Лекция: Лекция №12

Актуальные проблемы: разделить монографию
Рождение сонатно-симфонического цикла. Строение сонатной формы
Франц Иозеф Гайдн (1732—1809)
Эпоха барокко – развитие чисто инструментальных форм: концерто-гроссо, сольный барочный концерт, инструментальная сиюта, триосоната, органные циклы. Эти формы не стали музейной реликвией, потому что забытые во второй половине 18 и первой половине 19 века как фениксы из пепла возродились вновь. Заслуга мастеров эпохи классицизма (вторая половина 18 века) состоит в том, что эти композиторы в своем творчестве создали новые музыкальные формы и жанры: соната, симфония, концерт (классический), квартет (и другие ансамбли: трио, …), все эти музыкальные форму ученые объединили в сонатно-симфонический цикл. Что это такое?

Его структура:
1. Allegro (быстрое движение) (чаще всего в сонатной форме)
2. Adagio, Andant в сонатной форме, 3-х частной форме, вариваций и форме родно
3. Менуэт (трехчастная форма: A-B-A)
4. Финал (Allegro, Festo, …)

Кроме менуэта все сочинялось в сонатной форме. Сонатная форма: в музыке нет непререкаемой догмы, то есть не всегда первые части были в сонатной форме (пример: 11-я фортепьянная соната Моцарта, 14-я фортепьянная соната Бетховена (Лунная соната, 1-я часть в форме периода).

Предок сонатной формы: трехчастная форма: A-B-A. Почему: ученые разобрали на:
1. Теза (показ музыкального материала)
2. Антитеза
3. Синтез тезы и антитеза

Единоличного автора нет, создавали многие композиторы: Бенда, Галлупи, Мысливичек, сыновья Баха. Но признано, что эталоном создания музыки в сонатной форме считают трех композиторов (Венская классическая школа): Гайдн, Моцарт, Бетховен.

Сонатная форма состоит из 3-х разделов:
1. Экспозиция – представление музыкального материала, не просто его сложили в корзину, это несколько каких-то мотивов, фраз. Партии: главная, связующая, побочная, заключительная. Первая партия: мелодия решительного, энергичного характера. Побочная: контраст, противоположная (печальная, лирическая). Связующая: мостик между главной и побочной (нейтральная). Заключительная: итог, вывод.
2. Разработка – все партии проходят в ней испытания на прочность. В разработке уже известные мелодии подвергаются развитию, видоизменению, но оно тоже научная. Музыка – тоже наука, не просто захотелось – и что-то изменил. Это тоже по правилам, по законам, модуляция (ушел и не вернулся), отклонение в другую тональность (ушел и вернулся). Это фантазия и знания композитора. Слушание музыки – мыслительный процесс.
3. Реприза – дословное (в идеале) повторение экспозиции. Но не всегда так бывает, они тоже бывают разные. Есть реприза повторяющаяся как реприза, есть реприза динамизированная (сокращенная) (не все партии из экспозиции повторились, может быть, только две). Есть репризы зеркальные (не по порядку, а наоборот).

Что происходит в симфониях 18 века? Композиторы создают музыку развлекательного характера: танцы, менуэты, вальсы и т. д. Но еще и симфонии создают. Которые намного меньше, чем симфонии Баха, Шостаковича. Но и Гайдн, и Моцарт повторяли разделы сонатной формы. Слушаем 1-ю часть 52 симфонии Гайдна (Разработка, реприза, разработка, реприза). Есть еще и партии повторяются у него. У Гайдна почти все симфонии открываются медленным вступлением (но эта сразу начинается с главной партии: A-B{B – разработка}-A).

Нужно говорить, что главная партия, побочная партия. Во многих энциклопедиях: «главная тема», «побочная тема». Это безграмотно, так как партия в переводе означает «часть», и там может быть две—три темы, например. Может быть, вторая тема в главной партии.

Франц Иозеф Гайдн
Родился 31 марта 1738, прожил 77 лет. Его отец был мастером, изготавливал кареты, мама – кухарка, Гайдн родился в деревне Рорау. Деревня на границе с Венгрией и Хорватией, поэтому дети вынуждены стать полиглотами, Гайдн знал в совершенстве латинский, немецкий, венгерский, хорватский, угровенгерский. Когда исполнилось 5 лет, началась самоятотельная жизнь: забрали из семьи, приехал родной дядя, брат мамы, отдайте ребенка в Хайбунг, я буду учить его музыке, родители согласились, Гайдн уехал, никто его музыке не учил, он был два года как слуга, было бы и дольше, но в Хайбунг приехал руководитель хора собора святого Стефана в Вене Рейтер Младший. Он разъезжал по городам, искал детей с красивыми голосами, услышал Гайдна, уговорил дядю, чтобы он отпустил ребенка вместе с ним в Вену, чтобы учить музыке. Но Рейтер дал два урока по композиции только, опять купились. Гайдн был добрейшей, с широчайшей душей, с врожденным чувством юмора, первое время жилось неплохо, любил всякие приколы, как-то подбил музыкантом на то, чтобы устроить кошачий концерт. Они взяли инструменты, один скрипку, другой гобой, трубу, и разместились по указанию Гайда, и ровно в 12 ночи каждый заиграл все, что он хочет, в небольшой Вене. Это получилось разнородные звуки как кошачье мяуканье: народ думает все, война, вызвали полицию, Гайдна не выдали.

В 13 лет голос стал ломаться, его отец не разрешил сделать операцию по сохранению детского голоса и за малейшую провинность Рейтер разозлился и выставил его на улицу. Ни средств, ни денег. Но был человеком, который не любил жаловаться, идет по улице несчастный, встретил взрослого музыканта: Ты что тут делаешь? Остался без службы.
Тот взял себя к домой в одну комнату в женатую семью (на чердак, он там сочинял музыку). В 19 лет заказали музыку к драме Курса «Кривой Берс», мог шиковать первое время. Учился у многих композиторов: Николо Порпоро, работал у него и выполнял обязанности слуги, аккомпанировал: получал средства к существованию и изучал природу человеческого голоса. После этого свела с графом Морценом, а композитор в то время был на положении слуги. Морсен был первым, кто понимал значимость композитора и музыканта, в те времена музыкальное искусство было в частных руках, и сильные миры сего, имеющие средства. Морсен искал хороших музыкантов. Условия: ни Гайдн, ни другие музыканты не имели право обзаводиться семьей, так как не было средств, чтобы каждому музыканту капеллы предоставить отдельный дом (50—60 музыкантов). Гайдн все это понимал.

Гайдну нравилось у Морсена, продолжилось до 1759, когда произошли драматические события: Гайдн женился. Композитор был влюблен в дочь парикмера—друга: Терезу, она отвечала взаимностью, но она решила уйти в монастырь, приняла постриг, и стала именоваться Йозефа. Композитор любил ее всю жизнь и отметил в завещании ей часть. Отец девушки предложил жениться на старшей дочери. Почему он сделал такой шаг – женился – неизвестно, может быть, неловкость, материальная зависимость. Анна Керрил была старше, выше на две головы, обладала скверным характером. Ей было все равно, кто ее муж: сапожник или артист. Гадости ее: использовала сочинения Гайдна в бытовых целях: изготавливала попельетки (бегуди по-старинному) или симфонию Гайдна, паштет и в печку: мелкие пакости. Гайдн сносил стоически. Прожил в бездетном браке 40 лет. Терпел. В кругу друзей говорил, что сложный характер жены дает право обращать внимание на других женщин, хотя сам он был не очень красив: оспа в детстве, низкий рост.

Женился, уходит от Морсена, весь мир о Гайдне наслышан, князь Эстерхайзер приглашает в Айзенштат, и там Гайдн работает 29 лет. Заключил договор, необходимо было все пункты исполнять: Гайдн отвечал за состояние музыкальных инструментов, переписывал ноты, за внешний вид музыкантов и качество исполнение музыкальных произведений, нужно было сочинять музыку. Гайдн каждый день являлся к князю в форме и спрашивал, какая вечером должна быть программа. Он пережил ни одного наследника Эстерхази, и Николая Великолепного тоже (он отличался страстью к роскоши, он увеличил количество музыкантов, строил дворцы, дворец с двумя концертными залами на 500 лет). К Эстерхази приезжали музыканты в капеллу, приехала чета итальянцев, муж был склонен к алкоголю, жена обратила внимание на Гайдна, но после смерти и жены Гайдна, и мужа Фальцели, о законном браке Гайдн не захотел говорить, прикрылся старостью, но деньги давал. За годы службы Эстерхази Гайдн переболел лихорадкой, и конечно, знакомство с Моцартом произошло. Гайдн писал отцу Моцарту, Леопольду: Ваш сын – гений, тогда это не все понимали. Моцарт был детским непосредственным, что видел, то и говорил: Клементий, у вас ужасные сонаты. Как дите.

В свою очередь Моцарт посвятил ряд своих квартетов Гайдну, писал своим друзьям: никто не может нас заставить смеяться и плакать, как. В 1791 году Гайдн получает славу, когда умирает Моцарт. Эстерхази распускает капеллу. Побывал в Англии, предлагали остаться жить на совсем, но и были с огромным успехов исполнены две оратории «Сотворение мира» и «Времена года», но он не остался в Лондоне, а средства истратил на покупку маленького домика в Вене, вызвав изумления Бетховена: Неужели в этом доме жил великий человек – Гайдн (домик был щупленький). У него учился великая княгяги Мария Федоровна. Огромное количество произведений не было редкостью, композиторы были очень плодовитыми. Но на 83 квартете первая страница была готово, и сделал рукой надпись: «Устал, больше не могу». Но сделал редакции ранее написанных произведений. Последние годы композиторы: под знаком войны. Французские войска бомбили Вену, но в месте Гайдна было тихо: Гайдн говорил: ничего не бойтесь, где папаша Гайдн, с вами плохого не случится. В 9 году пришел французский капитан и тяжелому больному Гайдну исполнил фрагмент из его уже оратория «Сотворение мира», что войны происходят из-за правителей. 31 мая 9 года его не стало. Но нет покоя.

В 1820 году один из Эстерхази решил перенести прах в Эйзенштат: нет головы композитора выяснилось, когда вскрыли. Поиски не привели к результату. Потом выяснилось, что два студента, медики, решили похитить голову: 1) они хотели приобщиться к гениальности Гайдна, в своей, медицинской области; 2) не хотелось, чтобы голова великого человека подвергалась разрушению. Голову нашли в 20 веке. 5 июня 1954 голова была воссоединена с телом. Ее нашли в Венском области любителей музыке в растворе.

Слушаем симфонию, написанную во время романтического кризиса.

 

 

еще рефераты
Еще работы по истории