Лекция: III 20 февраля 14

svayam astaḿ gate bāhye svajñānād uditā citih

svayam jadeşu jādyena padaḿ sauşuptam āgatā (67)

 

ВАСИШТХА продолжал:

 

Воистину, только это сознание существует здесь, знающее, что «Меня нельзя срубить, меня невозможно сжечь, меня невозможно намочить, меня нельзя высушить; Я вечно, вездесуще, неизменно и недвижимо». Это – истина. Людям нравится спорить и смущать других; они, действительно, пребывают в заблуждении. Изменения неизменного воображаются несведущими и заблуждающимися, но для мудрецов, имеющих знание о себе, никакого изменения никогда не происходит в сознании.

 

О, Рама, только сознание раскинулось как пространство, не претерпев никаких изменений в себе. После этого только сознание кажется ветром, имеющим качество движения. И затем только сознание проявляется как огонь, вода и земля с ее минералами, а также как тела живых существ.

 

Когда устранено понятие внешнего познаваемого, возникает знание о «я»; и когда в нем есть понятие инерции или неведенье, на него нисходит состояние глубокого сна. Следовательно, поскольку во все времена существует только сознание, можно сказать, что пространство существует и не существует, мир существует и не существует.

 

Как жар соотносится с огнем, белизна – с раковиной, твердость – с горой, текучесть – с водой, холод – со льдом, яркость – с освещением, масло – с горчичным семенем, поток – с рекой, сладость – с медом, украшение – с золотом, аромат – с цветком, так и вселенная соотносится с сознанием. Мир существует, потому что существует сознание: мир является телом сознания. Нет ни разделения, ни отличия, ни разграничения. Поэтому можно сказать, что вселенная и реальна, и нереальна; реальна потому, что реально сознание, которое является собственной реальностью, и нереальна потому, что вселенная не существует как вселенная, независимо от сознания. Это сознание неделимо и не имеет частей или сегментов. В ней гора, океан, земля, реки и т.д. не существуют как таковые, но только как сознание; следовательно, у сознания нет ни частей, ни фрагментов.

 

Но из-за нереальности вселенной и т.д. нельзя сказать, что их собственная причина, т.е. сознание, тоже нереально: такое утверждение было бы просто набором слов безо всякого значения, потому что оно противоречит нашему опыту, а опыт сознания невозможно отрицать.

 

(К тому времени подошло к концу собрание третьего дня, и все разошлись).

 

еще рефераты
Еще работы по истории