Лекция: КРИКИ ОБ ОПАСНОСТИ

 

Повсюду раздаются голоса, пророчествующие дурную судьбу человечеству в условиях материальной цивилизации при отсутствии веры и духа гуманизма — цивилизации белого человека. Эти голоса ширятся и множатся. Иногда они предупреждают о том, что все человечество катится в пропасть, а иногда они предупреждают о том, что человечество скатывается к марксизму. Множатся также предложения о том, как избежать ту или эту опасность.

Однако все эти попытки напрасны, поскольку они не решают проблему целиком, не затрагивают ее глубокие и длинные корни в европейской почве.

Эти голоса и предложения показывают нам степень близорукости или даже слепоты западного склада ума.

Мы наблюдаем за этими растерянными узниками клетки науки. На их ногах оковы, и когда они хотят встать, им удается лишь только подпрыгнуть внутри клетки, ибо это узники клетки реализма, что не дает им возможности наблюдать за происходящим снаружи.

Подобное явление возлагает на нас, сторонников исламского пути, очень важную обязанность… Истинное спасение человечества, существование которого в опасности, может прийти, только если сокрушить эту клетку и выйти из нее, увидеть все с независимой позиции, получить полное и всеобъемлющее представление о проблеме и предложить собственное решение, вытекающее из этого нового универсального представления.

Мы не хотим упреждать события. Начнем с фиксации всего лишь двух образцов голосов, вещающих об опасности. Рассмотрим выдвинутые с позиций близорукости и слепоты предложения. Одно из этих предложений выдвинуто крупным ученым нашего века — доктором Алексисом Каррелем[29], а другое — крупным политиком нашего времени госсекретарем США в 1953—1959 гг. Джоном Фостером Даллесом (1888—1959), вдохновителем и проводником политики «с позиции силы» и «балансирования на грани войны».

 

* * *

 

Доктор А.Каррель написал книгу «Этот неизвестный человек», арабский перевод которой составляет 376 страниц среднего размера. Эта книга содержит свидетельства против существующей материальной цивилизации, которая убила в человеке его важнейшие качества. Эта книга — пронзительный крик об опасностях, угрожающих человеческому роду из-за посягательства на законы природы, которая не оставляет покусившихся на нее безнаказанными. Он заявил об игнорировании наукой истинной сути человека, даже в области, касающейся физиолого-анатомического устройства человека. Здесь мы приводим отдельные выдержки из этого свидетельства с тем, чтобы вы почувствовали остроту этого пронзительного крика и познакомились с его предложениями, как избежать этой грозной опасности:

«Цель этой книги — дать каждому человеку научную информацию, касающуюся живых существ нашей эпохи. Мы начали осознавать степень слабости нашей цивилизации… Многие желают сбросить с себя груз знаний, навязанных им современным обществом. Для них я пишу эту книгу. Я пишу также для тех, кто находит в себе достаточно мужества осознать не только необходимость осуществления интеллектуальных, политических и социальных изменений, но и необходимость свержения промышленной цивилизации, появления другой идеи человеческого прогресса...» (Предисловие, с. 11-12).

«Современная цивилизация попала в сложное положение, потому что она нас уже не устраивает. Она сложилась абсолютно без знания нашей истинной природы, так как эта цивилизация родилась из фантазий научных открытий, человеческих страстей, иллюзий, теорий и желаний. Несмотря на то, что она возникла нашими усилиями, она не подходит нашему объему и форме» (с. 38).

«При организации промышленности полностью игнорировалось влияние индустрии на физиологическое и интеллектуальное состояние рабочих. Дело в том, что современная промышленность строится по принципу «максимум продукции с минимумом затрат» с тем, чтобы один человек или группа людей получили возможно большее количество денег.

Ее границы расширялись без осознания характера людей, управляющих механизмами, без учета влияния индустриального образа жизни, который диктует промышленность людям...» (с. 40). «Человек должен быть критерием или мерилом всего, но в действительности все обстоит наоборот. Он чужой в мире, который изобрел сам.

Человек не смог сам обустроить свой материальный мир, поскольку он не имеет практических знаний о его характере. Кроме того, одной из катастроф человечества был стремительный прогресс, достигнутый науками о неорганических субстанциях по сравнению с науками о живых организмах. Окружающая среда, порожденная нашими умами и изобретениями, неблагоприятна для наших тел и нашего образа жизни. Мы — несчастная нация, разлагающаяся морально и умственно. Те социальные группы и нации, где промышленная цивилизация достигла самого высокого уровня и прогресса, начинают слабеть. Они вернутся к варварству и дикости быстрее, чем остальные нации. Однако развитые нации этого не осознают, так как нет того, что бы защитило их от враждебных и вредных условий, которые наука создала вокруг них. Наша цивилизация, подобно цивилизациям, предшествующим ей, создала определенные условия, которые делают жизнь невозможной. Это происходит в силу неясных причин. Те тревоги, волнения и заботы, которые характерны для жителей современных городов, являются порождением их политических, экономических и социальных систем...» (с. 44).

«Мы никогда не достигнем никакой пользы от увеличения числа изобретений в механике. Было бы полезнее, если бы мы не уделяли такого большого внимания открытиям в природе, астрономии и химии. Дело в том, что чистая наука не приносит нам прямого вреда. Однако, когда ее ослепительная красота овладевает нашими умами, и наши мысли попадают в царство неорганической природы, наука становится опасной. Человек должен переключить свое внимание на себя и на причину его умственной и телесной неполноценности. Что толку увеличивать комфорт, роскошь, красоту и причины усложнения нашей цивилизации, если наша слабость мешает нам пользоваться ею с пользой? Поистине, нет смысла продолжать украшать жизненный путь, который ведет нас к естественному распаду и исчезновению самых благородных представителей человеческого рода». (с. 60).

«Человек — порождение наследственности, окружения, а обычаи и образ мышления на него налагает современное общество. Мы описали, как эти обычаи влияют на его чувства и ощущения. Мы уже знаем, что он не сможет приспособить себя к среде, созданной технологией. Именно эта среда ведет к его разложению. Наука и техника не в ответе сейчас за нынешнее положение человека. В первую очередь, мы сами в ответе, поскольку не смогли отличить запретное от законного. Мы нарушили законы природы и тем самым совершили огромную ошибку, за которую виновные всегда будут нести наказание. Принципы «научной религии» и «промышленная культура» рухнули перед лицом «биологической истины». Жизнь дает только один ответ, когда вы спрашиваете разрешения вступить на «запретную территорию». Она ослабляет спрашивающего! В силу этого цивилизация начинает рушиться, так как естественные науки привели нас в чужую страну. Мы без разбора и слепо приняли все ее дары! Человек стал ограниченным, деловым, развратным, легкомысленным, неспособным управлять собой и своими учреждениями». (с. 322).

«Будет достаточно трудно избавиться от доктрины, господствовавшей над умами всех цивилизованных народов в течение трехсот лет.

Если научная цивилизация должна была сойти с пути, по которому она шла с эпохи Возрождения, и вернуться просто к наблюдению твердой материи, то немедленно произошли бы удивительные события.

Материя потеряет свое господство, и деятельность разума станет подобной физиологической деятельности. Неизбежно настанет время изучения функций литературы и религии, подобно изучению математики, природы и химии.

Нынешние средства обучения станут бесполезными, школы и университеты будут вынуждены изменить свои программы.

Ученые в области здравоохранения будут спрашивать о причине, которая побуждает их заниматься (только телесными болезнями, а не психическими заболеваниями и стрессами. Они спросят также, почему они вынуждены игнорировать духовное здоровье, почему они изолируют инфекционных больных и не изолируют тех, кто распространяет умственные и духовные болезни? Почему причины телесных болезней считают вредными, а как насчет причин, ведущих к падению нравов, преступлениям и помешательству?

Пусть знают экономисты, что все люди думают, чувствуют и испытывают боль. Им необходимо предоставлять, кроме работы, пищи и досуга, и другие ценности. У людей есть духовные потребности, наряду с физиологическими. Пусть экономисты знают, что причины экономических и финансовых кризисов могут исходить из кризиса духовного.

Они будут вынуждены не принимать условий варварской жизни в крупных городах, тирании фабрик и кабинетов, жертвовать культурными идеалами из-за экономических интересов или жертвовать разумом во имя денег. Нам следует отбросить технологические изобретения, препятствующие человеческому прогрессу.

Экономисты не будут истиной в последней инстанции, когда стало ясным, что освобождение человека от доктрины «материализма» перевернет многие стороны нашей жизни. По нашему мнению, современное общество всеми своими силами будет противиться этому прогрессу». (с. 329-331).

«Как бы то ни было, следует предпринимать меры предосторожности, чтобы провал материализма не вызвал духовную реакцию. Когда технология и поклонение материи не достигли успеха, люди почувствовали огромное желание избрать другие, противоположные обряды, обряды разума.

Главенство психологии никогда не будет менее опасным, чем главенство физиологии, природы и химии! Фрейд нанес гораздо больший вред, чем самые экстремистские деятели технологических наук. Было бы катастрофой ограничивать человека лишь только его духовной сферой, как впрочем, и сводить все к его естественно-химическим механизмам. Необходимо изучать естественные свойства кровяной сыворотки, ее ионное равновесие, способность проникать в протоплазму и т.д. Мы изучаем сны, эмоции, психологическое воздействие молитв, запоминание слов и т.д. Похоже на то, что замена духовного материальным никогда не исправит ошибки, совершенной Возрождением. Исключение материи нанесет человеку больший вред, чем исключение разума. Избавление заключается в отказе от всех доктрин». (с. 331-332).

В этом заключается суть высказанного доктором Каррелем… Что же он предлагает? Каков путь спасения, предлагаемый им? Каким путем можно исправить ошибку эпохи Возрождения, которая заключалась в вере в материю? В то же самое время материя, сама по себе, не является причиной другой ошибки, когда она игнорируется полностью. Очевидно, истина лежит посередине, затрагивая все стороны жизни человека и все стороны человеческой жизни в целом. Каков путь, который может сделать человека повелителем материи, без того, чтобы он ее игнорировал или прибегал к вводящей в заблуждение психологии Фрейда или к средневековому монашеству, прерывающему жизнь?

Что же предлагает доктор Каррель, глубоко осознав масштабы катастрофы, грозящей роду человеческому и провозгласив необходимость свержения индустриальной цивилизации, после появления новой идеи человеческого прогресса и отказа от всех доктрин?

Мы слушаем его и слышим удивительные вещи, да и видим такое, что поражает наш взор!

«Поистине, мы жертвы отставания биологических наук от наук о неживой материи.

Единственно возможное средство против этого распространяющего зла — это более глубокие знания о нас самих. Эти знания помогут нам уяснить, какие механистические процессы в современной жизни влияют на наше сознание и тело. Таким образом, мы научимся приспосабливаться к окружающим нас условиям и изменять их. Неизбежно изменение этих условий произойдет революционным путем. Если эта наука — наука о человеке — смогла пролить свет на нашу истинную природу, возможности, а также путь к освоению этих возможностей, то эта же наука даст нам правильное разъяснение той слабости, которая поражает нас внезапно, и наших умственных и культурных недугов.

Мы не имеем другого средства познания непреложных закономерностей нашей физиологической и духовной деятельности, отличения запрещенного от разрешенного. Без этого трудно осознать тот факт, что мы не свободны в изменении окружающей среды и нас самих по чьему-либо капризу или прихоти. В то время, когда современная цивилизация нарушила природные условия жизни, наука о человеке стала самой необходимой...» (с. 44-45).

Это все, что есть в арсенале ученого с мировым именем после глубокого осознания наступающей катастрофы.

Таким образом, ученый сделал свое предложение, считая его единственным возможным решением проблемы — проблемы выживания человечества с подлинно гуманным лицом или — его потеря и отступление назад — к варварству и дикости. Он считает, что единственно возможное решение заключается в повышении роли «науки о человеке». Это явление, как уже было упомянуто, приковывает внимание к воздействию цивилизации на мышление людей и их представления, поскольку она помещает их в «железную клетку», каркас которой составляет наука и реальность. Люди не могут выйти за ее рамки. Это явление подразумевает, что решение никогда не придет оттуда, потому что необходим наблюдатель, следящий за ситуацией вне клетки, а не внутри ее.

Отставание науки о человеке от науки о неживой природе не является непроизвольным явлением, к утверждению чего склоняется доктор Каррель в своей книге. Напротив, это естественный, даже неизбежный результат оценки человека и его роли через фальшивое представление, на котором возникла эта цивилизация, когда она отклонилась з ходе своего возникновения от правильного идеологического представления, почитающего человека и считающего его наместником Аллаха Земле.

Все недуги строя, основанного на промышленности и средствах производства, упомянутые Каррелем, и в котором нет места человеческому гуманизму, драгоценным качествам человека и его истинным потребностям, объясняются экономическими укладами, исходящими из представлений и путей, враждебных идеологическому убеждению и религиозной морали. Данные уклады не допускают вмешательства элементов морали в систему экономической жизни.

Опора людей на свои ограниченные знания, а также на их распространяющееся невежество, по выражению доктора Карреля, в отношении врожденного свойства человека и его истинной сути при создании общественного, экономического и политического строя, не является чем-то случайным. Данная ситуация явилась непосредственным результатом враждебности по отношению ко всему, что исходит от Аллаха, по отношению к знаниям, которые дает людям божественный путь, об истинной сути этих знаний. Эта цивилизация основана на враждебности, источником которой являются трагические обстоятельства раскола в Европе между церковью и наукой.

Из этих достаточно кратких замечаний становится ясным, что проблема гораздо глубже, чем представляет себе этот крупный ученый с мировым именем. Он поднял эту проблему и остановился на этом, будучи не в состоянии сбросить оковы со своего разума, которые возникли в условиях этой бесплодной цивилизации.

 

* * *

 

Подобно тому, как доктор Каррель почувствовал опасность, грозящую человечеству и человеческим ценностям, исходящую от материальной индустриальной цивилизации, так и бывший госсекретарь США господин Даллес почувствовал опасность для США и всего западного мира, исходящую от коммунизма, общественный строй которого основан на «материалистической доктрине» и «экономическом толковании истории». В своей книге «Война и мир» господин Даллес ударил в набат тревоги, чувствуя опасность, и призвал противостоять ей. Однако он также выдвинул половинчатые предложения, не затрагивающие корней проблемы. Даллес потребовал от деятелей церкви заниматься не свойственным им делом, не отвечающим специфике их положения. Он не учел тот длительный исторический путь, который прошли церковь и общество с самых древних времен, а также историю их взаимоотношений.

В главе «Наши духовные потребности» Даллес говорит:

«В нашей нации есть нечто, что идет ошибочным путем. Если бы это было не так, то в затруднительном положении, в котором мы оказались, и в подобном психологическом состоянии, мы не должны были занимать оборонительные позиции, и нас не должен был охватить ужас. Это что-то новое в нашей истории.

Дело не в материальности. Мы больше всех в мире производим материальных ценностей. То, чего нам не хватает, — это правильной и сильной веры. Без нее недостаточно того, что мы делаем и имеем. Этот недостаток не в состоянии компенсировать политики, каков бы ни был их потенциал, и дипломаты, хотя бы и по призванию. Этого мы не добьемся и с помощью ученых, сколь многочисленны бы ни были их изобретения, или с помощью бомб, какова бы ни была их разрушительная сила.

Когда люди почувствовали необходимость опираться только на материальные ценности, то отрицательные результаты стали неизбежны.

Наши системы и структуры не становятся объектом необходимой духовной преданности для их защиты. В умах людей царит смятение, их души разрушаются. Это делает нашу нацию подверженной вражескому проникновению, о чем говорит деятельность шпионов, которые были обезврежены вплоть до настоящего времени. В таких условиях никакое управление по борьбе со шпионажем не сможет нас защитить».

«Мы столкнулись с жесточайшими испытаниями, которые лишь только могут выпасть на долю любого народа. Это проверка жизни на благосостояние...

Иисус сказал: «Материальными вещами будут наслаждаться те, кто трудится во имя веления Бога и во имя достижения Его справедливости». Когда это начнется, мы столкнемся с более серьезным экзаменом. Дело в том, что эти материальные вещи — как предупреждал Иисус — могут стать причиной, разъедающей души».

«У нас есть известные примеры. Люди, осознающие чувство долга перед верховной сущностью, трудятся неустанно во имя исполнения ее воли, так как вера наградила их силой, достоинством и мудростью. Они живут не только сегодняшним днем, но и строят будущее для всего человечества. Общество, построенное на такой основе, ожидает в итоге богатство и процветание многих членов, если этому будут сопутствовать благоприятные условия. Когда появятся первые результаты этого, то они будут настолько хорошими, что появится основание считать их ожидаемым результатом. В итоге люди перестанут прилагать созидательные усилия в течение долгого времени. Они начнут борьбу за приобретение материальных вещей».

«Вместе с этим изменением возрастает опасность. Американцы добились безопасности единственным путем, которым можно гарантировать безопасность. Я имею в виду частичный результат их великих устремлений. Когда мы начали отказываться от наших устремлений и требовать безопасности как конечного итога самого по себе, безопасность начала удаляться от нас. Дело всегда будет обстоять именно так, какова бы ни была степень нашего богатства. Безопасность невозможно купить ни за какие деньги. Не хватит даже пяти или пятидесяти миллиардов. Мир и безопасность — это не товар, который покупается за деньги. В период распада своей империи римские императоры пытались купить мир. В результате, однако, разгорелись аппетиты тех, кого они стремились уничтожить».

«В то время, как хиреет наше влияние и нация, растет влияние советского коммунизма, одновременно с его безопасностью. Он оказался в состоянии реально проводить политику «опыта великого советского коммунизма». С помощью этого опыта коммунисты смогли привлечь к себе мечты народов мира. Они полностью сделали все так, как мы в девятнадцатом веке своим великим американским опытом».

«Мы знаем, что коммунистические иллюстрации лживы и сбивают с пути. Мы знаем, что советский коммунизм никогда не откроет двери своего опыта для свободного и нейтрального режима власти. Мы знаем, что те, кто попадает на фальшивую приманку в когти этого иллюзорного представления, очень быстро понимают разницу между ним и правдой. Паук плетет красивую сеть, сияющую в лучах солнца, и заманивает мух в ловушку. Коммунистическая пропаганда притягательна, подобно паучьей сети. Когда народ попадает в нее, то деспотизм высасывает его духовные силы. Но коммунизм, как надежду, принимают народные массы во всех уголках Азии, Тихоокеанского бассейна, Латинской Америки, Африки и даже Западной Европы...»

«Сталин говорил: «Сила и жизненность марксизма-ленинизма заключается в том, что он сосредоточивает свою практическую деятельность в потребностях развития материальной жизни общества».

«Похоже, что многие некоммунистические страны, в том числе западные христианские государства, отдают приоритет «развитию материальной жизни общества» и делают «идеализм» вторичным, касающимся самих людей».

«Коммунизм делает из этого пример, чтобы доказать, что даже западные общества должны были следовать материалистическим теориям коммунизма. Западные лидеры неубедительно опровергают это… Таким образом, в значительной степени возрастает культурный уровень коммунизма в мире.

Вся сложность заключается в том, что мы занимаем неясную и нечеткую позицию по отношению к нашей вере и взаимоотношению между верой и нашей деятельностью».

«Мы можем красноречиво говорить о свободе и освобождении, о правах человека и основных свободах, о достоинстве и гуманистической ценности личности. Однако большая часть нашей беседы относится к периоду, когда наше общество основывалось на «индивидуальности». Он не оказал большого влияния на тех, кто живет в условиях, в которых смысл индивидуализма заключается в ранней смерти».

«Мы можем также красноречиво говорить о материальном прогрессе, которого мы добились, о преимуществах коллективного производства, о количестве машин, радиоприемников и телевизоров, которые имеются у людей в нашей стране. Однако преувеличение в описании материальных ценностей наводит некоторых на мысль, что мы обанкротились в духовной сфере, а некоторые другие начинают завидовать нам. Я склоняюсь к коммунистическому проявлению «коллективных усилий» во имя развития материальной жизни общества».

«Мы не сможем бороться с советским коммунизмом в мире, сорвать его замыслы, дискредитировать его методы лжи, террора и насилия, пока у нас не будет веры и опоры на духовные средства в нашем сложном современном обществе. Эти духовные средства трансформируются в действия, освобожденные от низости и условий позорной жизни, в которой не может расти духовность».

«Мы потерпели достойную сожаления неудачу в том, что не увидели возможности добиться социальной справедливости без претворения в жизнь атеизма и материализма. Это зависит от свободного выбора личности в том, что касается принятия или отказа от социальных обязательств в отношении другой личности».

«В результате этого многие представители нашей нации потеряли веру в свободном обществе. Как нация, мы потеряли также нашу религиозную веру и перестали исполнять религиозные обряды, несмотря на то, что мы продолжали быть религиозными людьми.

Мы проводили различие между религией и исповеданием религии. Мы больше не верим в то, что вера соответствует современным условиям. Когда разрушилась связь между верой и трудом, невозможно наращивать духовную силу, чтобы распространить ее во всех концах мира».

«Мы должны все это изменить. Мы можем, более того, должны опровергнуть всеобщность марксистской теории, гласящей: «Материальные вещи имеют приоритет, а духовные принадлежат им. Рабство и деспотизм не могут быть истиной, даже в качестве исключения». Мы не должны опасаться того, что вера займет главенствующее положение в отношении свободы человечества и освобождения. Не следует опасаться религиозной догмы, гласящей, что Господь создал человека, чтобы он был нечто большим, чем просто производителем материальных ценностей. Его окончательное предназначение нечто другое, чем телесное благополучие. Мы должны верить в необходимость освобождения человека в любом месте от растущей духовной, умственной и экономической узости, что позволит повысить экономическое благосостояние общества, к которому принадлежат люди».

«Мы должны также ясно представлять себе, что суть свободного общества не в том, что каждый его член стремится уйти в самого себя. Напротив, это гармоничное общество и существующие ограничения представляют собой, прежде всего, братские связи, проистекающие из веры. Люди созданы, чтобы жить братьями под сенью Господа». Эта глава заканчивается следующими словами:

«Никогда не будет пользы от создания громких «Голосов Америки», если нам нечего будет сказать более привлекательного, чем то, что было сказано до этого».

«Возродить эту миссию — это, прежде всего, задача духовных лидеров нашей нации. Восстановив ее, они смогут сделать решающий вклад в мирный срыв злодейских методов и планов, которые вынашивает советский коммунизм».

Многие проповедники и учителя сожалеют, что научные знания увеличили в значительной степени способности человека вершить зло. Мы не должны верить в то, что знания сами по себе это то, от чего можно убежать».

«Большая материальная сила будет опасностью только в эпоху материализма. Новые научные знания представляют сегодня опасность, поскольку они получены в то время, когда духовные вожди оказались не в состоянии объяснить связь между убеждением и трудом. Быть может, более важным было бы развитие духовного поклонения, чем попытка остановить научный прогресс или пятиться назад».

«За несколько недель до своей смерти президент Вильсон написал статью, в которой рассматривается угроза революционных принципов и действий коммунизма. Статья заканчивается следующими словами: «Вкратце вся проблема сводится к тому, что наша цивилизация с материалистической стороны не может существовать дальше, если не возвратит свою духовность».

«Это последний вызов нашей церкви, нашим политическим организациям, нашим капиталистам, каждой личности, боящейся Господа и любящей свою Родину!»

 

* * *

 

Вместе с тем не так просто успокоить крик души господина Даллеса, как и крик души доктора Карреля. Трудно это сделать и с помощью вызова, брошенного Даллесом церкви, политическим организациям, капиталистам и каждой личности, которая боится Аллаха или любит свою страну.

Проблема гораздо глубже, чем она выглядит у данных авторов. Церковь уже перестала быть христианской после того, как ее разложили Павел, Константин, а также вселенские соборы и папы. Она уже не может быть универсальной основой человеческой жизни. Даже то немногое, что осталось от христианского представления, и о чем говорит господин Даллес, непереносимо для американской материальной цивилизации. Эта цивилизация, которая изначально строилась на необузданном «индивидуализме», воплотилась ныне в невероятных размерах в ростовщическом монополистическом капиталистическом строе. Подозреваю, что об этом же думал и господин Даллес, высказывая свою тревогу в час опасности и пытаясь воплотить в жизнь остатки христианского представления или мировоззрения. Первое — это ликвидация ростовщического строя, на котором основывается эта цивилизация, и который является главным и основным источником бед и несчастий рода человеческого и материальной цивилизации. Подобный строй христианская религия запрещает, как запрещает его вообще любая небесная религия или верное, изначально данное врожденное свойство.

Господин Даллес хотел внедрить хилую, постепенно исчезающую форму христианства, которая не покушалась бы на основы экономического строя, и одновременно служила бы его политическим целям, отталкивая коммунистическое бедствие.

Если он даже и всерьез пытался предпринять какие-то действия по внедрению в суть жизни христианского мировоззрения или представления, то он так и не смог преодолеть разрыв или перебросить мостик между истинным христианским вероучением и ходом реальной жизни. А ведь этот разрыв увеличивался и ширился в ходе пятисотлетней упорной борьбы.

Господин Даллес пытается возложить на церковников и духовных вождей то, что абсолютно для них неприемлемо. У них за душой жалкий капитал христианской религии, долгая история взаимоотношений между церковью и ее деятелями с религией и народом, между совестью людей и их разумом, тяжелый раскол, после которого все стороны жизни, образ мышления и чувства стали строиться на основе вражды к религии. Таким образом, он пытается, я повторяю, возложить на них то, что для них неприемлемо. Он хочет, чтобы они из этого жалкого наследия возродили путь, связывающий веру и труд, индивидуализм и коллективизм, дух и материю, научный прогресс и духовное верховенство над ним, внимание к развитию жизни общества с господством духа веры, возродить путь, не отделяющий религию от ее исповедания. Путь, опровергающий постулат о том, что невозможно достичь социальной справедливости без атеизма и материализма. Путь, опровергающий положение о том, что приоритет принадлежит материальным вещам, о том, что рабство и деспотизм увеличивают материальное производство, о попрании свободы разума, духовной и экономической свободы во имя увеличения материального производства. Путь, который не тормозит научный прогресс именем «религии», не делает вероисповедание средством регресса науки и знаний. Путь, на котором культ не развивается в такой степени, что труд становится одной из его форм.

Каким образом можно найти этот путь в остатках жалкого наследия, в развалинах долгой и тяжелой истории, в непреодолимом разрыве, который невозможно ликвидировать, между характером религии, их религии, как она сложилась в подобных обстоятельствах, между характером человеческой жизни в целом и характером этой материальной цивилизации в частности?

Этот путь могут возродить другие нации. Религия, которая заключает в себе этот путь, в его совершенном виде, это не то, что данная нация называет сейчас религией.

Господин Даллес хочет мобилизовать «религию» для защиты западных режимов от коммунизма. Однако религия ничего не сможет сделать в этом маленьком столкновении между материальными режимами различного рода. В таком примитивном представлении религия не может сделать того, чего от нее хотят. Религия не может защищать людей, которые изгнали ее из своей жизни самым бесстыдным образом. Религия Аллаха не может быть служанкой кого-либо и состоять на службе у «господ», которые распоряжаются ею, как им заблагорассудится. Скажут уходить — она уходит, принимает Землю из их рук, стоит в прихожей — ждет приказов. Позовут — она явится с поклоном: «Чего изволите, повелитель!» Так поступают те, кто называет себя «религиозными деятелями»!

Все совсем не так! Религия Аллаха может быть только всемогущим повелителем, созидателем, благородным и дорогим. Она может только управлять, а не быть управляемой, руководить, а не быть руководимой. Религия не защищает людей от коммунизма или еще от чего-либо, если она не стала сутью всей жизни, чтобы жизнь была ей полностью подчинена, чтобы религия организовывала все стороны жизни и регулировала их в соответствии с шариатом. Люди во всех случаях жизни должны обращаться к религии, каков бы ни был повод, большой или незначительный. Они должны принимать ее вердикт с верой, убежденностью и смирением:

«Но нет, клянусь Господом твоим, они будут неверными, пока не поставят они тебя судьей во всем, о чем они спорят между собой, и пока не будет тогда в сердцах никакого сопротивления против решения твоего, и не покорятся они с полной покорностью»[30].

Тогда, и только тогда, она выполнит свою роль, роль всеобщего господина, а не роль жалкого прислужника.

Только тогда завершится и ликвидируется трагический раскол, который и привел к многочисленным бедам и страшным опасностям.

Только тогда придет «избавитель», к которому взывают страждущие. Этот избавитель всего рода человеческого — исламская религия.

 

еще рефераты
Еще работы по истории