Лекция: Лекция № 2. Музыка высокого ренессанса
Полифоническая месса. Палестрина
Эпоха высокого ренессанса – 2 половина 16 века. Плеяда великих мастеров. Индивидуальность. Заблужлеждение советских исследователей: «не создавали монументальных форм». Это неверно. Конан удтверждала, что был жанр – «симфония периода» – полифоническая месса.
Месса – католическая служба, богослужение. Похожа на православную литургию: по праздникам, связанная с обрядом Евхаристия (причастие) (когда верующие вкушают лепешку (плоть) и запивают вином (кровь)).
Месса (проповедь) перемежалась с песнопением. Композиторы объединили эти вставки в полифоническую мессу.
Обычно 5 частей, 5 гимнов:
- 1. Kyrie elesion [кириЕ элейсОн] – входная? Молитва
- 2. Gloria – ставит Христа. Слава вышних Богу (8 строк белого стиха)
- 3. Credo (верую) – основа. Основные положения (законы) католической церкви. Каждый католик знает эту молитву.
- 4. Sanctus Osanna – свят Бог, Benedictus Osanna – восторг
- 5. Angus Dei – Агнец Божий, символ невинной жертвы (кровь ягненка)
Циклическое произведение
Мастер этой области – Джувани Перливидзе Санте (в 14 году). Родился в Палестрино, в семье среднего достатка, сдавали дом в наем. Учился в школе Гуодилиле, который был убит в Варфоломеевскую ночь.
Работал в Базилике Петра в Риме.
Псевдоним мастера – Палестрино.
По приглашению папы Юлия III поет в капелле, Юлий IV изгоняет из капеллы, так как он был женатым и имел своих сыновей.
В капелле имел право петь только человек неженатый или рукоположенный (священник).
Служил в церкви Санте Марие Кажоре.
Следующий папа назначает его придворным музыкантом.
Стиль палестриновский.
Палестрина был уважаем при жизни и после был погребен возле алтаря важного и было написано «князь музыки». Живет и в наши времена. Но много примером забвения других нам покажут.
Месса папе Марчелло (был у власти всего 22 дня), но посвящение было. В Триденте заседал 13 лет церковный собор, куда входили певцы капеллы, священники, руководитель капеллы. Спор: нужно ли исполнять мессу в церкви? Полифония – последовательное звучание голосов (например, капрано, альт, …), и текст верующим понять сложно. Палестина предложил создать удобную мессу. Он сумел соединить красоту и склад голосов (аккордов). И текст ясен, и красивая музыка.