Лекция: Свт. Димитрий Ростовский 8 страница

Итак, приклоните ухо, приступите с на­божной мыслью, сокрушите жестокое сердце, возведите мысленные очи. Воззрите, скажу с блаженным Августином, на раны Висящего, на Кровь Умирающего, на цену Искупающего, сострадайте и соболезнуйте Ему сердечной болезнью.

Христос Спаситель! Ведаю я, что не столько словом, сколько делом, не столько деяниями, сколько самой речью, не столько речью, сколько обильными слезами должно показать пречистую Твою страсть и повество­вать о ней. Знаю я, что никто страсти Твоей достойно восхвалить не может, если прежде всего, возненавидев и отвергнув то, за что Ты страдал, не возьмет крест свой. Но естество наше — страстное, и сила наша — немощная, так, по крайней мере, подай мне силу пред­ставить страсть Твою мысленным очам моих слушателей. Ты, Который не дал Пилату и Ироду о Себе ответа, позволь мне возвестить о Тебе и о болезнях Твоих, как некогда глухо­му и немому отверз слух и язык, так и теперь слух и язык даруй нам: слушателям — слух для слышания страстей Твоих, мне же — язык для говорения. В этом, Христе, Твоей помощи, а у любви вашей терпеливого слушания прошу.

 

Часть первая («Все проходящие путем, взгля­ните и посмотрите, есть ли бо­лезнь, как Моя болезнь» (Плач. 1, 12))

 

Болезновал некогда Создатель сердцем, взирая на злобу человеческую, слушатели благочестивые! «И увидел Бог, как умножилась злоба людская на земле, и у всех помышления сердца были злыми во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле» (Быт. 6, 5—6). Восскорбел Бог болезнью внутри Свое­го сердца.

Если только видя наши злодеяния вос­скорбел Бог болезнью в Своем сердце, то ка­кую же, скажите мне, болезнь ощущает Он в Себе теперь, когда не только взирает на наши злодеяния, но и взял их на Себя — все грехи, все беззакония, все преступления целого све­та принял на Себя: Он «берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29)? Не только внутри, но и снаружи невыносимую и нестерпимую сносит и тер­пит болезнь. Он жалуется у Псалмопевца: «Ис­тощилась в болезни жизнь Моя» (Пс. 30, 11).

Он болезнует всеми членами Своего Тела, потому что мы все наши члены обратили ко греху. Болезнует головой, потому что «беззако­ния наши превысили голову нашу» (Пс. 37, 5). Бо­лезнует очами, потому что очи наши мы «уст­ремили, чтобы приклонить на землю» (Пс. 16, 11). Болезнует устами и языком, потому что «уста наши размножают злословие, и язык наш сплетает льщения» (Пс. 49, 19). Болезнует ру­ками, потому что руки наши осмелились со­рвать запретный плод. Болезнует сердцем, потому что из сердца нашего «исходят злые по­мыслы» (Мф. 15, 19). Болезнует утробой, пото­му что «проклятие вошло, как вода, в утробу» (Пс. 108, 18). Болезнует ногами, потому что ноги наши от пути правого заблудились. Бо­лезнует весь, ибо всякий из нас одержим бес­численными страстями и возлежит на ложе зла. Ложе зол наших возложило Его на болез­ненное ложе крестное (Дамаскин). Это мы все ложе Его обратили в Его болезнь, это мы «зачали болезнь, родили беззаконие» (Пс. 7, 15). Наши гноящиеся греховные раны соделали Христу, Спасителю нашему, болезненные раны.

Страждешь, Господи, — говорит святой Амвросий, — и мучаешься не Твоими, но мо­ими ранами, болезнуешь не Твоей смертью, но моей немощью. В лице каждого грешника Давид жаловался: «Болезни смертные объяли меня, сети смерти встретили меня» (Пс. 114, 3; 17, 6). Избавляя нас от сей адовой болезни и сетей смертных, Христос Спаситель Сам подъял на Себя болезни и сети.

Вот иудейское собрание, как ад, раскрыло против Него свои челюсти: «Раскрыли на Меня пасть свою», — говорит Господь, — «как лев, по­хищающий добычу и рыкающий» (Пс. 21, 14). Вот Иуда еще во время трапезы, на Вечере, расставил против Него смертные сети, замыс­лив Его предать. «Сетью была трапеза для него», и «в сети своей увяз грешник» Иуда (Пс. 68, 23; 9, 16). «Горе тому человеку, которым Сын Челове­ческий предается» (Мф. 26, 24)!

С ночи начинает болезнь Свою Господь, как бы говоря вместе с Иовом: «Ночи на болез­ни даны Мне были» (Иов. 7, 3). Еще на Вечере возмутился Иисус духом, сказав: «Один из вас предаст Меня», а после Вечери изрек: «Встань­те, пойдем: вот, приблизился предающий Меня» (Мф. 26, 21, 46).

Куда же Ты спешишь ночью, Господи? Еще недавно Ты поучал учеников Своих, чтобы ходили днем, а не ночью: «Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним» (Ин. 11, 9—10). Опасаюсь я, как бы не случилось с Тобой како­го-нибудь преткновения, как бы Ты не упал: «Да не когда споткнешься о камень ногой Твоей» (Пс. 90, 12). «Ты простираешь тьму, и наступает ночь» (Пс. 103, 20). С ужасом помышляю, как бы Ты, Агнец Божий, не попал на свирепых зверей, ибо «в ней» (в ночи) «ходят все звери лес­ные, молодые львы рыкающие о добыче» (Пс. 103, 21). Боюсь я, как бы Ты не впал в какую-либо немощь, в какую-либо болезнь и потом не сказал: «Скорбь и болезнь приобрел» (Пс. 114, 3). Ночью ходят злодеи, разбойники, и я так ужа­саюсь, Господи, чтобы и Тебя не сочли за зло­дея и не сказали: «Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе» (Ин. 18, 30), чтобы и Тебя не приняли за разбойника и посреди двух разбойников не поставили.

Но «благословен грядущий во имя Господне!» (Мф. 21, 7) И провожаю Тебя в дорогу с тем приветствием, которым некогда напутство­вал Гедеона Ангел: «Господь с тобой, муж силь­ный! Иди в этой силой твоей и спаси Израиля» (Суд. 6, 12, 14).

«Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон» (Ин. 18, 1).

«И было слово Господне ко Илии: иди отсюда на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; из этого потока ты будешь пить» (3 Цар. 10, 2, 5). После хлеба на Вечери спешит Христос Спаситель наш к воде, к пото­ку: «От потока на пути будет пить» (Пс. 109, 7). Учителя церковные, объясняя слова Давидо­вы: «Поток перешла душа наша» (Пс. 123, 4), — называют потоком гонения, скорби и беды. Вот через какой поток идет наш Господь — че­рез гонения, через скорби: «Начал скорбеть и тосковать» (Мф. 26, 37), — через беды. Вот от какого «потока на пути будет пить, потому вознесет главу» (Пс. 109, 7), когда будет возне­сен на Крест. Идет через поток скорбей, что­бы и нам оставить в нем Свои следы. «Стези в глубоких водах» (Пс. 76, 20) — во многих скорбях, чтобы и мы путем многих скорбей шли за Ним к небесному царствию, чтобы поток бед прошла душа наша, то есть «воду стремитель­ную» (Пс. 123, 4) гонений, преследований, на­падений от мира, плоти и дьявола.

Бежит Давид от сына Авессалома «через по­ток» (2 Цар. 15, 23) с плачем, со скорбью: пре­следует и здесь злобный Авессалом, а греш­ник Отца своего, Который породил его водой и Духом. Идет и Господь через тот же поток со скорбью, говоря: «Объяли меня болезни смертные, и потоки беззакония смутили меня» (Пс. 17, 5), — ибо из-за потоков наших безза­коний Он переходит поток страстей.

Соломон, призвав Семея, сказал ему: «По­строй себе дом в Иерусалиме и живи там, и не выходи оттуда никуда; и знай, что в тот день, в который ты выйдешь и перейдешь поток Кедрон, непременно умрешь» (3 Цар. 2, 36—37). Случилось, что Семей, забыв царский завет, уходил за бежавшими от него слугами, и он был умерщвлен за то, что перешел за поток Кедронский. Удалился грешник от своего Владыки: «Пошел в дальнюю сторону» (Лк. 15, 13), и вот, когда Ты, Господи, ищешь его, ког­да по милости Своей идешь за ним за поток Кедронский, я опасаюсь, чтобы Тебя не умертвили.

Ибо нечестивые мучители уже приготов­ляют для Тебя, Господи, свои орудия, смерть уже точит на Тебя, Христе, свою косу, и иу­дейская злоба хочет показать над Тобой свою свирепость. Собираются старейшины, стека­ется народ, восстает создание на своего Со­здателя. «Князи собрались вместе против Госпо­да и против Помазанника Его» (Пс. 2, 2). «Иисус вышел за поток». Вышел «человек на дело свое и на делание свое до вечера» (Пс. 103, 23), — не на праздность, не на леность, не на лежанье, не на спанье, не на отдых, но на труды, на рабо­ту, на дело, на установленное делание.

Каждый человек, как говорит Иов, рожда­ется на свет для трудов (см. Иов. 5, 7). Ничего не делающему святой Павел запрещает есть хлеб: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10). И тот, кто не трудится, ничего не имеет: «Ленивый», — говорит Соломон, —»всегда в убожестве» (Притч. 11, 16). Поэтому каждый человек выходит на свое дело с само­го утра, «от стражи утренней до ночи» (Пс. 129, 7), и «на делание свое до вечера» (Пс. 103, 23). Но бывает ли у какого-нибудь человека столь тяжкое делание, столь скорбная работа, столь трудное дело, как у Того, Кто сделался Чело­веком ради человеколюбия, Кто «на земли я вися и с человеки поживе» (Догматик, 8 глас), Кого Пилат показывает народу со сло­вами: «Се, Человек» (Ин. 19, 5), — делание Гос­пода нашего Иисуса Христа, «нас ради, чело­век, и нашего ради спасения сшедшаго с не­бес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; распятаго за ны при Понтийстем Пилате и страдавша, и погребе­на», Который говорит: «Отец Мой доныне дела­ет, и Я делаю» (Ин. 5, 17)? Что же это? «Спасе­ние содея посреде земли, Христе Боже, на Кресте пречистыя Свои руце простер!»

О, сколь трудное дело, сколь великое де­лание, сколь тяжкая работа, в которой и сле­зами, и- кровавым потом, и самой Кровью обливается Делатель!

 

еще рефераты
Еще работы по истории