Лекция: Поэтика древнерусской литературы (по Д. С. Лихачеву).

Поэтика художественного обобщения:

Литература и литературный язык того времени подчинялись этикету. Литературный этикет и наработанные им литературные каноны. Наиболее типичная средневековая условно-нормативная связь содержания с формой.

Существуют формулы, присущие, например, описанию святого или формулы для воинских повестей: выступление в поход князя, определённые моменты битвы и т.п.

Язык тоже меняется: философствуя, писатель прибегает к церковнославянизмам, рассказывая о бытовых делах, и народорусизмам.

Не только определённый стиль изложения строится по канонам, но и сами ситуации создаются именно такими, какими необходимы по этикетным требованиям.

Все эти трафареты и шаблоны применяются читателями – вовсе не механически, а именно там, где они требуются.

Традиционность ДРЛ – это факт определённой художественной системы, тесно связанной со многими явлениями др-рус. произведений.

(Абстрагирование — вычленение одного элемента из множества других).

Стремление к художественному абстрагированию изображаемого проходит через всю средневековую русскую литературу. Оно вызвалось попытками увидеть во всём «временном» и «тленном» символы и знаки вечного, божественного.

Типичное явление древнерусской прозы – орнаментальность, т.е. поэтическая речь.

Один из высших проявлений поэтической речи – орнаментальная проза, расцвет которой падает на начало 20в. Однако появилась она на Руси довольно рано.(Слово о законе и благодати)

Стиль плетения словес принадлежит к одному из самых первых образцов орнаментальной прозы.

Орнаментальная проза приближена к стиху в том, что она стремится создать некий «сверхсмысл». При этом ритмическая организация речи не обязательна.

В стиле плетения словес часто употребляются повторения однокоренных слов, причём слов ключевых для данного текста + реалистические элементы.

Поэтика лит. Средств:

-метафоры-символы

В Средневековье сложилась поэтика символов. Метафоры в большинстве своём являются одновременно и символами. Наиболее чёткое развитие символизм получил на Руси в 11-13 вв.Начиная с конца 14 в., начинается период его ломки. Оживление интереса к церковному символизму наблюдается в 16 в.

— стилистическая симметрия – явление поэтики, впоследствии исчезнувшее.

Суть: об одном и том же в сходной синтаксической форме говорится дважды.

От художественного параллелизма стилистическая симметрия отличатся тем, что она не сопоставляет два элемента, а говорит об одном и том же другими словами. Стил. Симметрия – явление архаичное, она характерна для худож. мышления дофеодального и феодального.

— сравнения

В средневековой лит-ре сравнений, основанных на внешнем сходстве, немного: гораздо больше сравнений, подчёркивающих осязательное сходство, вкусовое, обонятельное. (Сноха добра в дому, аки мёд на устах).

Обычные сравнения касаются внутренней сущности сравниваемых объектов по преимуществу (Сергий радонежский – светило пресветлое).

— Нестилизованные подражания (14-15 вв)

Задонщина – типичное нестилизованное подражание памятнику эпохи независимости Руси.

 

еще рефераты
Еще работы по истории