Лекция: Лекция №4 Антонио Вивальди

Антонио Вивальди
Одним из гигантов эпохи Барокко – Антонио Вивальди, но таким его начинали называть только в 20 столетье. До этого его считали композитором второстепенным. Упоминалось, что он создатель сольного концерта, но ничего особо о нем не говорилось. При чтении биографии Баха, Гайнта, Моцарта, Бетховена, Шульберта, Поганинни, в их биографии нет ни слова об Антонио. В 1926 произошла сенсация: итальянский музоковед Альберто Джентили отыскал в архивах графах Дураццо около 300 неведанных автографов Вивальди (муз. Произведений). Выяснислось, что он автор примерно 300 концертов, ароторий, опер, церковной музыки. Основали институт Антонио Вивальди под основанием композитора Орифъера. Теперь мы знаем, что Антонио – автор почти 500 конвертов для сольного инструмента, из которого 221 написаны для скрипки. Найдены триосонаты (примерно полтора часа звучания). В 60-е годы Московский камерный оркестр исполнили концерты 4 времени года, которые сейчас очень популярны. К великому сожалению, о творчестве Антонио знают только по этим концертам. Мы же имеем счастья познакомиться с его произведениями в самом лучшем исполнинении. Они основаны на зарубежных записях.

Монографии Антонио не существует, нет его переписки. Рассказ будет построен на воспоминаниях современника, Карла Гардони. Вопрос правомерный: почему музыка Антонио столь привлекательна? Ею убиваются как профессионалы, так и любители, как молодые, так и старшее поколение. Ответ прост: произведения композитора или другого художника всегда явно или скрыто отражают личность своего создателя.

Антонио родился в прекрасном городе Венеции, в котором самым странным образом уживались многомесячные карнвалы и драматические спектакли с таниственными убийствами, расскошнейшая архитектура с вечной сыростью. Антонио родился в семье любители музыки, которые был настолько любителем и мастером, что к моменту рождения сына его приняли в коппелу собора Сан Марко. Недостоверно, что Антонио учился у руководителя копеллы.

Важно, что когда ему было 10 лет, он уже выступал вместе со своим отцом. Позднее, как солист, но он также создавал музыку. Что он сочинял, тут же записывал на нотную бумагу, почти что не переделывая. В 15 лет он принял малый постфик, а через три года ему позволили служить мессу. Это одно из самых важных мероприятий для любого католика. Он стал попросту католиком. Но какой это был священник? Он носил короткую рясу, на голове была копна рыжих волос и его называли рыжим священником (с ит.). Есть 5—6 его портертов. Он бывал там, где не подабает находиться человеку, имеющего такой сан. Его привлекали карнавалы, застолья, диву даешься, откуда у него было столько энергии. Мессу он служит не долго, потом последует запрет. Из одних источников, говорится, что в голову композитора приходила музыкальная мысль и он покидал свой пост для того, чтобы записать эти мысли. Другая мысль (из писем самого Вивальди): он признавался, что был слаб грудью (болезнь или сердца, или легких, ведь город сырой). С 1703 его называли маестро ди кончерти (мастер концертов). На протяжении 35 лет служил в одной из 4 венецианских консерваторий. В Неаполе было 4 консерватории для мальчиков, тогда консерватории назывались госпиталями. Он работал в женской консерватории 35 лет. Туда, в госпиталь, принимали детей с физическими недостатками, или которые были сиротами, но они обладали феноманильными муз. Данными. Антонио создал прекрасный оркестр и капеллу девичью. Как любой каталический священник, он не был в этом отношении исключением, он давал обет безбрачия. Многие коллеги тайно нарушали этот обет. Как выяснилось, в доме композитора жила Анна Жиро, как писал Гайдоний: некрасивая, но очень женственная особа. Он являлась учений Антонио, многолетней его спутницей, прекрасной певицей, известной во все страны. На этот факт обратили внимание и началась самая настоящая травля. Антонио вынужден покинуть родину. Его гений боготоворил австрийский император, и он приглашает Антонио. Когда Антонио въезжает в Вену, он к своем ужасу услышал звон погребальных колоковол, скончался император и вместе с тем рухнули все надежды композитора. Последние 3 годы он боролся с нищетой, как – никто не знает. Но ему помог английский лорд (неизвестный), мы бы не знали, когда умер Антонио и где он похоронен. Этот человек нашел музыканта на чердаке, поместил в больльинцу, но силы Антонио уже были истощены, и великий итальянец 28 июня 1741 завершил свой дневной путь. Он был похоронен весьма скромно, по 2 разряду и с малым колокольным звоном. Все свои произведение он вывез из Италии в огромных сундаках, которые передалал графом Дураццо, непонятно почему им, и запретил их публиковать (как потом Поганини). Вот таков путь Антонио-человека. Но он создавал музыку во всех музыкальнах жанрах, но его основной жанр – жанр сольного инструментального концерта. Конечно, концерты придумал не он, они создавали эту музыку, чтобы наполнить огромное пространство Сан Марка, размещая в каждом углу хор и орган. Антонио знал творения Корельи и относился к ним с уважением.

Но Антонио – эксперементатор, его полифония была более. Некоторые концерты он объединял в сборники, например, в 1712 вышел сборник концертов из 12, название: «Гармоническое вдохновение». Он был опубликован в Амстердаме (концерт № 11 мы слушаем). Что значит концерт? Концерт обычно состоит из 3 частей, в данном случае их четыре:
1) Allegro (вступление)
2) По контрасту (всех контраст, без скуки!) Adagio (медленный темп) e spiccato (на каждое движение смычка – один звук, это прием игры)
3) Largo (важно, в характере Чичиливаны)
4) Allegro (как вступление: бурный и взволнованный характер)

Бесспорно, что самые популярные концерты Антонио – Четыре временны года, может быть потому, что их часто исполняют. Важно, что кроме весны, лета, осени и зимы, есть еще и другие, входящие в цикл из 12 концертов в сборнике «Опыт гармонии и изобретения». Сборник опубликован в 1715 в Амстердаме. Все это программная музыка. Программная музыка – та, содержание которой можно объяснить либо при помощи название, либо при помощи какого-то литературного первоисточника. И Антонио в 4 концертах (весна, лето и т. д.) он своей рукой вписал четверостишье каждому концерту. Ряд музыковедов предположило, что эта музыка повествует о природе. Если человек гениален в одной области, то он гениален и в другой. Вписанные стихи не блещут поэтической геальностью. Возможно, он просто своей рукой вписал их, чтобы туповатые граф, его жена хоть что-то поняли в музыке. Если бы это были картины природы, то нам бы не хотелось возвращаться к ней снова и снова. Если человек душевнонормальный, он не может оставить человека равнодушным.

В лете рассказывается о летнем зное, о пастушке, который мучается от жары и насекомых. Он мечтает о приходе дождичка, и когда наступает гроза (третья часть так и начинается), и ливень все сметает со своего пути. С другой стороны, лето и другие времена года – не картины природы, а жизнь человека в разные периоды. Весна – юность, лето – зрелость, осень – обретение мудрости, зима – старость, конец жизни человека. В лете этот концерт состоит из вступление и трех частей. Во вступлении можно представить человека в состоянии задумчивости. В первой части чувствуется тревога, усиливающаяся во второй. А третья часть – самая настоящая картина из Апокалипсиса, музыка, внушающая ужас. Потрясающее исполнение – Английский камерный оркестр. Концерты Антонио написаны в ретурнельном форме (пять ретурнелей (одна и та же музыка, исполняемая оркестром) и четыре соло). (Р-С-Р-С-Р-С-Р). Антонио был экспериментатором, и порой в звучание оркестра (Р) вторгалось соло. А все медленные части – во власти солиста. Когда звучал солист, иногда к нему присоединялся оркестр.

Концерт Осень. Если верить стихам, то речь идет об охоте, об отдыхе и сборе урожая. Осень – тот период времени, когда обретена мудрость, но самые лучшие годы уже позади. Тут тоже три части: быстро, медленно, быстро (в лете наоборот).

Зима – уже начало создает ощущение неровного биения пульса. Это старость. То время, когда человек приходит к какой-то черте, за которой неизвестность.

 

 

еще рефераты
Еще работы по истории