Лекция: VISUAL BASIC. Проект. Форма. Элементы управления.
Система программирования Visual Basicявляется системой «Объектно-ориентированного программирования», в основе которой заложено понятие "объект", объединяющее в себе определённые свойства и методы. Такое объединение свойств и методов в объекте называется инкапсуляцией.
Программные объекты обладают свойствами, могут использовать методы и реагируют на события.
Свойства объектов. Каждый объект обладает определённым набором свойств. Например свойства кнопки — ширина, высота, цвет, текст надписи, параметры шрифта и т.д. Первоначальные значения свойств задаются в режиме конструирования. Но в программном коде можно задать изменение значения свойства. Вид такой команды:
Имя объекта.Свойство = Значение Свойства
Правило записи свойства объекта через точку называют точечной нотацией.
Методы объектов. С каждым объектом можно произвести какие-то действия: например, показать, скрыть, масштабировать, поместить в фокус и т.п. Многие методы имеют аргументы, позволяющие задавать параметры этих действий.
События. Событие — это действие, распознаваемое объектом (щелчок мыши, нажатие клавиши и т.п.) Реакция на событие — вызов процедуры, которая может менять свойства объекта, вызывать его методы и т.п.
Классы объектов являются «шаблонами», определяющими наборы свойств, методов и событий, по которым создаются экземпляры класса. Классы могут иметь взаимоотношения друг с другом, например:
наследование — когда экземпляр класса наследует от базового класса все данные и код реализации;
включение — когда один класс содержит в себе переменную, указывающую на другой класс, и использует её для вызова членов этого класса.
Элемент управления | Назначение | Методы** | События по умолчанию*** | |
Форма (Form) | является основой для создания графического интерфейса проекта | Show – показывает элемент управления Hide – скрывает элемент управления Focus — помещает фокус на выбранный элемент управления Scale – масштабирует форму или элемент управления Refresh – перерисовывает форму или элемент управления | Form1_Load – происходит при загрузке формы | |
Надпись (Label) | предназначен для отображения текста, который нельзя изменить в процессе выполнения проекта | Label1_Click – происходит при щелчке по надписи | ||
Текстовое поле (TextBox) | используется для ввода или отображения данных | TextBox1_TextChanged – происходит при изменении текста в текстовом поле | ||
Кнопка (Button) | щелчок по кнопке вызывает событийную процедуру | Button1_Click – происходит при щелчке по кнопке | ||
Улучшенное текстовое поле (RichTextBox) | используется для ввода и отображения форматируемого текста | RichTextBox1_TextChanged – происходит при изменении текста в текстовом поле |
У каждого элемента управления есть событие по умолчанию.
Например:
- Для кнопки событие по умолчанию — Click (щелчок по кнопке).
- Для текстового поля событие по умолчанию — TextChanged (изменение текста).
- Для позиции переключателя событие по умолчанию — CheckedChanged (включение/выключение).
- Для флажка событие по умолчанию — CheckedChanged (установка/сброс флажка).
- Для выпадающего списка событие по умолчанию — SelectedlndexChanged (выбор пункта списка).
У каждого элемента управления есть множество событий, помимо события по умолчанию. Например, у текстового поля есть такие события:
- TextChanged (изменение текста — событие по умолчанию);
- Click (щелчок по текстовому полю);
- Doubleclick (двойной щелчок по текстовому полю);
- MouseEnter (попадание курсора мыши на текстовое поле);
- MouseLeave (уход курсора мыши с текстового поля);
- и множество других.
Чтобы увидеть все события, которые есть у элемента, откройте двойным щелчком на этом элементе окно редактора кода. Над этим окном есть два выпадающих списка. В правом списке перечислены все события элемента управления.
События генерируютсяв результате действий пользователя. Например, события генерируются, когда пользователь нажимает кнопку, выбирает пункт в выпадающем списке или изменяет текст в текстовом поле. Щелчки или двойные щелчки по элементам управления, перемещение курсора на эти элементы управления или с них тоже генерируют события. Когда происходят эти события, исполняется код Visual Basic, связанный с ними.
Редактор кода открывается двойным щелчком на программируемом объекте. Одновременно создаётся событийная процедура для этого объекта. В коде автоматически прописывается начало и конец этой процедуры, а действия, которые должны быть выполнены в результате этой процедуры, надо, конечно, вписывать в код самому.
Современные языки программирования, включая языки из Visual Studio, позволяют добавлять в код программ комментарии. В Visual Basic комментарий в строке начинается с символа апострофа (').
Комментарии выделяются в программах зеленым цветом. Это позволяет легко замечать их в коде.
Во многих случаях Visual Basic автоматически добавляет пропуски и отступы, чтобы код было легче читать.