Лекция: ЛЕКЦИЯ ХХХ. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК ВСТУПАЕТ НА ПУТЬ ИЗОЛЯЦИОНИЗМА 6 страница
Она началась с разрозненных выступлений в провинции Шэньси. В 1631 г. вожди повстанцев договорились о совместном плане действий. Первый поход на столицу, который возглавил Ван Цзыюн, окончился неудачей и гибелью его вождя. Но повстанческая армия сохранилась и, отступив к югу, прошла по центральным провинциям страны. Основной движущей силой крестьянской войны были безземельные крестьяне, но и зажиточные сельские хозяева, которым ежечасно грозило обезземеливание, также поддержали восставших.
Повстанцы переходили из уезда в уезд, одерживали победы, но нигде не могли закрепиться. Кроме того, у них не было единой цели. В 1635 г. состоялось совещание 32-х вождей, которое привело к полному объединению восставших. Тем не менее, 1636–1639 гг. стали периодом временного ослабления повстанческой армии. От полного поражения их спасла твердолобая позиция китайских феодалов, которые, несмотря на общий кризис в стране, разруху и голод, не хотели идти ни на какие уступки.
В 1639 г. во главе восстания стал Ли Цзычэн, который в следующем году взял крупный город Лоян и осадил Кайфын, от безвыходности положения затопленный минским военачальником. Ли Цзычэн укрепил дисциплину и организовал своё правительство – Совет главных вождей, состоявший из 22 человек. В 1643 г., после взятия Сиани, Ли Цзычэн провозглашается императором.
В 1644 г. восставшие взяли столицу Пекин. Начались преследования чиновников и землевладельцев, но новый эффективный аппарат власти повстанцы создать не смогли, хотя войско сохраняло дисциплину. Бежавшая из столицы знать собралась в Нанкине и призвала на помощь маньчжурских князей. Во главе её стал У Саньгуй. Ли Цзычэн отошёл через провинцию Шанси на запад. Каратели поначалу обращались с сельскими жителями очень сдержанно, что способствовало колебаниям среди крестьян. Ли Цзычэн вынужден был отступить дальше на юг и в 1645 г. погиб в горах.
Закат эпохи Асикага в Японии. Последнее столетие сёгуната Асикага (1467–1568) получил наименование «Эпохи воюющих провинций» (Сэнгоку дзидай). Он ознаменован борьбой вассалов сёгуна против него и между собой В результате сёгуны из рода Асикага утратили контроль над столицей, где образовалось сильное городское самоуправление.
Лидерство перешло к местным правителям в провинциях – князьям (даймё). На территории своих княжеств они стремились к установлению полного контроля над хозяйственной и политической жизнью.
В это время существенно изменилась структура доходов князей. В частности, значительно повысился доход от ремесленно-торговых объединений. Это обстоятельство определило заинтересованность князей в развитии ремесленного производства, горного дела и торговли на территории княжества и страны в целом.
В 1549 г. в призамковом городе Исидэра в провинции Оми (современная префектура Сига) при буддийском храме Каннодзи появился первый в стране «Свободный рынок» (Раку ити), где для привлечения ремесленников и купцов рыночное налогообложение было отменено. Такие же рынки со временем возникли и в других городах.
Внутренний кризис Японии в ХVI в. и появление европейцев. Для этого периода истории страны характерно опережающее развитие промышленности (причём горное дело и производство оружия развивались быстрее, чем отрасли, производившие предметы потребления – прядильно-ткацкое и гончарное) с сохранением отсталости сельского хозяйства. В аграрном секторе экономики были освоены новые культуры: тутовое и лаковое дерево, чайный куст, цитрусовые. Из-за моря завезли сладкий картофель, арбуз, табак, хлопок. Однако монополизация некоторых отраслей производства феодалами тормозила развитие экономики.
В ХVI в. заметно выросли объёмы внешней торговли. В 1542 г. в Японии появляются португальцы, а в 1580 г. – испанцы. Благодаря этому значительно вырос спрос на благородные металлы. Главным предметом импорта из Европы сразу же стало огнестрельное оружие, распространение которого вызвало упадок самурайства. Главным родом войска теперь стали асигару (пехотинцы). отмечается также рост числа солдат-профессионалов из крестьян.
Своеобразием внутреннего кризиса в Японии ХVI в. стало то, что крестьянские восстания теперь происходили под религиозными лозунгами и их возглавляли различные буддистские секты. Крестьянские восстания поддерживали городской плебс и мелкопоместные самураи (ронины), задавленные гнётом ростовщиков. Наиболее сильным было восстание ронинов и горожан в Киото, вспыхнувшее в 1532 г.
Объединение Японии и начало эпохи Токугава. Инициаторами преодоления раздробленности страны стали мелкие и средние дворяне центрального района острова Хонсю. Их возглавил Ода Набунага, развернувший в 1568 г. борьбу с фактическими правителями государства – сёгунами из рода Асикага. В 1573 г. сёгунская династия Асикага была свергнута, а к моменту своей смерти в 1582 г. Ода Набунага завоевал уже половину страны.
В 1583 г. вождём объединительного движения стал бывший крестьянин Тоётоми Хидэёси. Покончив в целом с раздробленностью, Тоётоми Хидэёси провёл в 1588 г. изъятие оружия у всех жителей деревень. Вслед за этим в 1589–1595 гг. был составлен новый земельный кадастр Японии, прикрепивший крестьян к земле. При этом 2/3 урожая по этому кадастру принадлежало феодалам. В 1592–1593 гг. был совершён поход в Корею, закончившийся изгнанием японцев.
Смерть Тоётоми Хидэёси в 1598 г. вызвала борьбу за власть между его полководцами, закончившуюся победой Токугава Иэясу, разгромившего в 1600 г. своих соперников в битве при Сэкигахара. В 1603 г. Токугава Иэясу установил власть над всей страной.
Появление европейцев в Японии осложнило там религиозную ситуацию. Активную деятельность здесь развернули иезуиты. Ещё одной гранью кризиса стали последствия зарождения домашней промышленности и мануфактур к середине ХVII в., приведшие к тому, что многие дворяне попали в зависимость от торгово-промышленного капитала.
Внутренние трудности побудили сёгунов из рода Токугава перейти к политике самоизоляции с целью сохранения незыблемости существующего строя. В 1633, 1636 и 1639 гг. принимаются указы о запрещении японцам покидать страну и строить большие суда для дальних плаваний. Лишь Нагасаки был открыт для ограниченного захода голландцев и китайцев.
В 1630 г. был запрещён ввоз в Японию европейских книг, а также китайских, в которых имелся хотя бы малейший намёк на христианство. После подавления «христианского» восстания 1637 г. в Симабара, в котором участвовало 30 тысяч человек, Токугава осуществили строгую регламентацию общественных отношений в стране.