней политики. Комитет по вопросам внешней политики возглавил Дин Ачесон; в результате джентльменского соглашения Гелбрайт стал главой комитета по внутренней политике.
Гелбрейт остался председателем комитета ДКС по вопросам внутренней политики до конца 50-х годов, однако после публикации «Общества изобилия» стал даже реже бывать на заседаниях. Ему казалось, что либо он написал не ту книгу,  либо лишь малую часть нужной книги.
В этой книге Гелбрейт показал, что по мере развития инициатива в экономической жизни переходит от потребителя – классического источника всех решений в области экономики – к компании-производителю. Ввиду того, что увеличивающееся изобилие сняло проблему потребностей с уровня чисто физических потребностей к своим потребностям с помощью рекламы и лучшей организации торговли. Цели общества стали все чаще отожествляться с целями производителей. Качество жизни потребителей стало второстепенным по отношению к заботе производителей о результатах производства.
   Все это содержалось в «Обществе изобилия». Но самый главный вопрос касался той организации, которая привела к подобному изменению. Ею не была компания неоклассического образца или фирма, подчиненная диктату рынка, как любой гражданин – власти государства. Такой организацией являлась современная крупная корпорация. По мере экономического развития корпорация достигает огромного размера; она оказывает большое влияние на цены, стоимость, реакцию покупателей и политику государства.
В «Обществе изобилия» Гелбрейт коснулся некоторых структурных изменений внутри корпорации. Логически возникал в вопрос об источнике этих изменений. Все эти проблемы еще долго занимали его, и к ним он еще вернется.
В 1958 году Гелбрейт решил исследовать управление промышленностью в совсем другой плоскости. Ему казалось полезным сравнить управленческие структуры и стимулы производства в Соединенных Штатах и Советском Союзе. Весной 1959 он отправился в Советский Сою с заездом в Шри Лану – как стал называться Цейлон  — и Индию.
На Цейлоне задача Гелбрейта состояла в изучении экономических планов и системы планирования в этой стране. Корабли стояли на рейде перезагруженными, автобусы и железные дороги работали временами с убытками… «Даже слоны на своей работе в лесах и полях, видимо, привыкли  неспешному темпу» (№1, стр. 73)…
С помощью Великобритании, ФРГ и СССР в Индии вводились в строй три новых государственных сталелитейных завода. Здесь можно было сравнить общие черты крупномасштабных промышленных организаций и систем управления  той мере, в какой они определялись различными национальными и идеологическими условиями.
Гелбрейт установил, что независимо от помогающей страны проблемы и пути их решения практически оставались теми же самыми. Схожими были и организации, созданные для выполнения работ.
В Советском Союзе Гелбрейт побывал на промышленных предприятиях и на факультетах экономики в высших учебных заведениях, беседовал с деятелями государственного планирования. Он много узнал о советской экономике, но мало что могло бы пригодиться для книги. Управленческая структура советского предприятия значительно проще, чем в американской или любой другой западной корпорации. Дело в том, что отделы сбыта, маркетинга, закупок, отношений с оптовыми покупателями, как и кадровый, юридический, а так же по связи с покупателями и отношениям с общественностью либо отсутствовали, либо пребывали в задаточном состоянии. Считалось, что советский покупатель купит все, что продают. Но внутри советского предприятия существует та же самая необходимость коллективного принятия решений – путем такой организации, при которой специалисты обмениваются информацией или опытом в отношении всякого важного решения, все аспекты которого один человек охватить не в состоянии. Как и на капиталистическом предприятии, такие решения и действия обычно требуют определенной автономии; они не могут навязываться сверху или со стороны. Если же происходит такое вмешательство, оно не основывается на знании дела и потому приносит вред. Исходя из полученной информации, а так же из появившейся в то время литературы по советскому управлению, Гелбрейт пришел к выводу о широкой общности промышленных систем социалистического и несоциалистического мира. Нет особой разницы между контролем со стороны владельцев-капиталистов и контролем государства.
Мало кто из современных экономистов может похвастаться такой успешной и разнообразной карьерой как Джон Гелбрейт. В семидесятые годы, когда будущее человечества стало выглядеть в мрачных тонах, Гелбрейт отдал должное футурологии, став вместе с Бжезинским, Тоффлером и Фурастье одним из создателей «Римского клуба» (The Club of Rome), организации, которая занялась осмыслением перспектив и планированием развития нынешней человеческой цивилизации. Родился 15 октября 1908 г. в Iona Station, Онтарио (Канада). В 1937 г. стал гражданином США. Был профессором экономики в Гарварде (1949-75), работал в Комитете по ценам во время второй мировой войны, служил послом в Индии (1961-63). Был советником президента Джона Кеннеди и кандидатов от демократической партии Эдлая Стивенсона, Юджина Маккарти и Джорджа Макговерна. Был советником президента Билла Клинтона. С 27 декабря 1988 г. иностранный член РАН по Отделению проблем мировой экономики и международных отношений. В 1993 г. награжден золотой медалью им. М. В. Ломоносова за выдающиеся достижения в области экономических и социальных наук. Дважды кавалер Ордена свободы: в 1946 г. вручен президентом США Г. Трумэном, и в 2000 г. вручен президентом США Клинтоном. Был женат с 1937 на Кэтрин Атватер (Catherine Atwater). Трое сыновей: Алан (Alan), Питер (Peter) и Джеймс (James). Джон Кеннет Гелбрейт умер 29 апреля 2006 г. в возрасте 97 лет в Mount Auburn Hospital в Кэмбридже. Имя Джона Гелбрейта известно было ещё и студентам советских вузов, разумеется, как мишень для критики. Советских идеологов сильно раздражали американские теории об «обществе всеобщего благоденствия», которые были явно перпендикулярны идеям построения коммунизма.
Автор книг:
·    «Американский капитализм» (American Capitalism, 1952),
·    «Великая депрессия» («The Great Crash, » 1955),
·    «Общество изобилия» (The Affluent Society, 1958),
·    «Новое индустриальное государство» (The New Industrial State, 1967),
·    «Экономика и общественная цель» (Economics and the Public Purpose, 1973)
·    «Деньги: откуда они приходят, куда уходят» (Money: whence it came, where it went, 1975)
·    «Экономическая наука в перспективе» (Economics in Perspective, 1987).
·    «Культура сдерживания» (The Culture of Containment, 1992).
·    «Экономика невинного обмана», 2004
В своей последней книге «Экономика невинного обмана», вышедшей в свет 26 февраля 2004 года, он ставит под сомнение целый ряд общепризнанных тезисов, на которых стоит современная экономическая теория. По мнению Гелбрейта, различие между «частным» и «государственным» секторами экономики по большей части является выдумкой, а не реальностью. Он также не согласен с тем, что акционеры и директора реально играют заметную роль в управлении современной компанией. Гелбрейт критически отзывается о Федеральной резервной системе США, заявляя, что ее реальные достижения гораздо скромнее, чем об этом принято писать. И, наконец, он известный диссидент, резко критикующий политику своей страны, включая вторжение США во Вьетнам и нынешнее вторжение в Ирак.
2. «Новый социализм» Гелбрейт вернулся в Вермонт, чтобы писать. Он работал над книгой всю осень, а затем зимой и весной 1960 года он снова сел писать в Швейцарии. Гелбрейт никогда раньше и никогда позже не был так увлечен работой. К концу дня он чувствовал себя физически и умственно опустошенным. Ради своей работы он отказался от всех радостей жизни.
Летом и осенью 1960 года Гелбрейт оторвался, наконец, от своей книги, чтобы участвовать в компании по выдвижению и избранию Джона Кеннеди. Несколько позже необходимость выбора между завершением «Нового индустриального общества», как в итоге стала называться книга, и поездкой в Индию в качестве посла причинила ему немалые трудности в выборе. Сначала он отказался, но потом все же принял предложение.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
еще рефераты
Еще работы по мировой экономике