Лекция: Письмо четвертое.

2004 год! Что-то он принесет?

 

Начало года ознаменовалось приездом в Москву Саши Целищева с семьей. Побывали они и у Светы, и у нас. Женя показывал домашние кинофильмы, где Света, Аня, Игорь и Саша — еще дети. И новогодние праздники на этих пленках, и бабусечка, и Борское. Очень приятной была встреча. А на Старый год к нам приезжал Леня Целищев с женой. Приезжала Аня и попросила попытаться вспомнить наши родословные: «А то ни я, ни Света, не знаем наших дедов».

Сделать это оказалось не легко. Вообще 20-й век был трудным веком. Первая мировая война, революция, гражданская война, 1937 год, Великая Отечественная война. Из-за 37 года дома не говорили о родителях отца, так как дед Митрофан был раскулачен после гражданской войны и сослан. Так и пропал. Мой дядя Вася — брат папы, скрывался. Папа был уже вне семьи. Учился на агронома в Казани. Его не преследовали .

А уж какой дед был кулак? Я видела фотографию дома, где они жили. Дом в три окна. Обычный маленький деревенский домик. Обычная крестьянская семья. Кстати, в деревне было всего две фамилии — Целищевы да Кальсины. Еще небольшая часть — Лоскутовы. Как Целищевы попали в село Мокруши Марийской АССР? Они жили в каком-то селе Кировской области. Этот лесной край назывался Вятка. И вот от бедности и в поисках более плодородных земель Целищевы целой колонией и с примкнувшими к ним отправились за счастьем. Осели в селе Мокруши Иошкарлинского уезда. Но выговор вятичей остался. Говорили они окающим говорком. Я видела фотографию дедушки и бабушки в семье дяди Васи и двоюродной сестры Валерии. Дед был голубоглазый блондин. Очень симпатичное доброе лицо. А бабушка была кареглазая, даже черноглазая и темноволосая. И все дети вышли в нее — кареглазые. Вот внучка Валерия (дочь дяди Васи) больше всех похожа на деда. А на бабушку больше всех похожа дочка Тая. Когда началась война 1914 года, то всех мужиков села взяли на войну. А Митрофана не взяли, так как он был хромой. И вот в хозяйстве остался мужик да четверо детей, да жена с больными руками. Поэтому мой отец в детстве выучился доить корову. Дед Митрофан организовал какое-то дело: не то деготь гнал, не то колеса делал. И помогали ему в этом дети и племянники. Об этом мне рассказывал дядя Миша Целищев. Он у дяди Митрофана работал мальчишкой, и тот ему платил. Вот и получается, что дядя использовал наемный труд. За это и раскулачили.

Муж тети Таи, Мочалов, отец шестерых детей, семье которого картошки хватало на ползимы, а далее они подголодовывали, сделал сам, когда вернулся с войны 1914 года, деревянную маслобойку. Огромное деревянное колесо с какими-то механизмами и приспособлениями. Крутили его во дворе. Видел он такую маслобойку где-то в Австрии, когда на войне был. Понял, как устроена. Приехал и у себя сделал. Сельчане несли семечки, и он делал масло. С ним за это как-то расплачивались. Так его забрали, и «тройка» распорядилась расстрелять. Более 100 человек были тогда расстреляны прямо за селом. Таня (дочь) в последние годы имела документ, что она дочь репрессированного. Наверное, такие документы имеют и остальные дети Мочалова. А маслобойку забрали во двор сельсовета. Там она и сгнила. Никто ее больше не запустил. Об этом мне про своего отца рассказал двоюродный брат — Миша Мочалов. Вот такие у меня краткие сведения о моих предках со стороны папы.


еще рефераты
Еще работы по истории