Лекция: Определение Новых Цветов мулине 7 страница

2 Участие в постановке «Бориса Годунова» осталось единственной режиссерской работой И. М. Москвина в Оперной студии-театре имени К. С. Станиславского.

3 З. С. Соколова не была режиссером спектакля «Севильский цирюльник». Эту оперу ставил К. С. Станиславский. Режиссерами были: В. С. Алексеев, В. Ф. Виноградов и М. И. Степанова.

4 Спектакль «Риголетто» был выпущен после смерти К. С. Станиславского, по его плану, режиссером П. И. Румянцевым. См. книгу: П. Румянцев, Работа Станиславского над оперой «Риголетто». Последняя оперная постановка Станиславского, М., «Искусство», 1955.

5 В. С. Алексеев участвовал в режиссуре спектакля «Пиковая дама», но позднее отошел от этой работы, так как не был согласен с трактовкой оперы, принятой Б. И. Вершиловым и П. И. Румянцевым, которые и выпустили спектакль в 1930 г.

 

185*

Письмо написано под диктовку Станиславского И. К. Алексеевым; несколько строк — автограф Станиславского.

1Федор Иванович — Шаляпин.

 

1 10 сентября 1929 г. директором МХАТ был назначен М. С. Гейтц; на него были возложены главным образом, организационно-административные функции руководства театром. Одновременно директорами МХАТ оставались оба его основателя — К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко.

2 А. И. Свидерский был в 1928--1929 гг. начальником Главискусства и членом Коллегии Наркомпроса.

3 В Управление МХАТ в 1928--1929 гг. входили: Н. П. Баталов, Ю. А. Завадский, П. А. Марков, М. И. Прудкин, И. Я. Судаков и Н. П. Хмелев.

4 Речь идет о Н. В. Егорове (в дальнейшем тексте письма — Николай Васильевич), заместителе директора по административно-хозяйственной и финансовой части, и о Н. А. Подгорном (ниже — Николай Афанасьевич), который был в 1928 г. членом дирекции по административной части.

5Дмитрий Иванович — Юстинов.

П. Н. Андреев заведовал электротехническим цехом театра с 1901 по 1928 г.

6М. Я. Животовский был администратором Второй студии МХТ.

 

1 Это письмо Леонидова в архиве Станиславского не обнаружено.

2 Роль Яго в «Отелло» неоднократно возникала в творческих планах В. И. Качалова на протяжении многих лет, но так и не была им сыграна. В данный момент он не мог взять ее на себя, так как был занят работой над спектаклем «Воскресение».

Первоначально роль Яго репетировал М. И. Прудкин, который также был занят в очередных постановках.

Передача роли Н. П. Хмелеву или Н. П. Баталову осталась только проектом. С декабря 1929 г. роль Яго была Окончательно отдана В. А. Синицыну, который и играл ее в спектакле с выдающимся успехом.

3Бубнов Андрей Сергеевич (1883--1940) был назначен в это время наркомом просвещения РСФСР.

4 В 1929 г. обсуждалась возможность гастрольной поездки МХАТ в Англию. Поездка не была осуществлена.

5 В режиссерском плане первых двух картин «Отелло» Станиславский придает большое значение движению гондол по венецианскому каналу («Нельзя же Венецию и канал оставить без гондол!»). Эти гондолы должны были, по замыслу режиссера, создать у зрителя ощущение своеобразного венецианского колорита и в то же время помочь актерам найти правдивое жизненное самочувствие в начале трагедии.

6 Здесь и в дальнейшей переписке о постановке «Отелло» даются названия сцен, отсутствующие в тексте трагедии Шекспира. Станиславский дал свои «рабочие» названия всем картинам трагедии.

7Попов Владимир Александрович — народный артист РСФСР, в МХАТ с 1908 по 1915 г. и с 1936 г. Помимо своей артистической деятельности известен как выдающийся мастер звукового оформления драматических спектаклей.

8Муж Зуевой — композитор В. А. Оранский. Автором музыки к спектаклю «Отелло» был Р. М. Глиэр.

9 В письме к Р. К. Таманцовой от 28 октября 1929 г. (см. No 190) К. С. Станиславский сообщал, что он пользуется письмами Л. М. Леонидова как материалом для своей книги. Это дает основание предположить, что леонидовский афоризм о «рельсах» и «поезде» был впоследствии развит Станиславским в главе из незаконченной книги «Работа актера над ролью». Там он в развернутом сравнении уподобляет «физические задачи» актера рельсам, «по которым можно определенно двигаться в жизни пьесы». «После того как рельсовый путь готов, — пишет Станиславский, — садитесь и поезжайте исследовать новые страны, то есть жизнь пьесы. Вы будете двигаться, а не стоять на месте и мыслить головой. Вы будете действовать» (см. Собр. соч., т. 4, стр. 335--336).

 

188*

1Михаил Сергеевич — Гейтц.

2 По ходатайству театра, и в частности Вл. И. Немировича-Данченко, К. С. Станиславскому был предоставлен годовой отпуск для продолжения климатического лечения за границей.

 

189*

Дата устанавливается по письму к Вл. И. Немировичу-Данченко от 23 сентября 1929 г. о продлении отпуска для лечения за границей и по письму к Р. К. Таманцовой от 28 октября, из которого видно, что разрешение продлить отпуск К. С. Станиславским уже получено.

1 Речь идет о предполагавшемся соединении Оперного театра им. К. С. Станиславского с Музыкальным театром им. Вл. И. Немировича-Данченко. Этот вопрос ставился неоднократно на протяжении их раздельного существования. К. С. Станиславский был против объединения, Вл. И. Немирович-Данченко стоял за объединение. См. его письмо к К. С. Станиславскому от 11 февраля 1931 г. (Вл. И. Немирович-Данченко, Избранные письма, стр. 376--380).

 

190*

На подлиннике письма две даты: наверху справа — «26--10--29, Баденвейлер», слева — «28--10--29, Баденвейлер».

1Юрий Николаевич — Чистяков, врач, лечивший Станиславского; в 1929--1930 гг. сопровождал его на климатическое лечение за границу.

Ляля — Елизавета Васильевна Севей, воспитательница внучки Станиславского.

2Владимир Иванович — Немирович-Данченко. Михаил Сергеевич — Гейтц.

3 Речь идет о подготовке к публикации в американских журналах отдельных глав книги «Работа актера над собой».

4Любовь Яковлевна — Гуревич.

5Гавелла Бранко — югославский режиссер, в 1928 г. — директор Национального театра в Загребе. В 1928 г. был в Москве на праздновании 30-летия МХАТ.

Осенью 1922 г. К. С. Станиславский видел спектакли, поставленные Б. Гавелла в Загребе. В своих воспоминаниях о гастролях МХАТ в Западной Европе и Америке он называет его «очень талантливым режиссером» (Собр. соч., т. 6).

6 Подаренный К. С. Станиславскому М. Рейнгардтом в 1928 г. автомобиль был доставлен в Москву только в июле 1930 г.

7Леонид Миронович — Леонидов.

 

191*

Письма к М. С. Гейтцу печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее МХАТ (архив КС). См. о нем в примеч. 1 к письму No 186.

 

192*

1 В сезон 1929/30 г. в МХАТ были поставлены следующие новые спектакли: «Дядюшкин сон», «Воскресение». «Реклама» М. Уоткинс. «Отелло», «Наша молодость» С. Карташева и «Три толстяка» Ю. Олеши.

 

193*

1Алла Константиновна — Тарасова.

 

194*

Печатается по подлиннику личного архива З. К. Васнецовой. Подпись и дата на оригинале отсутствуют. Дата устанавливается по фразе «Пишу это письмо под Новый год...» и по местопребыванию К. С. Станиславского.

1«Лучеиспускать», «лучеиспускание» — один из ранних терминов «системы» Станиславского. См. Собр. соч., т. 2, стр. 267--279.

 

Дата письма установлена по тексту: «С Новым годом поздравляю Вас...». «Сейчас спешно диктую мизансцену „Отелло“.

1Елизавета Николаевна — жена Ф. Д. Остроградского. Вячеслав Иванович — Сук.

2Игорь — И. К. Алексеев.

3 Ответ на сообщение Ф. Д. Остроградского о том, что опера „Золотой петушок“ намечена Художественно-политическим советом театра к постановке в сезон 1930/31 г.

См. письмо К. С. Станиславского к В. С. Алексееву от 26 августа 1929 г., в котором изложен план одновременной подготовки трех различных по сложности опер.

4 Проекты поручить оформление спектакля „Золотой петушок“ художникам Палеха или А. Я. Головину остались неосуществленными. Художниками спектакля были С. И. Иванов (первый и третий акты) и М. С. Сарьян (второй акт).

 

196*

Письмо без подписи.

1Леонид Миронович — Леонидов.

2 Премьера спектакля „Дядюшкин сон“ по повести Ф. М. Достоевского состоялась на Малой сцене МХАТ 2 декабря 1929 г. О. Л. Книппер-Чехова в спектакле „Дядюшкин сон“ играла Марью Александровну Москалеву, Н. П. Хмелев — князя К., и оба пользовались в этих ролях большим успехом.

 

Печатается по копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

 

198*

Письмо продиктовано И. К. Алексееву. Подписи нет.

1 К. С. Станиславский послал в Москву список американских журналов, по которому он хотел получить консультацию Главлита, прежде чем соглашаться на публикацию в этих журналах отдельных глав книги „Работа актера над собой“.

2Елизавета Львовна — Хэпгуд, переводчица книги К. С. Станиславского „Работа актера над собой“ на английский язык. Первая часть этой книги под названием „Актер приготовляется“ (»An actor prêpares") вышла в Нью-Йорке в 1936 г.; вторая часть — в 1949 г.

3 В журнале «Новый мир» главы из книги «Работа актера над собой» не публиковались.

 

1 «Прочел мизансцены двух картин участникам спектакля, — писал Л. М. Леонидов. — Всех Ваши замечания подняли, взволновали, взбодрили».

В письме к А. Я. Головину Л. М. Леонидов сообщал: «Станиславский из-за границы присылает нам свои мизансцены. Считаю его работу шедевром режиссерского искусства...» («Л. М. Леонидов», М., «Искусство», 1960, стр. 330).

2 Пьеса М. А. Булгакова «Мольер» была включена в репертуар Художественного театра в 1931 г., но репетировалась с большими перерывами. Премьера состоялась 15 февраля 1936 г. Режиссер спектакля — H. M. Горчаков, художник — П. В. Вильяме.

3 Станиславский, очевидно, имеет в виду пьесу А. Н. Афиногенова «Чудак», поставленную в МХАТ 2-м в ноябре 1929 г. и пользовавшуюся большим успехом. Режиссеры И. Н. Берсенев и А. И. Чебан, художник Г. П. Руди.

4 Театр имени Евг. Вахтангова поставил «Коварство и любовь» Шиллера 20 января 1930 г. Режиссеры П. Г. Антокольский, Б. Е. Захава, О. Н. Басов; художник Н. П. Акимов. Спектакль прошел 278 раз. В постановке и главным образом в оформлении спектакля было явное увлечение внешней эффектностью и оригинальной формой как таковой (например, серебристая круглая площадка как основное декорационное решение трагедии Шиллера), но исполнение некоторых ролей было высоко оценено зрителем и критикой (О. Н. Басов — Миллер, Р. Н. Симонов — Вурм, А. А. Орочко — леди Мильфорд и др.)

5 Л. М. Леонидов писал Станиславскому 28 января 1930 г.: «Я прочел в одной книжке: „Испанцы говорят, что мщение — это такое блюдо, которое нужно подавать на стол холодным“. Это очень интересно для переживаний Отелло. Конечно, холод надо понимать внешне, а не внутренне».

6 Л. М. Леонидов писал: «Я актер неровный, сегодня сыграю это место хорошо, а завтра другое. Я играю неровно, но зато бывают сюрпризы. Очевидно, если я не чувствую, я теряю всякую технику» (Музей МХАТ, архив КС. Письмо от 7/II 1930 г.).

 

200*

1 Над оперой «Золотой петушок», вел работу режиссер П. И. Румянцев.

2 Предполагалось предоставление Музыкальному театру им. В. И. Немировича-Данченко отдельного помещения.

 

1 Работая над режиссерским планом «Отелло», Станиславский пользовался переводом П. Вейнберга, (серия «Классики иностранной литературы», М--П., Гиз., 1923).

2 В спектакле «Отелло», осуществленном Обществом искусства и литературы (первое представление 19 января 1896 г. в помещении Охотничьего клуба), Станиславский был режиссером и исполнял роль Отелло.

В Музее МХАТ сохранился режиссерский экземпляр «Отелло» 1895--1896 гг. — «Вычерки, mise en scène, режиссерские указания, планировки режиссера Московского Общества искусства и литературы К. С. Алексеева (Станиславского)». О работе над этим спектаклем см. в книге «Моя жизнь в искусстве» (Собр. соч., т. 1, стр. 162--171).

Знаменитый итальянский трагик Эрнесто Росси смотрел «Отелло» в постановке и с участием К. С. Станиславского 22 января 1896 г. См. об этом Собр. соч., т. 1, стр. 170--171 и письмо Э. Росси к К. С. Станиславскому (Музей МХАТ, архив КС).

3 В письме от 12 февраля 1930 г. Л. М. Леонидов сообщал К. С. Станиславскому: «Дирекция считает необходимым, чтобы „Отелло“ шел 14 марта. Это нужно для выполнения всего плана этого сезона. 8 мая часть труппы едет в Баку, Тифлис, для этого нужно, чтобы к 1 мая были готовы „Три толстяка“, которые нужно играть в Москве до 30 июня. Конечно, „Отелло“ 14 марта — это абсурд». Позднее Л. М. Леонидов согласился с решением дирекции о выпуске спектакля 14 марта.

4 «Три толстяка» Ю. Олеши. Художественные руководители постановки Вл. И. Немирович-Данченко, И. М. Москвин; режиссеры H. M. Горчаков, Е. С. Телешева; художник Б. Р. Эрдман, композитор В. А. Оранский. Премьера состоялась 24 мая 1930 г.

 

1Моцартовский зал — небольшой концертный зал в помещении музыкального и Оперного театров на Пушкинской улице (тогда — Б. Дмитровка), 17.

2Беляев Виктор Михайлович — музыковед, доктор искусствоведческих наук, профессор; был членом Художественного совета Оперного театра им. К. С. Станиславского.

3 Очевидно, речь идет о письме коллектива Оперного театра к К. С. Станиславскому, в котором ставился вопрос о делении труппы театра на солистов и хор, говорилось о том, что театр далек от современной общественной жизни, и сообщалось, что театром принята к постановке опера советского композитора В. Дешевова «Лед и сталь» (полный текст письма см. в книге: «К. С. Станиславский. Материалы. Письма. Исследования», М., изд-во Академии наук СССР, 1955, стр. 302--303).

4 В телеграмме Ф. Д. Остроградского от 28 февраля сказано: «Премьеру перенесли на 26-е, прошла с большим успехом. Подробно письмом. Весь состав театра радуется успеху. Поздравляет дорогого учителя. Шлет горячий привет» (Музей МХАТ, архив КС).

 

203*

Письма к Б. И. Вершилову печатаются по подлинникам личного архива Б. И. Вершилова.

Вершилов Борис Ильич (1893--1957) — режиссер, заслуженный артист РСФСР. Был одним из ведущих режиссеров Второй студии МХАТ (1919--1924), откуда перешел в МХАТ (1924--1930 и 1941--1949). Режиссером Оперного театра им. К. С. Станиславского был с 1926 по 1931 г. и с 1937 по 1939 г. Поставил много спектаклей в периферийных и московских театрах (Цыганский театр «Ромэн» и др.). С 1949 г. был режиссером-педагогом Школы-студии им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ.

1Владимир Иванович — Немирович-Данченко.

2 См. письма Фл Д. Остроградскому No 195 и 202.

3 «Лед и сталь» — опера В. Дешевова, либретто Б. Лавренева (тема — подавление антинародного кронштадтского мятежа 1921 г.). Режиссеры Б. И. Вершилов и С. Г. Турмачев. Премьера спектакля состоялась 30 декабря 1930 г. Планировочный чертеж первого акта оперы, сделанный Станиславским, находится в Музее Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

4 Партию Германа в опере «Пиковая дама» пел артист Г. А. Егоров, принятый в театр в 1929 г.

5 Книга К. С. Станиславского «Работа актера над собой. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика» (второй том «системы») была завершена автором в 1938 г. и вышла из печати после его смерти (М., Гослитиздат, 1938).

Работа над третьим томом («Работа актера над собой. Работа над собой в творческом процессе воплощения. Дневник ученика») не была закончена К. С. Станиславским. Завершенные главы и материалы к этой книге напечатаны в Собр. соч., т. 3.

 

1 26 февраля 1930 г. в Оперном театре им. К. С. Станиславского состоялась премьера оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского. В афише было указано: «План постановки К. С. Станиславского. Режиссеры: Б. И. Вершилов, П. И. Румянцев. Танцы поставлены А. А. Поспехиным. Дирижер Б. Э. Хайкин. Художник М. П. Зандин». Главные партии пели: Лизы — М. Л. Мельтцер, графини — Е. А. Романова, Полины — М. С. Гольдина, Германа — Г. А. Егоров, Томского — С. И. Бителев, Елецкого — П. И.Макеев.

В ответ на сообщение театра о том, что премьера прошла удачно (см. примеч. 4 к письму Ф. Д. Остроградскому от 2 марта 1930 г.) К. С. Станиславский послал коллективу театра телеграмму: «Поздравляю администрацию, студийцев, оркестр, всех. Думаю. Люблю. Станиславский» (подлинник в архиве Ф. Д. Остроградского.)

2 По-видимому, в один из санаториев Центральной комиссии по улучшению быта ученых (Цекубу).

 

Дата устанавливается по тексту письма ("… спасибо Вам большое за Ваше письмо от 12. III, 1930").

1 Спектакль «Пиковая дама» вызвал противоречивые оценки; в ряде рецензий отмечалось, что спектакль не был удачей театра, и в частности художника М. П. Зандина.

2 Исполнение М. Мельтцер партии Лизы высоко оценивалось в прессе.

3Елена Константиновна — Малиновская.

4 Ю. П. Юницкий в опере «Пиковая дама» пел в очередь с артистами П. И. Макеевым и П. И. Румянцевым партию князя Елецкого.

5 У. О. Авранек, привлеченный К. С. Станиславским в Оперный театр, провел большую работу над оперой «Пиковая дама» как главный хормейстер театра.

6Алеша — Алексей Дмитриевич Степанов (1902--1959), артист Оперного театра им. К. С. Станиславского.

7В сезон 1929/30 г. МХАТ выпустил спектакли: «Дядюшкин сон», «Воскресение», «Реклама», «Отелло», «Наша молодость» и «Три толстяка».

8Владимир Сергеевич — Алексеев.

9Павел Иванович — Румянцев.

10 Речь, по-видимому, идет о предложениях показать Оперный театр за границей.

11 К. С. Станиславскому была предоставлена новая квартира в Брюсовском переулке. Старая квартира в Леонтьевском переулке его больше устраивала, так как там было специальное помещение для репетиций и показа готовых работ Оперного театра.

 

1 «Чикаго» М. Уоткинс, американская комедия нравов, была поставлена на Малой сцене МХАТ под названием «Реклама». Премьера состоялась 22 февраля 1930 г. Художественный руководитель спектакля Вл. И. Немирович-Данченко, режиссеры Е. С. Телешева, Б. И. Вершилов, художник П. В. Вильяме. Главную роль играла О. Н. Андровская.

2 «Я в восторге от присланных Вами мизансцен и замечаний „Башни“,-- писал Л. М. Леонидов.-- Вот уж действительно про Вас можно сказать словами Яго: „И как умом глубоким он умеет всех дел людских причины постигать“. Но как больно, что спешка не позволяет все это продумать, прочувствовать и проделать. Бессознательно я все-таки иду по Вашему пути, во всяком случае, стараюсь» («Л. М. Леонидов», стр. 343).

3 См. примеч. к письму No 95.

4 В телеграмме от 3 марта за подписью Гейтца, Москвина, Качалова, Судакова, Леонидова было сказано:

«Всему театру хочется, чтобы Ваше имя было на афише, ибо Вы являетесь вдохновителем спектакля, но не хочется возлагать на Вас ответственность за работу, которую Вы не видели. Поэтому просим Вас разрешить такую редакцию: план постановки народного артиста республики Станиславского. Все вне и внутри театра рады непрерывной связи с Вами. Заверяем, что все направлено к обеспечению спектакля от всех упреков» (Музей МХАТ, архив КС).

5… он второй раз меня выручает. — Как уже указывалось, И. М. Москвин принимал деятельное участие в постановке и выпуске спектакля «Борис Годунов» в Оперном театре.

Л. М. Леонидов сообщал Станиславскому о том, что И. М. Москвин и В. И. Качалов проявили к постановке «Отелло» горячий интерес. «Не могу удержаться,-- писал он,-- чтобы не сказать Вам, какое горячее участие принимает в работе [над] „Отелло“ Москвин. Он горит, увлекается, не пропускает ни одной репетиции. Для меня, при Вашем отсутствии, это большая поддержка».

6 "… Дом Брабанцио — 1 картина, — писал Л. М. Леонидов о декорациях Головина,-- очень удалась, а вот 2 картина (дом Отелло) и особенно Кипр мне не нравятся, получается опера «Трубадур»… Очень не удались, по-моему, декорации. Отчасти по вине Головина, отчасти по вине Гремиславского,-- оперно, слащаво. Головин чувствует Венецию и совсем не чувствует Шекспира, и тем не менее все, кто смотрел, находят, что спектакль получится значительным".

7 Спектакль «Отелло» (план постановки К. С. Станиславского, режиссер И. Я. Судаков, художник А. Я. Головин, композитор Р. М. Глиэр; премьера 14 марта 1930 г.) прошел всего десять раз, последний раз — 25 мая 1930 г., после чего не возобновлялся и не был показан Станиславскому по возвращении его из-за границы.

8 «Малиновскую опять назначили директором Большого театра»,-- отвечал Л. М. Леонидов.

9 А. К. Тарасова в спектакле «Отелло» играла Дездемону.

 

1 Е. К. Малиновская в 1930 г. была вновь назначена директором Большого театра.

 

208*

1 Письмо Р. К. Таманцовой, содержащее подробное описание премьеры «Отелло», хранится в Музее МХАТ (архив КС).

2Николай Афанасьевич — Подгорный.

3 «Между эскизами Головина и исполненными декорациями — дистанция огромного размера,-- писала Р. К. Таманцова.-- Насколько хорошо было выполнено „Фигаро“, настолько плохо в живописном смысле выполнен „Отелло“.

4Ванечка — И. Я. Гремиславский.

5 Письмо к Е. К. Малиновской от 28 марта 1930 г. было приложено к письму Р. К. Таманцовой.

 

209*

Письмо написано под диктовку Станиславского И. К. Алексеевым. Приписка к письму — автограф Станиславского.

1 В предисловии к книге „Работа актера над собой“, ч. I, сказано: „Мной задуман большой многотомный труд о мастерстве актера (так называемая “система Станиславского»). Изданная уже книга «Моя жизнь в искусстве» представляет собой первый том, являющийся вступлением к этому труду. Настоящая книга, о «работе над собой» в творческом процессе «переживания», является вторым томом. В ближайшее время я приступаю к составлению третьего тома, в котором будет говориться о «работе над собой» в творческом процессе «воплощения». Четвертый том я посвящу «работе над ролью» (см. Собр. соч., т. 2, стр. 5).

Из перечисленных здесь, как и в комментируемом письме, трудов К. С. Станиславский кроме вышедшей в 1926 г. книги «Моя жизнь в искусстве» успел полностью подготовить к печати только второй том, который был впервые издан в 1938 г., уже после смерти Станиславского.

Работа над третьим и четвертым томами осталась незавершенной. Сохранившиеся материалы этих книг опубликованы в 3-м и 4-м томах Собр. соч.

2 Книга о трех направлениях в искусстве не была подготовлена Станиславским к печати. В его архиве сохранилось множество вариантов этой книги. Некоторые из них, наиболее завершенные, напечатаны в 5-м и 6-м томах Собр. соч.

 

210*

1 Б. И. Вершилов послал Станиславскому планировки оперы «Лед и сталь» В. Дешевова (см. примеч. 3 к письму No 203).

2 С. Г. Турмачев был одним из режиссеров спектакля «Лед и сталь».

3 Пьеса Ю. Словацкого «Балладина» была поставлена в феврале 1920 г. в Первой студии МХТ. Режиссером был Р. В. Болеславский. К. С. Станиславский провел двенадцать репетиций.

4 К. С. Станиславский был в Берлине в октябре 1928 г., перед 30-летним юбилеем Художественного театра.

 

1 См. письма К. С. Станиславского к Ф. Д. Остроградскому No 195, 202 и 205, в которых имеются суждения К. С. Станиславского о «Золотом петушке».

2… после провалившегося «Риголетто» и «Севильского цирюльника». — Станиславский осуждал Оперный театр за то, что он слишком долго откладывал работу над этими операми.

3 Станиславский знал о тяжелом заболевании А. Я. Головина. Смерть художника, последовавшая 17 апреля 1930 г., была, по-видимому, скрыта от него.

4 Речь идет о привлечении А. Е. Архипова к работе над спектаклем «Золотой петушок». В 1930 г. А. Е. Архипов скончался.

С. И. Иванов оформлял первый и третий акты спектакля «Золотой петушок». Второй акт был оформлен М. С. Сарьяном.

5 Рецензия Евгения Браудо на спектакль «Пиковая дама» была напечатана в «Правде» 12 марта 1930 г. В статье Е. Браудо, такой же противоречивой, как и другие статьи об этом спектакле, указывалось на натурализм отдельных сцен («В Летнем саду», «Смерть графини»). Статья заканчивалась словами: «Ответа, для какой цели и для какого слушателя в таком виде поставлена „Пиковая дама“, мы на спектакле не получили».

6 Певица Кузнецова-Бенуа и Церетелли — антрепренеры русских эмигрантских оперных трупп во Франции.

7 Речь, по-видимому, идет о спектакле Музыкального театра имени Вл. И. Немировича-Данченко «Северный ветер», музыкальном представлении в трех действиях, музыка Л. Книппера, текст В. Киршона. Руководитель постановки Вл. И. Немирович-Данченко, главный режиссер Л. В. Баратов, художник В. В. Дмитриев. Первый спектакль 31 марта 1930 г.

8 По-видимому, речь идет об опере В. И. Сука «Лесной царь», либретто Иозефа Фрича по поэме Махи «Май». Опера «Лесной царь» была впервые поставлена в 1900 г.

 

 

1 Письмо является ответом на обращение коллектива Оперного театра к К. С. Станиславскому, в котором говорилось: «Нас всех волнует вопрос о структуре труппы. С переходом из студии в театр мы постепенно стали подменивать то основное, на чем строился наш театр, а именно: коллективность. Вы говорили нам всегда, что масса — основание театра, без которого театр не может существовать. Теперь же из 80 работников труппы около 30 человек — солисты, и это вносит большие разногласия в труппе. Мы хотим теперь раз и навсегда разрешить вопрос о структуре труппы; либо мы вернемся к старому студийному принципу, т. е. все в хор, либо будет разделение на солистов и хор». (Полный текст см. в книге: «К. С. Станиславский. Материалы. Письма. Исследования», М., Изд-во АН СССР, 1955, стр. 302--303.)

Вопрос о реорганизации труппы и делении ее на солистов и хор решением Главискусства был отложен до приезда К. С. Станиславского.

 

213*

1 В Британской энциклопедии в 1926 г. была напечатана статья Станиславского «Искусство актера и режиссера». Станиславский просит отослать письмо, передающее Британской энциклопедии авторское право на эту статью.

2 См. письмо No 208.

 

1 С 1926 г. Оперный театр имени К. С. Станиславского делил свое помещение с Музыкальным театром имени Вл. И. Немировича-Данченко. Такое положение отражалось на финансовой и художественной стороне дела. Так, сезон 1929/30 г. театр при растущем интересе зрителя и несмотря на превышение финансового плана заканчивал с большим дефицитом, хотя получал правительственную дотацию.

еще рефераты
Еще работы по иностранным языкам