Лекция: ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
1. Конфликт между культурой и цивилизацией на Западе в оценке русских писателей и мыслителей Д.Мережковский, А.Блок, Вяч.Иванов, А.Белый, П.Флоренский, Н.Бердяев, В.Вейдле).
2. Э.Золя как литературный и художественный критик. Э.Золя о Бальзаке, Стендале, Флобере, Гонкурах, художниках-импрессионистах. (статьи Э.Золя могут распределить между собой 3-4 человека).
3. «Дневник» братьев Гонкур – важнейший источник для изучения литературной ситуации рубежа веков (Гонкуры о В.Гюго, Т.Готье, И.Тургеневе, Г.Флобере, Ш.Бодлере, Г. де Мопассане об эволюции французской литературы).
4. Теория «трех факторов» И.Тэна. Э.Золя об И.Тэне. Статья Э.Золя «Ипполит Тэн как художник».
5. А.Франс — литературный критик (А.Франс и Э.Золя, А.Франс и Г.Флобер и т.д.).
6. Цикл Р.Роллана «Героические жизни» («Жизнь Толстого»,1911; «Жизнь Бетховена», 1903; «Жизнь Микеланджело», 1906).
7. Ш.Бодлер и Э.По (проблема восприятия).
8. Г.Ибсен и Ф.Ницше.
9. Б.Шоу об Ибсене как создателе «проблемной драмы». («Квинтэссенция ибсенизма»),
10. Восприятие творчества И.Ибсена в России (А.Чехов, Д.Мережковский, А.Блок, И.Анненский, А.Белый).
11. К.Гамсун и Ф.Ницше.
12. Трагедия романтической личности в романе К.Гамсуна «Виктория».
13. Концепция героя в романе К.Гамсуна «Мистерии».
14. А.Стриндберг о задачах театрального искусства.
15. Символистская драматургия А.Стриндберга. Пьеса «Игра снов» (1901).
16. Социально-критический роман А.Стриндберга «Красная комната»(1879).
17. Роман А.Стриндберга «Слово безумца в свою защиту».
18. Р.Вагнер в восприятии немецких и западноевропейских писателей рубежа веков.
19. Образ декаданса в творчестве Ф.Ницше.
20. Значение Ф.Ницше для немецкой и западной культуры XX в. Т.Манн и С.Цвейг о Ф.Ницше.
21. Мир и человек в поэзии Р.-М.Рильке («Часослов»).
22. Б.Пастернак и М.Цветаева о Р.-М.Рильке.
23. Восприятие творчества О.Уайльда в России (К.Бальмонт, М.Кузмин, Н.Гумилев, К.Чуковский).
24. Традиции романа XIXв. в творчестве Дж.Голсуорси. Дж.Голсуорси и Бальзак. Дж.Голсуорси и У.Теккерей.
25. Художественно-эстетическая концепция Г.Джеймса (эссе «Искусство романа», предисловия к романам).
26. Мотив «гибели любви» в поэме О.Уайльда «Баллада Редингской тюрьмы» и романе «Портрет Дориана Грея».
27. Концепция романного цикла Э.Золя «Ругон-Маккары» и принципы работы писателя над ним.
28. Г. де Мопассан о А.Шопенгауэре, роковом противоречии между «бытием» и «сознанием», творчестве как иллюзионизме.
29. Теоретические работы Э.Золя («Экран», «Экспериментальный роман», «Романисты-натуралисты», «Натурализм в театре») и становление натуралистической школы во Франции.
30. Э.Золя и художники-импрессионисты.
31. Концепция книги А.Белого «Символизм как миропонимание»( книгу для анализа могут распределить между собой 3-4 человека)
32. Концепция человека в «Жизни Иисуса» Э.Ренана.
33. Г. де Мопассан об И.Тургеневе (статьи «Изобретатель слова «нигилизм», «Иван Тургенев», посвящение к сборнику новелл «Завещание Телье»).
34. Г. де Мопассан и проблема психологического анализа («Монт-Ориоль», «Пьер и Жан»).
35. Основные мотивы лирики Э.Верхарна (цикл «Города-спруты»). В.Брюсов и М.Волошин об Э.Верхарне.
36. Роман М.-А.Нексе «Пелле-завоеватель» как роман воспитания. Традиции и новаторство.
37. Концепция любви, эстетика и философия чувства в романе К.Гамсуна «Мистерия».
38. Тема духовной изолированности человека в психологических драмах Г.Гауптмана «Праздник примирения» (1890) и «Одинокие» (1891).
39. Черты неоромантизма и символизма в драме Г.Гауптмана «Потонувший колокол» (1896).
40. Публицистическое наследие Г.Манна («Флобер и Жорж Санд, 1905; «Вольтер и Гете», 1910; «Дух и деяние», 1911; «Золя», 1915).
41.Основные мотивы лирики Э.Дикинсон.
42.Тема войны в эпической поэме Т.Гарди «Династы» (1904-1908 гг.).
43. Р.Л.Стивенсон — основоположник и теоретик английского неоромантизма (статьи «Скромное возражение», «Замечание о реализме»).
44.Идея двоемирия в повести Р.Л.Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886).
45.Концепция человека в поэме А.Жида «Яства зеленые» (1897). Влияние идей Ф.Ницше.
46. Публицистика А.Жида («Переписка Достоевского», 1908; «Братья Карамазовы», 1911).
47. Концепция человека в романе А.Жида «Имморалист».
48. Тема «маленького человека» в трилогии Альфонса Доде («Необыкновенные приключения Тартарена из Тараскона», 1872; «Тартарен в Альпах», 1885; «Порт Тараскон», 1880).
49. Ж.Верн (1828-1905) как основатель жанра научно-фантастического романа. Образ ученого-творца в романах Ж.Верна.
50. Поэт и общество в пьесе Э.Ростана «Сирано де Бержерак».
51. Концепция книги О.Шпенглера «Закат Европы».
52. Философская система А.Бергсона. Теория интуитивизма.
53. Концепция работы А.Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Влияние идей Шопенгауэра на творчество писателей рубежа веков.
54. Эстетическая программа М.Метерлинка. Трактат «Сокровище смиренных»(1896).
55. Пьеса Метерлинка «Пелеас и Мелисанда» — метерлинковская версия легенды о Тристане и Изольде.
56.Концепция любви в драме Метерлинка «Монна Ванна (1902). Традиции французского классицизма в пьесе.
57. Концепция книги «Морис Метерлинк в России Серебряного века» (М., 2001).
58. Концепция книги В.Розанова «Мысли о литературе» (М.: Современник, 1989)
59. В.Розанов о М. Метерлинке.
60. Статьи Д.Мережковского «Неоромантизм в драме» и «Новейшая лирика» (1894).
61. А.Блок и А.Стриндберг.
62. Роман А.Франса «Восстание ангелов». Особенности художественного времени и пространства в романе.
63. Трагическое в романе Мопассана «Сильна как смерть».
64. Концепция любви в романе Э.Золя «Исповедь Клода».
65. Идея эволюции в пьесе Б.Шоу «Человек и сверхчеловек».
66. Э.и Ж де Гонкур. «Дневник». (Работу над дневником могут взять 2 человека)
67. Реферирование книги Л.В.Усенко «Импрессионизм в русской прозе начала 20 века» (Работу над книгой могут взять 2 человека)
68. Реферирование книги Л.Андреева «Импрессионизм»
69. Импрессионистические тенденции в прозе Дж.Конрада.
70. Реферирование работы И.Анненского «Книги отражений» (М.: Наука, 1979)
71. Статья М.Горького «Поль Верлен и декаденты». Восприятие. Дискуссия.
72. Книга В.Розанова «О писательстве и писателях» ( М.: Республика, 1995)
ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
Кафедра богословия
А.А. ПРЖЕГОРЛИНСКИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К НАПИСАНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
ПО БОГОСЛОВИЮ