Лекция: Тема лекции 11 – Рекомендации по выполнению техно-рабочей документации. (ТРП).
Задача техно-рабочего проектирования это детальная разработка принципиальных положений по реставрации и реконструкции объекта в соответствии с согласованным проектным заданием и уточнение их на основе продолжающихся исследований памятника в натуре. Чертежи по всем разделам предстоящей реставрации, выполняются архитекторами-реставраторами и по их заданию, под их руководством инженерами, лабораториями и ведущими мастерами реставрации по отдельным видам работ.
Крупные проекты, особенно по целым архитектурным комплексам и ансамблям, осуществляются по очередям или законченным циклам, на которые составляются локальные рабочие сметы.
Учитывая специфику реставрационного проектирования, согласование разделов проекта производится по мере их выпуска в рабочем порядке представителями ГИОП, осуществляющими надзор над данным объектом.
Коренные, принципиально меняющие общие перспективы предстоящей реставрации данные должны быть рассмотрены и согласованы ГИОП, выпускаемые по ним чертежи подлежат предварительной экспертизе.
Весь (комплекс техно-рабочего проектирования для сложных реставрационных объектов состоит из следующих разделов:
1. Сводной описи разделов и чертежей проекта с пояснительной запиской и указаниями по очередности работ.
2. Чертежей ситуационных планов и общего решения архитектурно-строительной части с экспликациями и маркировкой деталей.
3. Чертежей по реставрации конструктивной основы памятника по элементам: основание, фундаменты, перекрытия и своды, стропила и кровли. Чертежисопровождаются обоснованиями принятых ввиде расчетов и спецификациями необходимых материалов, а также указаниями по последовательности и технологии осуществления. Сюда же входят и проекты нужных для ведения работ лесов и временных подпорных конструкций.
4. Чертежей и рисунков, а если необходимо — и моделей для реставрации декоративных элементов памятника с примечаниями о методах ведения работ и регламентацией применяемых материалов.
5. Разработки проектных чертежей по инженерному оснащению объекта: отоплению, вентиляции, водопроводу, канализации, электроснабжению и освещению, слаботочному хозяйству и т. п. Они сопровождаются согласованием в соответствующих управлениях, расчетами и локальными сметами.
6. Чертежей благоустройства территории памятника и рекомендаций по упорядочению зоны его влияния. Последние должны быть согласованы не только с ГИОП, но и увязаны с перспективным планом развития города или района. Сюда же входят и предлагаемые мероприятия по охране и оздоровлению окружающей среды.
7. Рабочих локальных смет по разделам проекта и его очередям, которые в итоге сводятся воедино в генеральную смету на весь комплекс работ.
Для объектов со сложной многовековой историей, ансамблей и градостроительных образований техно-рабочие проекты состоят из многих томов документации, причем сводные описи чертежей и генеральные сметы могут быть осуществлены только после завершения всего проектирования.
При разработке общих архитектурных решений, реставрации конструкций и декоративных элементов отделки разрабатывается и весь комплекс мероприятий по музеефикации, дополняющей выявление исторической информации о памятнике.
На общих решениях даются не только экспликации и маркировки деталей, но и подробнейшим образом, при помощи условных обозначений, показывается все подлинное, подлежащее сохранению, перекладке, закладке, раскрытию, и вновь привносимые конструктивные и декоративные элементы.
В разделе, посвященном реставрации конструктивной основы памятников, предрешаются все меры по обеспечению его статической устойчивости, прочности и долговечности.
На основании предварительных геологических исследований в разделах по основанию памятника указывается необходимость укрепления силикатизацией или уплотнением грунта основания забивкой свай, подведением железобетонных или бетонных подушек под фундаменты, предусматриваются меры по понижению уровня или отводу грунтовых вод и т. п.
Фундаменты могут подвергаться предохранению от местных осадок взятием в обоймы и вывешиванием их участков.
Чрезвычайно ответственная работа по обеспечению долговечности зданий — восстановление или даже создание заново гидроизоляционного слоя между фундаментом и стенами. Деформированные, выпученные и имеющие отклонения от вертикали стены выправляются в схватках-обоймах, трещины в стенах, если уже произошло затухание деформаций, заделываются инъекцией раствора.
Особое внимание нужно уделять лечению и обезвреживанию деревянных стен и перекрытий от поражения гнилью, обуславливая не только высокое качество вновь вводимых элементов (протезов, подводки новых венцов и т. п.), но и их естественное высыхание поверхности в течение 2— 3 лет.
Своды в случае их частичного разрушения подкружаливаются, и производится дополнение кладки, а в случаях просадок и потери несущей способности берутся в обойму и вывешиваются (чаще всего это происходит при расположенных выше свода плоских перекрытиях, в толще которых могут быть вскрыты вновь вводимые конструктивные элементы). Перекрытия по деревянным балкам реставрируются протезированием или даже выборочной заменой балок, а иногда при наличии под ними лепки или живописного декора подвешиваются к дублирующим новым балочным конструкциям.
После реставрации стропил и кровли не должно быть протечек, необходимо обезвредить места возможного скопления снега и влаги и упорядочить водосброс.
Все намечаемые реставрационные операции по лечению конструктивной основы здания, включая и возможные реконструктивные перепланировки, наносятся на карты планов, фасадов и разрезов с указанием листов проекта, где дается их подробная разработка. В рабочих чертежах указываются реставрационные операции, их последовательность, приводятся статические и иные расчеты, чертежи снабжаются спецификациями. В отличие от нового проектирования в реставрации проекты производства и организации работ, как правило, входят в состав стадии техно-рабочего проектирования, заложены в примечаниях и схемах на листах проекта и в пояснительной записке.
Таким же образом проектируется и восстановление декоративных отделок.
Очень важный раздел проекта — разработка проектов современного инженерного оборудования здания: отопления, водопровода, канализации, электроосвещения кондиционирования и т. п.
Проекты организации потоков посетителей, вписывание в памятник необходимых для их обслуживания помещений в зданиях музеев или зданиях, используемых по новому назначению, требуют специальной детальной разработки.
Организация территории, проект ее благоустройства включает в себя и решение проблем транспортных магистралей, стоянок машин, наименее нарушающих исторический облик ансамбля. Сюда же входят и упорядочение, а если нужно — и расчистка окружающей памятник застройки, вопросы озеленения, которые решают проблемы пограничных зон, отделяющих памятник от современного окружения, или раскрытие и организацию панорамных видов на реставрируемый объект.
При реставрации почти каждого объекта появляются виды работ, требующие возрождения старых, вышедших из употребления и забытых технологий.
Для осуществления эпизодических реставрационных ремонтов, когда отпадает необходимость в графической части проектирования, проектная документация ограничивается составлением и согласованием дефектной ведомости и рабочей реставрационной сметы.Предварительная проверка и согласование дефектной ведомости архитектором-реставратором, ее визирование должны во всех случаях проводиться до согласования смет в ГИОП. В дальнейшем после создания и утверждения смет все работы в натуре обязательно должны осуществляться под повседневным архитектурно-техническим надзором научного руководителя реставрации или сотрудниками Государственной инспекции по охране памятников.
Простейший случай воспроизведения утраченных элементов архитектуры или ее отделки—по сохранившимся на данном памятнике повторяющимся образцам. Здесь необходим только выбор конкретного аналога, его консервации и расчистки, восполнение мелких утрат и, наконец, использование в качестве модели для повторов. Выбор основного эталона, забота о его сохранении, вопрос о замене материалов для вновь воспроизводимых деталей на более прочные и долговечные, определение допустимых границ применения повторов на данном памятнике должны быть строжайшим образом зафиксированы на схемах общих видов объекта и обоснованы в пояснительной записке.
Гораздо более сложен подбор аналогий для воссоздания или реконструкции. Очень редко удается найти аналоги, которые могут быть использованы без каких-либо трансформаций.
Механический перенос аналогов с одного памятника на другой без точного уяснения их роли в композиции данного сооружения, учета места расположения и даже освещения послужил причиной многих ошибок.
Необходимо обосновать полную достоверность аналога для конкретного объекта.
Исследование и подбор образцов для воспроизведения утраченных декоративных деталей, их критическая оценка заставляют просматривать чрезвычайно большое количество памятников, иногда даже за пределами одной страны и столетия. И все же эти поиски часто не увенчиваются успехом и не. дают убедительных результатов.
Предварительно подобранные аналоги в приложениях к исторической справке и весь материал, дополнительно привлеченный в процессе проектирования, подвергаются строжайшему отсеву. Выбор основного и вспомогательного аналогов, определение степени точности их воспроизведения или необходимости переработки в зависимости от масштаба и места в реставрируемом сооружении осуществляются автором проекта и окончательно утверждаются вместе со всем комплексом чертежей проектного задания.
Успешное применение этого метода при воссоздании и реконструкции требует глубокого изучения творческой манеры, композиционных принципов и индивидуального почерка не только архитектора, автора первоначального проекта, но и мастеров, воплощавших в жизнь его замыслы.
Выбор материалов, в которых должны исполняться воссозданные и особенно реконструированные фрагменты памятника, обусловлен стремлением соблюсти принцип обратимости, то есть создать возможность удаления всего вновь привнесенного без ущерба для сохранившихся подлинных частей.
Граница старого и нового чаще всего делается четкой и легко визуально определимой. Производится ее выделение материалом, изменением фактуры, цветом и даже просто очерчиванием линией, ограничивающей места восполнения. Иногда при стремлении возродить памятник как законченное художественное целое эти границы зрительно не воспринимаются, но выделение материалом под поверхностным декоративным слоем дает возможность специалистам легко их установить.
Решая вопрос об аналогах, автор проекта реставрации должен рекомендовать и обосновать применяемые для их реализации материалы, способы решения пограничных зон подлинного и воспроизведенного заново.
Изучение аналогов сопутствует любой серьезной реставрации, дает огромный вспомогательный материал к более глубокому познанию истории памятника, уяснению характерных для данной архитектурной школы и данного мастера приемов и излюбленных художественных мотивов.
Сопоставление планировочных приемов, системы профилей, характерных декоративных деталей позволяет иногда определить первоначального автора реставрируемого памятника, документально не установленного к началу исследовательских и реставрационных работ.
Метод аналогий и ассоциаций — непременная часть общей исследовательской работы, при рассмотрении объектов в совокупности с развитием современной ему архитектуры дает возможность лучше уяснить место памятника в преемственной цепи и развития строительного искусства.
Основная литература: 1 [60-65]; 2 [61-63]; 3 [94-105].
Контрольные вопросы:
1. Перечислить основные рекомендации по выполнению чертежей реставрации памятников.
2. Чертежи какой марки являются основой для выполнения рабочих чертежей.
3. Как комплектуют чертежи по реставрации памятников.
4. Что такое «кроки», что на них изображают.
5. Что дает для процесса реставрации работа с аналогами.