Лекция: Оборотничество
Слово «оборотничество» может ассоциироваться у некоторых с чем-то негативным. Действительно, в современных фильмах ужасов оборотень — это страшный персонаж. Как правило, изначально он прикидывается человеком, но при определенных обстоятельствах вылезает его звериная сущность.
Но «ужастики» про оборотней — изобретение не только современного кинематографа. Раньше и в деревнях, и в городах тоже рассказывали истории про оборотней.
Однако не этот смысл мы вкладываем в слово «оборотничество», когда говорим об обратимой трансформации. Наш клиент совершает оборот, что-то делает и возвращается к первоначальному своему виду. Никаких ужасов, просто доброе волшебство. Когда герою сказки нужно проникнуть куда-то, он превращается в муравья; нужно перелететь куда-то, он превращается в шмеля. Вспомним хотя бы «Царевну-лягушку», «Сказку о царе Салтане». Герои оборачиваются, меняют свой облик, приобретая при этом необходимые для решения проблемы возможности.
Способности к оборотничеству герои приобретают, находясь под воздействием неких внешних сил (волшебство Кощея Бессмертного, Царевны Лебеди). То есть оборотничество обязательно связано с внешним воздействием. Наиболее известные сказочные оборотни: Царевна-лягушка, Царевна Лебедь, Иванушка-козленочек, Чудище из «Аленького цветочка», царевич Гвидон.
Что нам дает знание об обратимой трансформации? Дает понимание тех «масок», которые надеваем мы, оказываясь в тех или иных ситуациях. Например, родители нередко жалуются: с бабушкой ребенок «как шелковый», но стоит ему оказаться дома — превращается в тирана.
Люди имеют в своем арсенале большое количество масок. Некоторые психологи считают, что чем больше у человека масок, тем больше у него моделей поведения и реагирования, а следовательно, тем лучше он приспособлен к социальным условиям. Иметь большой гардероб личин не так уж и плохо, главное — за ними не потерять свое истинное лицо. По-видимому, для того чтобы этого не произошло, сказочные герои не слишком часто пользуются возможностью превращения...
Однако для нас важно, что оборотничество обратимо и предполагает возвращение к истинному лицу. Представьте себе, что мы имеем дело с ребенком или подростком, который бывает то милым и добрым, то агрессивным и гадким. В этом случае можно заподозрить оборотничество. Причем оборотничество проблемное. Это случается, когда герой в силу каких-либо причин теряет или не может проявлять свой настоящий образ.
Допустим, произошел сбой: царевич Гвидон вовремя «не пришел в себя». Теперь он то шмелем станет, то в комара превратится. Все его слуги, все его царство, его мать — в панике: где прежний царевич? Что с ним стало? Примерно в таком состоянии приходят на прием к психологу родители и просят им помочь. И здесь наша задача — помочь найти истинное лицо нашего «царевича Гвидона». Как же это можно сделать?
Можно обсудить с оборотнем явление оборотничества. Сначала мы обсуждаем эти эпизоды на материале сказок, затем задаемся вопросом: а может ли быть такое в жизни? Как проявляет себя оборотень в реальности? Что же можно сделать, чтобы он, наконец, вернул себе истинное лицо? А истинное лицо, как учат сказки и жизнь, всегда связано с системой ценностей, сформированной у человека. Во что он верит, к чему стремится, что считает хорошим, а что — плохим — вот вопросы, над которыми мы размышляем, находясь в поисках истинного лица...
Оборотничество может символизировать и смену социальных ролей-масок. В жизни каждого из нас немало ролей, которые мы должны исполнять подчас одновременно: быть мужем и отцом, женой и матерью, сыном и начальником… И здесь мы используем оборотничество. И чем гибче мы это делаем, тем больше у нас шансов услышать о себе: «Он хорошо приспособлен к жизни». Однако нельзя забывать важную заповедь: «Помни о своем истинном лице!»
Оборотничество как прием часто используется педагогами и психологами: «А сейчас мы превратимся в зайчиков и попрыгаем, как они!», «Представьте себя деревом, которое имеет сильные корни, по ним в ствол и ветви поднимается живительная сила!». И, конечно, самые профессиональные оборотни — это актеры.
Дети тяготеют к оборотничеству: «Вот сейчас я превращусь в черепашку-ниндзя, и...» Поэтому наша задача — сделать детское спонтанное оборотничество осмысленным. Итак, представим, что ребенок желает превратиться в черепашку-ниндзя или в человека-паука. Не нужно сразу же отговаривать его от этого. Нам важно понять, что он приобретет, пережив превращение.
— Итак, ты хочешь превратиться в черепашку-ниндзя. Прекрасно! Каким ты станешь после превращения, какие качества приобретешь?
— Силу, сноровку, способность находить выход из любых трудных ситуаций, справедливость. Это очень важные качества. Но когда ты превратишься из черепашки в самого себя, как тебе эти качества помогут в жизни? В каких ситуациях ты сможешь применить эти качества?
С помощью таких рассуждений мы сможем сделать процесс спонтанного детского оборотничества осмысленным.