Лекция: Стр. 153
Отбирая накопленный материал, актер учитывает, с одной стороны, ту выразительность, которая создается уже непосредственно самим телом и лицом актера, а с другой — те стилевые и жанровые особенности, которые характерны для данного спектакля. Учитывая выразительность своего лица, актер стремится к минимальному использованию грима, добавляя гримом только то, что особенно важно донести до зрителя. Учет стилевых и жанровых особенностей спектакля подсказывает ему, как сделать грим, г. е найти и в гриме тождественный стиль.
Уже первичная подготовительная работа по накоплению материала для грима должна проходить под знаком определенного жанра и стиля спектакля. Запоминая типичное в жизни, отбирая те или иные иконографические материалы, актер имеет в виду не только что он будет передавать гримом, но и как он будет характеризовать образ.
Один из интересных примеров работы над гримом в соответствии с социальной характеристикой образа дает артистка Глизер.
В роли Глафиры («Инга» Глебова) Глизер поставила себе задачей показать собирательный тип женщины — работницы, входящей в жизнь в условиях революции.
«Я не хотела, — говорит Глизер, — чтобы Глафира была плакатной женщиной и росла «диаграммой». Я хотела, чтобы она карабкалась по жизненной лестнице».
Глизер пытается представить себе подобную женщину-работницу. «Кто они в своей массе? Красавицы, стандарт которых мы видим в западном кино или в образах театральных героинь с тремоло в голосе? Нет. Это малозаметные, серые женщины, которых коверкала жизнь. Непосильный изнуряющий труд с малых лет делал их лица бледными и измученными, руки от вечной работы корявыми, спины согнутыми. Где уж тут до женских чар!».
И в соответствии с такой трактовкой образа намечается проект грима — изобразить Глафиру некрасивой, неуклюжей женщиной. ' Четкостью формы, достигнутой минимумом изобразительных средств и в то же время чрезвычайной обостренностью социальной характеристики поражают, например, гримы актрисы С. Бирман.
Бирман «подчиняется рисунку спектакля, ищет соответствующего стиля игры». Создавая образ королевы Анны в спектакле «Человек, который смеется» (по Гюго), Бирман сатирически и зло раскрывает ее по линии трагифарса. «У королевы Анны жалкий обнаженный череп, диспропорция движений и костюма, ломаность интонации, жадный и злой взгляд, соединение королевского деспотизма с качествами мелочной мещанки...»
___________________________
1„Актеры театра Революции о театре и о себе", „Сов. театр". № 1, 1933.