Лекция: Ритм и размер

Поскольку у нас нет возможности услышать царя Давида, поющего псалмы, то лю- бые дискуссии о звучании и ритме библейской поэзии неизбежно будут включать в себя элемент субъективности. Некоторые исследователи считают явлением первосте- пенной важности количество слогов в поэтической строке, другие предпочитают опи- раться на чередование в ней ударных слогов, которые четче, чем долгота звуков, вы- деляются в речи. В любом случае библейский поэтический текст состоит из четких фраз примерно одинаковой длины. Это хорошо видно в переводах, близких к ориги- нальной форме. Если говорить об ударениях, то обычно присутствуют две сбаланси- рованные фразы, каждая из которых имеет два или три ударных слога (2+2, ср.: Пс. 28; или 3+3, ср.: Ис. 40 — 55; Иов.; Прит).

Иногда это правило сбалансированности нарушается; так, ряд плачей характери- зуется несбалансированным ритмом, называемым qinah (от древнееврейского слова

«плач»). За предложением с тремя ударениями может следовать предложение с дву- мя ударениями (3+2), как будто отчаяние автора настолько велико, что у него нет сил


 

даже повторить строку полностью.

 

Раскинул сеть для ног моих, опрокинул меня (Пл. Иер. 1:13).

 

Однако это правило соблюдается не всегда (другие строки этого стиха имеют уже другой порядок построения), и нельзя с уверенностью говорить о психологической основе построения строки.

В прошлом, если фраза или строка казалась слишком длинной или короткой, ис- следователи иногда предлагали даже изменить текст ради соблюдения размера. В на- стоящее время ритму как аспекту библейской поэзии мы уже не придаем прежнего значения. Мы сейчас отчетливее осознаем наше незнание традиций того времени и меры той свободы стиля, которой обладали поэты.

еще рефераты
Еще работы по истории