Реферат: Наши перспективы


Наши перспективы


Весьма часто можно услышать мнение, что метод Чартаева, который можно также считать и методом внутреннего хозрасчёта, применим только в весьма простых технологических цепочках, каким является, помимо всего прочего, и сельское хозяйство, где он был впервые опробован. Конечно же, такой взгляд является в корне неправильным.

Прежде всего, стоит отметить, что метод Чартаева на западе более известен как метод центров рентабельностей. Правда, и там, ибо это последовательно было сделано Чартаевым, он не доведён до каждого рабочего места.

Однако, метод центров рентабельностей применялся в производствах весьма высокой сложности. Конечно же, данный факт доказывает, что предела для внедрения Чартаева в экономике не существует.

Разумеется, имеется проблема расчёта трансфертных цен, по которым станут переходить по применяемой технологической цепочке внутри предприятия полуфабрикаты и готовая продукция, а также обоснованная для производства любой степени сложности проблема отчислений вспомогательному и управленческому персоналу. С опорой на технологию матричного исчисления данная задача решена в книге-двухтомнике И.Н. Беляева «Метод внутреннего хозрасчёта».

Собственно говоря, применение аппарата линейной алгебры не должно вызывать отторжения и недоумения. Он уже давно используется в экономике, причём является самым простым из всех современных подходов, и известен как метод Неймана-Леонтьева.

Впрочем, до данного момента метод Неймана-Леонтьева, включая и такое его следствие, как магистраль или алгебраическая форма эквивалентного обмена и тесно связанная с ней мажоранта, применялся либо как инструмент чисто теоретических исследований, либо в явно искусственной обстановке. Даже при анализе межотраслевого баланса это замечание справедливо.

Дело в том, что практические выводы из проводимых анализов межотраслевого баланса основываются на том предположении, что ценовые пропорции, имевшие место на момент изучения ситуации, сохраняться и в будущем. Вряд ли такую гипотезу можно считать уместной.

По крайней мере, при разработке планов на длительную перспективу. Что же касается краткосрочных планов, то при их выработке мало кто станет пользоваться столь мощным инструментом из-за его явной избыточности.

Однако, отныне методу Неймана-Леонтьева найдена адекватная сфера применения. В пользу этого свидетельствует решение такой сложной для современной экономической науки задачи как создание теории бухгалтерского учёта.

В самом деле, все проблемы теории бухгалтерского учёта заключается в отсутствии определения себестоимости. Метод Чартаева данную задачу решает идеально.

Дело в том, что метод Чартаева характеризует перенос всей тяжести принятия текущих оперативных решений как можно ближе к месту их последующего исполнения. Конечно же, такой подход приводит к тому, что даже в вероятностном мире в среднем станут на выполнение поставленной задаче браться требуемые ресурсы в адекватном объёме.

Иначе говоря, управленческая модель метода Чартаева, точнее, накапливаемая в её рамках информация, может быть использована как основа реального бухгалтерского учёта, дающего финансовую отчётность без каких-либо искажений. Что же касается перехода предприятия на данную модель управленческого учёта по Чартаеву, то форма управленческого учёта никаким законом нигде не регламентируется.

Основанием для применения того или иного подхода управленческого учёта является только его удобность для решения стоящих перед предприятием задач текущего или оперативного контроля. Как следствие, если предприятие хочет иметь неискажённую финансовую отчётность, например, для привлечения инвестиций сторонних инвесторов, то ничего ему не мешает такую задачу решить, взяв метод Чартаева как основу управленческого учёта.

Определение себестоимости с опорой на линейную алгебру позволит избежать накопление на материальных счетах, как говорят бухгалтера, чрезмерных сумм и излишне начисленных затрат, в принципе, являющихся единственным источником искажения бухгалтерской информации и финансовой отчётности. Удастся также совместить движение материальных ценностей с движением стоимости, то есть, отказаться от явно порочных методов ЛИФО, ФИФО и конкурирующих с ними подходов.

Линейная алгебра также позволит вычленить ту часть прибыли, которая объясняется не деятельностью предприятия как такового, а изменением ценовой ситуации во внешней среде. Данная задача не имеет приемлемого решения в стандартной практике бухгалтерского учёта.

Несмотря на то, что для математика подход является очень простым, не все читатели математики. Как следствие, достаточно знать, что решение данной задачи существует, и изложено оно в уже упомянутой книге И.Н.Беляева «Метод внутреннего хозрасчёта».

Естественно, вручную все необходимые расчёты в базирующимся на методе Чартаева вряд ли удаться сделать за реально короткий срок, в течение которого их следует произвести. Правда, если их автоматизация возможна, а в книге И.Н.Беляева «Метод внутреннего хозрасчёта» чётко, показано, что так оно и есть, сейчас в век повсеместного внедрения компьютеров и информационных технологий это не является непреодолимым препятствием.

Одной из частей подобного программного обеспечения будет программа ведения личных счетов, в рамках которой и станет накапливаться информация о движении материальных ценностей в рамках управленческого учёта, трансформируемая затем в проводки бухгалтерского учёта и адекватную финансовую отчётность. Надо сказать, что данная программа может использоваться и самостоятельно на предприятиях с одностадийной технологической цепочки.

К числу таких предприятий относятся любые производства, на которых не происходит создание полуфабрикатов внутри технологической цепочки. Кроме сельского хозяйства в его классическом понимании, в данной связи стоит упомянуть предприятия жилищно-коммунальной сферы, магазины, а также добывающую отрасль, занимающуюся только добычей сырья.

Дело в том, что в подобной ситуации нет смысла рассчитывать трансфертные цены, ибо на готовую продукцию и используемое сырьё и комплектующие они могут быть взяты из внешней среды. Как следствие, в такой облегчённой ситуации во всём ином программном обеспечении, кроме программы ведения личных или лицевых счетов, нужда отпадает.

В результате, присущий методу Чартаева потенциал позволяет без особых усилий наладить ситуацию в сфере ЖКХ. Было бы желание.

Впрочем, только одна программы личных счетов без всего прочего программного обеспечения может использоваться и в сложных производствах, работающих с собственными полуфабрикатами. Ведь проблема состоит в том, чтобы рассчитать трансфертные цены, а их можно не рассчитать, а также взять с рынка, если такая объективная информация имеется.

Кроме того, их можно считать иным методом, чем предлагается в книге И.Н.Беляева «Метод внутреннего хозрасчёта». Правда, стоит понимать, что предложенная в книге И.Н.Беляева «Метод внутреннего хозрасчёта» является, скорее всего, наилучшей из всех возможных.

Ситуация, когда объективные трансфертные цены можно взять с рынка возникает в сложных холдингах или иных объединениях предприятий, в которых каждое отдельное звено имеет значительную самостоятельность. Подходит под такое определение и кооперация.

Действительно, здесь клиринговые счета, являющиеся аналогом личных или лицевых счетов, открываются не на отдельных сотрудников, а входящие в рассматриваемую систему предприятия. Далее остаток клирингового счёта, смотря по ситуации, полностью или частично, погашается живыми деньгами, полученными как итог общей деятельности структуры.

Порядок такого погашения, безусловно, должен определяться самим объединением, исходя из специфики ситуации, и быть адекватным. Дальнейшее использование выделяемых предприятиям таким образом средств является личным делом и выходит за рамки изучаемого варианта реализации метода Чартаева.

Нормализация ситуации в бухгалтерском учёте позволит также дать определение прибыли, являющейся дополнительно противоположным понятием к себестоимости. Как следствие, окажутся возможными для своей реализации более гибкие методы кредитования, например, под участие в получаемых прибылях, чем распространённое сейчас кредитование под ссудный процент, которое, и чем дальше, тем больше, из источника развития превращается в его тормоз.

Избавление от дисбалансов в сфере получаемых от инвестиций и кредитов доходов позволят чётко выделять эмиссионный доход, являющийся следствием введения денег как средств обращения в экономику, и использовать на благо всей нации, которой он, собственно говоря, только и принадлежит. Вместе с нормализацией финансовой отчётности это даст оздоровление национальных счетов, отражающих положение экономики в целом, и повысит возможности управляемости экономической системы и общества.

При этом свободы честных граждан станет не ущемляться, а поощряться. Предпосылкой этого станет переход на монетарные методы регулирования развитием экономики.

Признание эмиссионного дохода покажет, что дефицит бюджета в его рамках,
ибо данный доход имеет неналоговый источник поступления, является
необходимым условием устойчивого развития. Конечно же, подобная мера
станет заставлять международные финансовые институты, прежде всего, МВФ
позволяя им производить эмиссию своих валют, для МВФ -- специальных прав
заимствования, без обеспечения валютного покрытия своих стран-участников
осуществлять свои функции не механически, а с более тонким учётом каждой
ситуации и не резать по живому всё здоровое.

Важность роли Чартаева состоит в его привязки по результатам труда, как общего, так и индивидуального к поставленной общей цели. Иначе говоря, повсеместное внедрение метода внутреннего хозрасчёта на уровне микроэкономики повысит её мобильность, спрос на разумную личную инициативу, ориентацию только на действительно востребованное потребителем.

В результате, экономика станет более восприимчивой к монетарным методам
управления, а сфера прямого вмешательства государства в экономику, помимо
общеизвестных функций поддержания правопорядка и защиты общества от
внешней агрессии, сузится до реализации крупных инфраструктурных и научных
проектов, по своим итогам передаваемых затем в большинстве в частные руки
на основании рыночных механизмов. Сильно поможет, всемерно уменьшая в
подобных условиях расслоение всех тех, кто хочет честно преуспеть в жизни,
тут генерация режима умеренной постоянной дефляции, не нарушающей принцип
самофинансирования.

Естественно, предпосылкой успешного введения экономики в такой режим функционирования также является обладающий требуемой гибкостью метод внутреннего хозрасчёта. Не позволяя перекладывать на других свои проблемы, умеренная постоянная дефляция станет усиливать эффект, даваемый повсеместным внедрением метода Чартаева.

Необходимо отметить, что умеренная постоянная дефляция не является каким-то нонсенсом. Даже в современной экономике, по своей сути глубоко инфляционной, существуют дефляционные островки, на фоне проблем почти всюду демонстрирующие незавидное здоровье.

Данными островками являются электроника и иные области высоких технологий. Отметим, что они характеризуются тем, что инвестиции в них устаревают быстрее, чем в прочих инфляционных отраслях.

Вдобавок, объём инвестиций требует просто громадный. И он собирается с рынка путём расширения сфер приложений продукции, а не выделяется государством, высасывающим ресурсы со всего рынка, то есть, аккумулируется самым оптимальным способом, повышая эффективность функционирования всей системы адекватными инвестициями, а не наращиванием издержек.

Учитывая те темпы, которыми электроника и высокие технологии преобразуют мир к лучшему, можно утверждать, что действительно востребованные существованием человечества проблемы могут быть решены в течении жизни нескольких поколений, а, может быть, даже и одного. При правильном монетарном регулировании вряд ли такой взрывной рост даст большие негативные побочные эффекты, ибо жёсткий контроль над денежной массой заставит всю экономику ориентироваться исключительно на жизненно важные проблемы.

Методология такого контроля над денежной массой и диагностики состояния экономики также изложена в книге И.Н. Беляева «Метод внутреннего хозрасчёта». В заключение лишь добавим, что обсуждаемая экспансия настолько расширить возможности приложения сил, так повысит спрос на практически всегда находящийся в дефиците практически любой полезный труда, что проблема подъёма на должный уровень благосостояния окажется сама решённой.

При умеренной постоянной дефляции и повсеместном внедрении метода Чартаева на уровне микроэкономики каждый при желании сможет найти себе на рынке нишу, где он станет приносить пользу обществу, а не истощать свои силы в бесплодной прямой борьбе с конкурентами. Конкуренция во многом станет не просто косвенной за счёт использования реально альтернативных подходов, а перейдёт в конкуренцию добросовестного отношения к делу.

Конкуренция выльется в постоянные попытки превзойти свои прежние достижения. Как следствие, в пределе каждый окажется конкурентом самому себе и никому более.


Пилявская Лариса Васильевна
еще рефераты
Еще работы по разное