Лекция: Общественная и политическая деятельность московского купечества.

Для лучшей профессиональной организации деятельности московского купечества им в 1843 году была создана Биржа. Биржа была организацией общественной. Само купечество, ставшее называться биржевым, в тот период было разрозненным, не имеющим юридического статуса. В силу этого обстоятельства, а также из-за неразвитости буржуазных отношений и отсутствия сознания своих корпоративных интересов, Биржевой комитет — представитель биржевого купечества, долгое время после образования занимался незначительной работой. Сама же биржа в этот период оставалась почти не посещаемой.

Ситуация изменилась во второй половине ХIХ в. Связано это было с начавшейся индустриализацией страны, и в частности, с активной кампанией по железнодорожному строительству и кредитных учреждений, что способствовало настоящему перевороту в торговой деятельности Москвы. Купечество в новых обстоятельствах почувствовало необходимость использовать московскую Биржу для объединения своих усилий, направленных на удовлетворение общих нужд и разрешение профессиональных проблем. Со временем московский Биржевой комитет становится самой влиятельной представительской организацией торговли и промышленности в Москве. К его мнению стали прислушиваться правительственные и общественные круги.

Структура организации Биржевого общества включала в себя общее собрание, выборных биржевого общества, Биржевой комитет и председателя. Члены Биржевого общества избирали выборных. Выборы происходили один раз в три года. В конце XIX в. избиралось 100 выборных и 20 кандидатов. Самыми известными лицами среди председателей московской Биржи были — Н.А.Найденов, избиравшиеся 9 раз, и Г.А.Крестовников — бывший председателем трижды.

Всю деятельность Биржевого комитета можно разделить на 3 различных направления: во-первых, биржевая деятельность (котировка и сделки через посредничество биржевых маклеров); во-вторых, выполнение обязанностей, законом возложенных на Биржевые комитеты (надзор за биржевыми артелями и дела о несостоятельности); и, в-третьих, — общие вопросы хозяйственной жизни и представительство, в том числе сбор материалов по текущей статистике в области промышленного производства и торговли.

Первая область деятельности, специфически биржевая, протекала фактически без особого вмешательства комитета. Биржевые сделки через маклеров также не требовали каждодневного надзора. Биржевой комитет выбирал маклеров, заверял маклерские книги и контролировал в них записи.

Биржевые артели представляли своего рода особенность русской торгово-промышленной жизни. Это были группировки лиц, связанные между собой круговой порукой и ответственностью за возможные убытки в профессиональном деле. Все кассиры, исполнители денежных поручений, хранители товарных складов и т.п. — были обычно артельщиками и за их действия артель отвечала материально. Артельный капитал складывался из артельных паев и бывал весьма значительным. Все артельное делопроизводство находилось под надзором комитета. Артельные договоры, как и другие документы, скреплялись подписью комитета. Возобновление договоров происходило в конце каждого года.

Дела о несостоятельности сводились по преимуществу к вопросу о том, можно ли выбрать из среды кредиторов группу лиц, коим поручить управление предприятием в случае, если фирма испытывает затруднение в платежах (т.е. назначить администрацию) или сразу передать дело в ликвидационную комиссию. Биржевой комитет утверждал решение кредиторов. Для этого комитет подвергал дело своему рассмотрению. В случае, если он находил возможным допустить “администрацию”, то по закону он обязан был собрать под председательством старшины комитета особое совещание из шести торгующих при бирже купцов для окончательного решения. Эта область деятельности комитета исключала всякое формальное отношение, требовала тщательного и честного подхода. Биржевой комитет занял принципиальную позицию в отношении злоупотреблений на почве крупных неплатежей и тех, кто хотел нажиться на скидках, что способствовало укреплению дисциплины в области взаимных платежей.

Что касается третьего направления решения — общих хозяйственных вопросов и представительства — эта деятельность Биржевого комитета проходила при разной степени участия собрания выборных. В работе этого направления не было заранее установленной программы. Редким было проявление собственной инициативы комитета, чаще — переработка уже представленных проектов. Обсуждались вопросы самого разнообразного характера: о торговых палатах, тарифной политике, регулировании сахарной промышленности, положении о промысловом налоге, подготовке разного рода документов по рабочему вопросу.

Говоря о московской Бирже не стоит выпускать из виду одну немаловажную деталь: пользоваться ее услугами могли далеко не все торговцы и купцы. Для участия в московском Биржевом обществе был установлен высокий имущественный ценз, в следствии чего число его членов было сравнительно невелико — менее 500 человек. В этой связи интересным представляется заключение, сделанное Н.Скавронским*: “Большинство торговых людей предпочитает Бирже трактиры и почти все дела и переговоры происходят в них. Трактир — истинная биржа для Москвы...”[35].

Еще раньше, чем московская Биржа, сразу по окончанию Отечественной войны в 1813 г. возникло Московское купеческое общество, управляющее благотворительными учреждениями, бывшими в его ведении и ведавшими основными делами купечества. Организационная структура и способ формирования его звеньев были очень похожи на Биржу. Все, записанные в гильдии, избирали выборных и старшину купеческого сословия, его заместителя, кандидатов на пост двух членов купеческой управы в широком смысле слова, которая и ведала делами московского купечества, как сословия. В состав Управы не входил ни один крупный деятель Биржи. Члены Биржевого комитета были в собрании выборных, но и только. Сравнительно мало в Московском купеческом обществе было промышленников, больше торговцев. К началу XX века, в следствии роста авторитета Биржи, Московское купеческое общество значительно утратило свое былое профессионально-представительское значение, хотя и продолжало иметь постоянного представителя в составе Совета Съездов промышленности и торговли России.

Со второй половины XIX в., после реализации городской реформы Александра II, московское купечество получает широкое представительство в органах городского самоуправления. Среди гласных первой пореформенной Городской думы Москвы традиционно ведущую роль играли представители аристократии, но и купечество заняло в Думе прочное место: из 175 человек — 70 депутатов от дворян и 35 — от представителей торгово-промышленного мира. В списках все чаще мелькают фамилии вышедших на историческую сцену не только Москвы, но и всей России крупных купеческих династий — Морозовых, Рябушинских, Боткиных и др. Некоторые из избранных в Городскую думу гласных купеческого сословия вошли в историю русской культуры как видные общественные деятели. Отметим следующие имена:

Абрикосов Алексей Иванович (1824-1904) — основатель крупнейшей в России кондитерской фирмы. На средства Абрикосовых в начале ХХ в. построен родильный дом на Миусской площади.

Боткин Петр Петрович (1831-1907). В 1869 г. руководил крупнейшей чайной фирмой, основанной еще его дедом. В его особняке (Петроверигский переулок, 3, сохранился) собирались многие видные литераторы — Герцен, Гоголь, Некрасов, Тургенев и другие. Из многочисленных его братьев прославились Сергей Петрович — медик, Василий Петрович — литератор, Дмитрий Петрович — коллекционер.

Кокорев Васили Александрович (1817-1889) — винный откупщик, ставший миллионером, затем зачинатель нефтяной промышленности в России. Основатель картинной галереи и собрания памятников прикладного искусства, помещавшихся в Петроверигском переулке.

Пороховщиков Александр Александрович (1834-1917) — предприниматель, построил здание “Славянского базара”, корпуса Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Владелец книжного магазина “Русская грамота” на Тверской, в собственном доме. Один из издателей газеты “Минута” (“Русская жизнь”).

Рябушинский Павел Михайлович (1820-1899) — крупный текстильный фабрикант. В 1887 г. основал фирму “П.М.Рябушинский с сыновьями”. Из его восьми сыновей наибольшую известность приобрели: Павел Павлович — банкир и политический деятель, Степан Павлович — собиратель икон, Николай Павлович — меценат, издатель журнала “Золотое руно”, Дмитрий Павлович — основатель аэрогидродинамической лаборатории в Кучине.

Свешников Федор Осипович — книгопродавец, комиссионер Русского географического общества.

Солдатенков Козьма Терентьевич (1818-1901) — текстильный фабрикант, книгоиздатель, собиратель книг и картин. На завещанный им капитал построена больница в Москве (ныне им. С.П.Боткина).

Третьяков Сергей Михайлович (1834-1892) — совладелец текстильной фабрики в Костроме, собиратель произведений западноевропейской живописи, брат знаменитого П.М.Третьякова. В 1877-1881 гг. был московским городским головой. Подарил Третьяковские ворота с проездом, соединяющие Театральный проезд с Никольской улицей.

Щепкин Николай Михайлович (1820-1886) — второй сын М.С.Щепкина, издатель и книгопродавец, компаньон К.Т.Солдатенкова.

В конце XIX в. купец становится ведущей фигурой во всей городской общественности, что объяснялось не столько его активностью, сколько цензовой системой выборов. Так как городское домовладение в Москве к концу XIX в. в основном находилось в купеческих руках, то во всякого рода выборах в городе представители купечества избирались в первую очередь. Тем не менее, даже такое активное общественное востребование купечества не вело к его сословному сплочению, к преодолению политической аморфности.

Первый опыт московского купечества в создании самостоятельной политической партии выражающей интересы промышленного капитала был предпринят в годы первой буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг. Революция ускорила с одной стороны — организационное оформление молодых буржуазных сил, с другой — их внутреннюю дифференциацию.

После выхода Манифеста 17 октября 1905 г. для выборов в Государственную думу была создана торгово-промышленная партия, которая в значительной степени существовала лишь на бумаге и в первую Думу провела только одного депутата — А.В.Демидова. Параллельно с этой партией формируется “торгово-промышленный союз”. Его инициаторами явились видные представители московской Биржи: Крестовников, Рябушинский, Морозовы, Кнопы. Задачей его было объединение в масштабах всей России деятелей промышленности и торговли в одну организацию “для достижения основанных на новом правопорядке классовых нужд и потребностей”. Но после высшего подъема революционного движения, пришедшегося на декабрь 1905 г. в этих партиях произошел раскол. Даже попытка объединить купеческих депутатов в Государственной думе в какую-либо фракционную группу успеха не имела. “Правые” и “левые” настроения в купечестве и очевидная невозможность установить единый политический торгово-промышленный фронт заставили отдельных купцов и предпринимателей примкнуть к уже существующим политическим партиям, в частности к Союзу 17 октября и к партии Народной свободы (кадетам). В этих организациях они растворились в массе и мало влияли на общую партийную стратегию.

Вся эта ситуация явилась наглядным доказательством политической инертности купеческого сословия, вскормленного самодержавием, отсутствием у него социальной сплоченности. И несмотря на определенный перелом в его настроениях в период революции, оно, тем не менее, показало себя противниками каких-либо радикальных преобразований, в экономической и социальной сфере выступало за ограничение уступок революционной силе со стороны самодержавия и было вполне удовлетворено содержанием Манифеста 17 октября.

Важным приобретением смутных лет первой русской революции московское купечество считало учреждение “Общества заводчиков и фабрикантов Московского района” во главе с крупным промышленником Ю.П.Гужоном*. Оно носило подчеркнуто выраженный профессиональный характер и главную свою задачу видело в защите интересов промышленности и торговли, с одной стороны, от каких-либо посягательств правительства, с другой — для противостояния требованиям рабочих.

 

еще рефераты
Еще работы по истории