Лекция: Н. В. Гоголь как драматург – новатор. Особенности жанра и композиции в его комедиях («Ревизор»). Образ «сборного города».

 

Работу над пьесой Гоголь начал осенью 1835. Традиционно считается, что сюжет был подсказан ему А. С. Пушкиным. Предполагается, что он восходит к рассказам о командировке П. П. Свиньина в Бессарабию в 1815. Также известно, что во время работы над пье-сой Гоголь неоднократно писал А. С. Пушкину о ходе её написания, порой желая её бро-сить, но Пушкин настойчиво просил его не прекращать работу над «Ревизором». В январе 1836 Гоголь читал комедию на вечере у В. А. Жуковского в присутствии А. С. Пушкина, П. А. Вяземского и других. Премьера комедии состоялась 19 апреля (1 мая) 1836 в Алек-сандринском театре в Санкт-Петербурге. Почти одновременно пьеса вышла в печати (Санкт-Петербург, 1836). 25 мая того же года состоялась премьера в Москве — в Малом театре.

«Ревизор» — комедия «натуральной школы». Реалист Гоголь исследует взаимоотношения личности и общества: через изображение своих героев дает всестороннюю картину русской действительности.

Композиция:

1. Любовная интрига-треугольник – то, что традиционно считалось завязкой, не существенна. Г.обращается к общей завязке. В комедии отсутствует экспозиция (пролог), пьеса сразу начинается с завязки

2. В основе – «миражная интрига»: в Хлестакове увидели чиновника из Петербурга.

3. Кольцевая композиция – начинается и заканчивается письмом.

4. В пьесе дублируются истинная и мнимая кульминация, истинная и мнимая развязка. Можно подумать, что кульминация – сцена бала, развязка – чтение письма, однако настоящая кульминация и развяка совмещаются, это – приезд настоящего ревизора.

5. Нет стремительного развития действий. Кажется, в действии ничего не происходит, но в жизни героев многое меняется.

Образ сборного города:

Город – «Это сборное место: отвсюду, из разных уголков России, стеклись сюда исключе-ния из правды, заблуждения и злоупотребления, чтобы послужить одной идее — произве-сти в зрителе яркое, благородное отвращение от многого кое-чего низкого». (Театральный разъезд)

Гоголевский город последовательно иерархичен. Его структура строго пира-мидальна: «гражданство», «купечество», выше — чиновники, городские помещики и, наконец, во. главе всего городничий. Не забыта и женская половина, тоже подразде-ляющаяся по рангам: выше всех семья городничего, затем — жены и дочери чиновников, вроде, дочерей Ляпкина-Тяпкина, с которых дочери городничего пример брать не подобает; наконец, внизу: высеченная по ошибке унтер-офицерша, слесарша Пошлепкина… Вне города стоят только два человека: Хлестаков и его слуга Осип. Такой расстановки персонажей не было до Г. Тут — стремление охватить макси-мально все стороны общественной жизни и управления: судопроизводство (Ляпкин-Тяпкин), и просвещение (Хлопов), и здравоохранение (Гибнер), и почта (Шпекин), и своего рода социальное обеспечение {(Земляника), и, конечно, полиция. При этом Гоголь берет различные стороны и явления жизни без излишней детализации, без чисто административных подробностей,— в их цельном «общечеловеческом» облике (поэтому нет «лишних» представителей иерархии (секретарей и т.д.), их и так представляют обобщенные типажи).

В «Ревизоре», строго говоря, нет никаких обличительных инвектив. Только реплика Городничего — «Чему смеетесь? над собой смеетесь!» — могла напомнить такие инвективы. Кроме того, как уже отмечалось в литературе о Гоголе, должностные пре-ступления, совершаемые героями «Ревизора», сравнительно невелики. Взимаемые Ляпкиным-Тяпкиньш борзые щепки — мелочь по сравнению с поборами, которые учи-няют, судейские из «Ябеды» Капниста. Но как говорил Гоголь, по другому поводу, «пошлость всего вместе испугала читателей». Испугало не нагнетание «деталей» пошлости, а, используя выражение Гоголя, «округление» художественного образа. «Округленный», то есть суверенный город из «Ревизора» становился эквивалентом более широких явлений, чем его предметное, номинальное содержание.

От города в «Ревизоре» до границы — «хоть три года скачи» и не доедешь,— но есть ли на всем этом пространстве хоть одно место, где бы жизнь протекала по иным нормам? Все нормы общежития, обращения людей друг к другу выглядят в пьесе как повсеместные. Они действуют и во время пребывания в городе необычного лица — «ревизора». Ни у кого из героев пьесы не появляется потребности в иных нормах или хотя бы в частичном видоизменении старых. С первых же минут открытия «ревизора» к нему почти рефлек-торпо потянулась длинная цепь взяткодателей, от городничего и чиновников до купцов. Они знают, что их нормы и обычаи будут близки и понятны другим, как язык, на котором они говорят, хотя, вероятно, большинство из них пе бывало дальше уезда или, в крайнем случае, губернии. У Гоголя есть конкретная «единица» обобщения — его город. Опыт новейшего искусства, и в частности классицизма и Просвещения, пе прошел для Гоголя бесследно. Его город локально ограничен, и вместе с тем он «сборный». Это конкретно оформленный, осязаемый город, но бездонно-глубокий по своему значению.

 

еще рефераты
Еще работы по истории