Лекция: Тема 1. Введение в историю театра. Театральное искусство Античности

1991 г., 19 – 21 августа Антигосударственный путч в Москве

1991 г., 8 декабря Беловежское соглашение руководств России, Украины и Белоруссии о роспуске СССР

1991 г., 25 декабря Отставка М.С. Горбачева с поста Президента СССР

1992 г., январь Начало радикальной экономической реформы в России

1993 г., 3 – 4 октября Выступление оппозиционных сил в Москве. Обстрел Белого дома

1993 г., 12 декабря Принятие новой Конституции РФ

1996 г., июль Избрание Б.Н. Ельцина на второй срок президентом РФ

1994 г., декабрь – 1996 г., декабрь Война в Чечне

1998 г., август Финансовый кризис в России

1999 г., август Начало антитеррористической операции в Чечне

1999 г., 31 декабря Досрочный уход президента РФ Б.Н. Ельцина в отставку

2000 г., 26 марта Избрание президентом РФ В.В. Путина

 

План экономических реформ был обнародован только в конце октября 1991 г. С его изложением выступил на Съезде народных депутатов России сам президент Б.Н. Ельцин. План включал несколько конкретных направлений экономической политики России, которые и составляли суть реформы.

Первая крупная мера – разовое введение свободных цен с января 1992 г. – должна была определить рыночную стоимость товаров и ликвидировать товарный дефицит. Втораялиберализация торговли – должна была ускорить товарооборот, создать инфраструктуру по сбыту отечественной и импортной продукции. Третья – широкая приватизация жилья, госпредприятий – должна была превратить массы населения в собственников.

Программа радикальных реформ была изложена Ельциным, но ее авторами являлись ведущие министры нового российского правительства: экономисты-рыночники Е. Гайдар, А. Шохин, А. Чубайс. По своей сути эта программа означала быстрый переход к рыночной экономике.

12 декабря 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства по Конституции является избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входят 21 республика, 46 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федеративного значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей.

Постоянно действующий законодательный орган РФ – Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

На фоне экономического кризиса, инфляции, задержек по выплате заработной платы, пенсий, дефицита бюджета шансы на избрание на второй срок у Б.Н. Ельцина были невелики. Однако организованная с использованием новейших PR-овских технологий предвыборная кампания, главным лозунгом которой стал девиз голосовать не за Ельцина, а против возрождения коммунизма, принесла успех. В результате двух туров выборов президентом России в июле 1996 г. вновь стал Б.Н. Ельцин. За него проголосовало 53 % общего числа избирателей. Г.А. Зюганов – главный конкурент Б.Н. Ельцина – получил 40,7 % голосов.

В декабре 1999 г. состоялись выборы в Государственную Думу. На политической арене появились новые движения:“Отечество – вся Россия” (лидеры Е.М. Примаков, Ю.М. Лужков), “Союз правых сил” (С.В. Кириенко, Б.Е. Немцов, И. Хакамада) и правительственное объединение “Единство” (возглавил министр по чрезвычайным ситуациям С. Шойгу). Лидирующими фракциями в Думе стали “Единство” и КПРФ.

31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин объявил о своем досрочном уходе в отставку. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В.В. Путина, главу правительства. На выборах 26 марта 2000 г. В.В. Путин был избран Президентом Российской Федерации.

 

 

История театра. Содержание курса

 

Тема 1. Введение в историю театра. Театральное искусство Античности

Особенности мировоззрения Древней Греции: антропоцентризм, калокагатия, агонистика. Гармония и соразмерность как основа эстетических представлений.

Роль культа Диониса в формировании греческого театра и жанров греческой драматургии (трагедии, комедии, сатировской драмы). Аристотель о возникновении трагедии и комедии. Платон о задачах искусства (10 глава «Государства»).

Рождение трагедии Древнегреческая трагедия до Эсхила. Феспид, выделение из хора особого исполнителя — гипокрита (ответчика). Фриних (ок. 540— ок. 470 до н. э.),

Эсхил (525—456 до н. э.) — основоположник греческой трагедии в ее установившихся формах. Драматизация и переосмысление мифологических сказаний в соответствии с выдвигаемой проблематикой. Трилогия. Принципы ее построения.

«Персы» (472) — единственная дошедшая до нас греческая трагедия на исторический сюжет. Мысль о неотвратимости справедливого возмездия за нарушение установленного миропорядка. Особенности композиции «Персов». Архаические черты в структуре этой трагедии.

«Прометей прикованный», философское содержание трагедии; страстный протест против всякого насилия и угнетения, богоборчество и гуманизм. Титанизм образа Прометея, могучая поэтическая сила трагедии.

Трилогия «Орестея» (458) — наиболее зрелое произведение Эсхила. Тема трагической судьбы рода Атридов в «Орестее». Рок и свободная воля героя при выборе решения. Усиление действия, развитие диалога, углубление характеров в «Орестее».

Софокл (ок. 496—406 до н.э.) — поэт расцвета афинской рабовладельческой демократии. Общественное значение трагедий Софокла. Вера в справедливость существующего миропорядка.

Герои трагедий Софокла — люди изображенные такими, какими они должны быть» (Аристотель). Перенесение центра тяжести в трагедиях Софокла на действенное изображение человека, его борьбы и душевных переживаний. Благородство и величие героев Софокла, цельность и простота их характеров.

«Антигона» (ок. 442). Общественный смысл конфликта между Антигоной и Креонтом. Героизм и самопожертвование Антигоны, ее нравственная победа над Креоптом. «Царь Эдип» (ок. 429). Проблема рока и свободы человеческой личности. Понятие о субъективной и объективной вине героя. «Электра». Идея справедливого возмездия. Тираноборческий пафос трагедии. «Эдип в Колоне» (406) —завершение темы Эдипа в творчестве Софокла. Идея оправдания благородного героя, совершившего невольное преступление.

Театральные реформы Софокла: введение третьего актера и расписных декораций, увеличение числа хоревтов до 15, отказ от создания связанных единством сюжета трилогий и сохранение самостоятельного значения за каждой трагедией. Дальнейшая драматизация действия.

Роль хора как действующего лица в трагедиях Софокла. Важность хоровых партий для решения основного конфликта трагедий.

Еврипид (ок. 480—406 до н. э.). Патриотические мотивы в его трагедиях. Снижение героического идеала человека; изображение людей «такими, каковы они есть в действительности» (Аристотель). Острота конфликтов в трагедиях Еврипида. Глубокое проникновение в мир душевных переживаний человека; Еврипид как «трагичнейший из поэтов» (Аристотель). Внесение в трагедию бытовых элементов. Усложнение интриги.

«Медея» (431). Трагическая раздвоенность образа Медеи. Изображение внутреннего разлада в душе героини — открытие Еврипида, оказавшее колоссальное влияние на трагедию нового времени (в частности, на трагедии Расина) и на психологическую драму. «Ипполит» (428). Новизна тематики трагедии для афинской сцены V в. до н. э. «Электра» (ок. 413). Миф без героического ореола. «Киклоп» — единственная дошедшая до нас полностью сатировская драма.

«Ифигения в Авлиде» (поставлена в 405). Образ юной героини, жертвующей собой для славы отчизны. Патриотические мотивы в этой трагедии.

Драматургические особенности трагедий Еврипида.

Структура древней аттической комедии (агон, парабаса и т. д.), роль песенно-танцевального элемента в ней. Роль древней аттической комедии в общественной и культурной жизни Афин.

Аристофан (ок. 446—ок. 385 до н.э.)— «отец комедии». Эволюция творчества Аристофана, отражение в нем интересов, мыслей и чувств мелких аттических земледельцев. Острая политическая направленность творчества Аристофана. Комедии «Ахарняне», «Мир», «Лисистрата», «Лягушки», Облака». Защита Аристофаном воспитательной роли искусства, взгляд на драматурга как на учителя «граждан.

Аристотель (384—'322 до н.э.). «Поэтика» — первое дошедшее до нас систематическое изложение теории поэтического искусства.

Роль государства в организации театральных представлений в Древней Греции. Всенародный характер празднеств. Театральные состязания. Хореги. Три награды для победителей. Устройство театра: орхестра, скена, места для зрителей (театрон), проскений; параскении; пароды. Театральные машины в театре V в. до н.э. (эккиклема и эорема). Декорации. Зрители. Хор в греческом театре, его общественная и художественная роль.

Новая аттическая комедия. Менандр (ок. 343—ок. 291 до н.э.).

Темы и проблематика новой комедии — семейные конфликты, вопросы брака, воспитания и т. п. Постоянные типы-маски. Искусное ведение сложной интриги. «Брюзга» — единственная полностью дошедшая до нас комедия. «Третейский суд».

еще рефераты
Еще работы по истории