Лекция: Тема 1. Историческая наука как основа партиотического воспитания сотрудников правоохранительных органов. (2 часа)
Последняя четверть XIX века — время открытий, приведших к перевороту во взглядах на природу: была открыта клетка, закон сохранения и превращения энергии, создана эволюционная теория, важные открытия были сделаны в области антропологии, физиологии, психологии.
Тем самым была сформирована принципиально новая естественнонаучная база свободомыслия, давшая возможность подвергать религию всесторонней критике.
Выдающуюся роль в обосновании естественнонаучного атеизма XIX—XX вв. сыграли Ч. Дарвин, Э. Геккель, К.А. Тимирязев, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Д.И. Менделеев. Ч. Дарвин — основоположник науки о развитии органического мира, создатель эволюционной теории, опровергнувший господствующий религиоидеалистический взгляд на природу как на свидетельство божественного происхождения живых существ, в том числе человека.
В противоположность церковным утверждениям о независимой от тела души физиолог И.М. Сеченов показал, что психика, которую религия выдает за проявление мистической души, является свойством мозга, продуктом его деятельности. Доказав рефлекторный характер психики, Сеченов раскрыл её причинную обусловленность внешним миром.
Видные русские естествоиспытатели И.П. Павлов, Д.И. Менделеев, И.И. Мечников, К.А.Тимирязев и др., опираясь на результаты своих исследований, доказывали материальное единство природы, отрицали загробную жизнь, духов и души, выступали против примирения науки и религии.
^ Современное свободомыслие.
Современное буржуазное свободомыслие отражает интересы демократических кругов и буржуазной интеллигенции л осталось в целом на уровне свободомыслия нового времени. В современном обществе оно играет в общем положительную роль, ибо содействует просвещению масс.
Отличительной чертой современного свободомыслия является его организованность. Существуют две всемирные организации буржуазных свободомыслящих: всемирный союз свободомыслящих (ВСС), основанный в 1896 г., и международный гуманистический и этический союз (МГЭС), основанный в 1962 г.
Другая черта современного свободомыслия — широкая пропаганда идей антиклерикализма, секуляризации различных сторон общественной жизни, светской морали, а также критика религиозной морали и религии.
Буржуазные критики религии активно включились в движение за отделение церкви от государства (там, где она еще не отделена). Следует отметить, что сама по себе борьба за отделение церкви от государства является борьбой за осуществление буржуазно-демократических свобод.
Таким образом, претензии церкви и религии на единственно истинное учение о мире несостоятельны. Процесс познания мира породил естественнонаучные представления о природе и человеке. Научное и религиозное мировоззрения противоположны в своей основе, несовместимы» Взгляд на мир такой, каков он есть без внесения сверхъестественного, возник и формировался в глубокой древности, когда люди пытались понять суть природы и самих себя. В основе развития свободомыслия лежат социально-экономические причины: постепенное развитие производственных сил и освобождение человека от зависимости от природы, а также прогрессивное развитие общества.
Кратко об атеизме
Атеизм (греч. а — отрицание и theos — бог; буквально — безбожие) — философско-материалистическое учение. Атеизм, с одной стороны, постулирует несостоятельность всякой религии как фантастического, искаженного отражения действительности, отвергает веру в реальность существования всего сверхъестественного, бога, богов, духов, потустороннего мира, воскресения из мертвых, бессмертия души, ее переселения из одних существ в другие, отрицает возможность сотворения мира и всего сущего из ничего, а с другой стороны признает вечность и несотворимость материального мира, развитие природы и общества по своим собственным законам и способствует формированию у людей материалистического мировоззрения.
Классификации атеизма в западной и отечественной литературе разнообразны. Во многом они субъективны, хотя в той или иной мере учитывают реально существующие различия между видами свободомыслия и атеизма. Так различают практический и теоретический атеизм (Бруггер), рационалистический, экзистенциальный (Сартр, Лепп), агностический, стихийный, постулатный (Шмидт); три вида атеизма связаны с именами О. Конта, Л. Фейербаха и К. Маркса, а также Ф. Ницше (А. де Любак), З. Фрейда и Б. Рассела; иногда в понятие атеизма неправомерно включают буддизм и даосизм.
Мы хотим предостеречь читателей (особенно верующих) от суженной трактовки атеизма, как только отрицания бытия бога. В этом случае, атеизм был бы просто верой в неверие, т.е. принципиально не отличался бы от религиозного мировоззрения. Напротив, научный атеизм начинается с тщательного изучения религии, всех ее направлений, форм и разновидностей. Например, далеко не каждый верующий знает, что в мире сейчас существует более трех тысяч религий со своими представлениями о боге (богах), своими обрядами и таинствами, со своими сторонниками, которые считают, что именно их религия является истинной. И очень часто верующие искренне убеждены, что другие религии – “вымысел людей”, а своя, – “откровение Бога”. И только научный атеизм изучает все разновидности и типы религий одинаково тщательно и беспристрастно, сравнивает их между собой, выводит общие закономерности их развития, причины возникновения, ту роль, которую они играли и играют в жизни человека, государства, всего человечества. Конечно, атеизм не в состоянии только своими силами исследовать различные религии и разные формы проявления религиозности в прошлом и настоящим. Он использует данные истории и археологии, этнографии и религиоведения, психологии и биологии, астрономии и физики, социологии и многих других наук.
Как уже было сказано, буквальный перевод слова “атеизм” – “безбожие”. Это сразу подчеркивает негативный аспект в этом термине. Но на деле, атеизм – это позитивное знание и гуманистическая жизнеутверждающая позиция. Атеизм, в отличие от религиозного нигилизма, не игнорирует общечеловеческие ценности религии, но освобождает их от мистического ореола, тем самым, обнажая и усиливая их земное, мирское содержание. Вере в сверхъестественное он противопоставляет веру в истинность приобретенного практическим путем опыта и научного познания, а преклонению перед церковными авторитетами – собственную критичность. Но главное: не соглашаясь с идеей загробного существования, атеизм предлагает ценить краткую и хрупкую земную жизнь как величайший дар природы. Именно поэтому он предписывает человеку повиноваться не вере в сверхъестественное, а законам природы, дающим личности ориентиры свободной деятельности и возможности наиболее полной личной самореализации. Одним словом, религия возвеличивает бога, атеизм – человека.
Сегодня в обществе, как нам кажется, существуют ложные представления о том, что такое атеизм и кто такие атеисты:
Предвзятые критики атеизма нередко представляют его видом суеверия (“верой в неверие”), а то и своеобразным оборотнем, “религией наоборот”. Однако неправомерно считать суеверием двухтысячелетнюю культурную традицию, неотделимую от истории философии и науки. Атеизм не является также “религией наоборот”. Достаточно указать, например, на отсутствие в атеизме обрядности, культа, церкви, догматов и т.п.
Атеисты, по определению, не являются язычниками или сатанистами.
Атеисты не аморальны. В рекламировавшейся в недавнем прошлом книге Д. Панина “Теория густот” читаем: безбожник “проявляет наклонности ко лжи, к злобе, воровству и предательству”. Это серьезное заблуждение. Атеисты, в такой же степени, как и верующие, подчиняются правилам общепринятой морали и этики (“не убей”, “не укради” и т.п.).
В настоящее время, в силу кризисного состояния России застопорилось серьезное научное исследование феномена атеизма. Поэтому, к сожалению, все большее распространение получают религиозно-философские и богословские представления об атеизме, который нередко отождествляется с богоборчеством и нигилизмом. Общий тезис “атеизм есть отрицание бога” дополняется положениями типа А. – “суррогат веры” (Н. Бердяев, А. Мень), “извращение мыслей” (С. Булгаков), “дьявольское искушение”, “хуление бога”, эгоизм, низменные побуждения и т.д.
В заключение, хочется добавить, что теоретический атеизм существует всего около трех веков, хотя зачатки его восходят к Лукрецию. Впервые он обрел жизнь благодаря усилиям французских просветителей, развивается в лоне марксизма, философского натурализма, секулярного гуманизма. Атеистическое мышление, будучи по существу новаторским и прогрессивным, еще не освоено большей частью человечества – слишком сильна и реакционна многовековая религиозная традиция, слишком трагичны жизненные обстоятельства. Атеизм – мировззрение будущего. В идеале атеист – свободолюбивая сильная личность, бесстрашная в гражданском и интеллектуальном плане, цель которой – совершенствование земной жизни; в худшем случае это индивид, полагающий, что “без бога все дозволено”, — в этом случае его позиция смыкается с религиозным нигилизмом.
Тема 1. Историческая наука как основа партиотического воспитания сотрудников правоохранительных органов. (2 часа)
План
1. История как наука и учебная дисциплина.
2. Сущность и формы исторического сознания.
3. Функции исторического сознания.
4. Методы и источники изучения истории.