Реферат: Кроме того, к числу национальных компаний относятся финансовые структуры


Днепровская И. В.

Волгоградский государственный технический университет

г. Волгоград, Россия


Интересы национальных компаний в условиях кризиса


Национальные компании можно определить как основную организационную форму деятельности национального государственного и частного капитала1, которая, будучи направленной на производство ВВП, охватывает весь реальный сектор экономики, включающий материальное производство во всем наборе его отраслей, торговлю и сферу нематериальных услуг2. Кроме того, к числу национальных компаний относятся финансовые структуры. Финансовый сектор, противостоящий, по мнению ряда исследователей, реальному сектору экономики, на самом деле является его составляющей в части, представленной посреднической деятельностью банков и страховых учреждений, так как вносит свой вклад в ВВП в виде банковской и страховой прибыли. Таким образом, интересы финансовой и нефинансовой сферы принимают единое направление – обеспечение устойчивого расширенного национального воспроизводства и национальной экономической безопасности посредством сохранения целостности народного хозяйства и перспектив его развития в глобализующемся мире.

Рассмотрим, каков вектор интересов национальных компаний в условиях кризиса? Некоторые аналитики предполагают, что нижняя точка промышленного спада – февраль 2009 года, в то время как дальше уже наметился рост. Так, почти полное восстановление произошло в химии и нефтехимии (удобрения азотные и фосфатные, концентрат апатитовый, аммиак синтетический, пленки полимерные и другие), небольшое оживление в черной металлургии (железная руда, окатыши железнорудные, отдельные виды проката, трубы электросварные)3.

Однако, исходя из данных официальной статистики, не все так оптимистично, потому что просели сильнее прочих «сложные» производства, завязанные на инвестиции: технологическое оборудование, станки, автомобилестроение. Сырьевые гиганты российского бизнеса затронуты кризисом куда в меньшей степени. Это вполне логично. Дело в том, что цены на продукцию реального сектора стали значительно снижаться сразу после осени 2008 года, причем динамика снижения оценивалась десятками процентов и, что самое главное, такими же темпами сокращались цены на ресурсы и энергоносители. Для производителей конечной продукции сокращение энергетической и сырьевой составляющей себестоимости, а также эффект девальвации рубля мог дать существенный задел для роста ценовой конкурентоспособности. Март текущего года переломил эту тенденцию, так как был зафиксирован рос цен на энергоресурсы, хотя уровень цен мирового рынка держится на сравнительно невысоком уровне. Если произойдет рост конъюнктурного спроса на внешних рынках, то наметившаяся ценовая динамика еще быстрее пойдет вверх. Фактор девальвации также компенсируется усилиями правительств европейских государств, которые из всех сил поощряют своих национальных производителей. Импорт продолжает поступать на отечественный рынок, так как европейцы готовы максимально «ужаться», снизив маржу, но не потерять рынок.

В целом, несмотря на некоторые позитивные импульсы, в глаза бросается ухудшение финансового положения реального сектора. Так, по подсчетам ЦМАКП, по сравнению с 2008 годом соотношение прибыль\ долг в нефинансовом секторе снизилось в два раза (23,% в январе-апреле 2008 года к 10,4% за аналогичный период 2009 года), при этом в некоторых отраслях данный показатель ушел в зону отрицательных значений (-9% – в производстве ряда неметаллических минеральных продуктов, -4,4% – в сфере обработки древесины и производства изделий из дерева, -3,7% – в сельском хозяйстве)4.

Во многом позитивные импульсы в ряде отраслей, о которых говорилось выше, обусловлены синдромом «иррациональной жизнерадостности» в промышленности. Производители различных полуфабрикатов, достаточно далеко стоящие от выпуска готовой продукции, работают на рост запасов, причем все больше не на живые деньги, а «за обещания заплатить» (химия, черная металлургия, строительные материалы). Опросы ИЭПП (С.Цухло) фиксируют резкий рост затоваривания готовой продукцией, констатируя – так много избыточных запасов не было уже в течение 13 лет. Ожидания спроса, которые росли в течение предыдущих месяцев, в апреле 2009 года стали резко падать5.

Проблемы реального сектора отражаются на состоянии финансового сектора, что также не прибавляет оптимизма. Проблема плохих долгов, возникшая еще в конце 2008 года, продолжает стремительно усугубляться: по данным ЦБ РФ, за первое полугодие текущего года объем плохих долгов удвоился в абсолютном выражении (с 422 млрд до 830 млрд рублей), при этом также вдвое вырасла доля просрочки в кредитных портфелях банков (январь 2009 года – 2,1%, июль 2009 года – 4,2%). При этом продолжает расти зависимость предприятий от банковских кредитов, обусловленная не расширением кредитования (динамика предоставления кредитов нефинансовому сектору отрицательная и ежемесячно сокращается от 0,4 до 1,5%), а стремительным снижением обеспеченности национальных компаний собственным оборотным капиталом (в первом квартале 2009 года соотношение собственных средств и банковских кредитов в оборотном капитале предприятий в среднем составило 3,5 и 62,9% соответственно)6.

Итак, что же делать в сложившейся ситуации? Как поднять с колен национальные компании? Дело в том, что не вся национальная промышленность – это госкорпорации и системообразующие предприятия, которым помощь оказывается в виде государственных кредитов. Следовательно, уповать на государственную финансовую поддержку всем не приходится. Государство, в первую очередь будет закрывать проблемы финансового сектора, предотвращая возможность системного банковского кризиса из-за все тех же плохих долгов. Здесь отнюдь не лишним будет сказать о дефиците федерального бюджета, который по итогам первого квартала 2009 года составил 29,7 млрд рублей или 0,36% ВВП, тогда как правительство планировало от 6 до 8% дефицита бюджета, предполагая, что государственный спрос заменит внешний спрос, что в настоящее время не происходит7.

Сегодня аналитики вырабатывают различные сценарии, которые могут оживить реальный сектор. И фактически в каждой публикации, посвященной данной тематике, рассматривается шоковый сценарий с разными декорациями, но предельно схожей сутью. Итак, в качестве одного из шоковых сценариев предлагается вариант 1999 года, т.е. экспортноориентированный рост с резким сокращением бюджетной поддержки потребления, обрушением курса рубля и импрота (А. Аксаков и его сторонники)8.

Такой сценарий, может быть и даст возможность национальным компаниям за счет шоковой корректировки относительной цены труда под воздействием гиперинфляции осуществить быстрый выход из спада и переход к динамичному росту, но он все же противоречит национальным интересам, включающим не только экономическую, но и социальную составляющую. Дело в том, что демографическая ситуация нам этого не простит, ведь вызовы России находятся не только в экономической плоскости. Действительно, общество не готово к шоку.

На наш взгляд, вектор интересов национальных компаний вписывается в вектор национальных интересов в том случае, если он лежит между сценарием внутреннего шока, подразумевающего рост числа корпоративных банкротств, падения занятости и реструктуризации кредитов реального сектора с возможным их рефинансированием со стороны ЦБ РФ. В настоящее время необходимо создать прозрачную методику и протестировать предприятия, исходя из того, каким запасом прочности и уровнем конкурентоспособности они обладают. Достойные целесообразно поддерживать, тогда как слабым придется сменить собственников.

Следует заметить, - российским компаниям действительно тяжело, однако за всей этой тяжестью ситуации скрываются далеко не самые объективные причины. Дело в том, что настоящий кризис вытащил на свет неэффективность менеджмента во многих компаниях, нежелание собственников и управленцев развивать свой бизнес, проедание прибыли, полученной на конъюнктуре, содержание целого штата бесполезных и неэффективных сотрудников и т.д. Этот шлейф проблем лежит, прежде всего, в пресловутом менталитете, и тянется он с советских времен. Однако не только неэффективное поведение менеджмента есть наследие советских времен. Есть такая привычка, в случае проблем сразу смотреть на государство как на единственный источник спасения. К сожалению, не у всех получается, как уже говорилось выше, получить долгожданную государственную помощь. Итак, стандартная российская компания функционирует следующим образом, – растет на конъюнктуре, используя экстенсивные механизмы, затем попадая в условия кризиса, естественно трещит по швам, благодаря, в большей степени, внутренним проблемам, нежели внешним. Если есть у данной компании доступ к административному ресурсу, то она выживает, если нет, то меняет собственника.

Ситуация была бы крайне пессимистичной, если бы не компании-газели, компании с принципиально новой философией функционирования, которые развиваются в условиях российской экономики, умудряются выходить на внешние рынки с крайне сложной конкурентной средой, а также, несмотря ни на что, самостоятельно справляются с кризисом. В Финансовой академии при Правительстве РФ группой ученых9 было проведено эмпирическое исследование ряда отраслей и компаний российской экономики, на основании которого было выделено около 54 наиболее успешных российских фирм. Основной характеристикой этих компаний является экспонентный рост10, свидетельствующий о выходе на такую рыночную нишу, где существует громадный объем неограниченного (в пределах определенного времени) спроса. Самым интересным и самым важным в условиях российской экономики является то, что «газели» присутствуют не только в прогрессивных, но и в умирающих отраслях, специализируясь либо в производстве потребительских товаров для «субсреднего» класса населения, либо в инфраструктуре бизнеса, так как в докризисных условиях именно эти сферы деятельности были наиболее перспективны для «реализации амбициозных планов роста»11.

Итак, рассматривая высокотехнологичные сферы российской экономики, а также интернет-бизнес, нельзя не отметить деятельность таких «газелей» как РБК (17-тикратный рост за шесть лет) и «Брокеркредитсервис» (рост активов в 17 раз за шесть лет). Здесь же необходимо упомянуть сотовых операторов, «Вымпелком» (величина оборота за семь лет выросла в 20 раз), «Мегафон» и «МТС». В финансовой сфере яркой «газелью» является лидер российского рынка экспресс-кредитования банк «Русский стандарт» (127-кратный суммарный рост активов за шесть лет), а также Национальная факторинговая компания (НФК), по сути создавшая в России рынок факторинговых услуг. Активно производит «газели» сфера торговых розничных сетей, где лидерами роста являются «Евросеть», «Ашан», «Пятерочка», «Топ-книга».

Нельзя не сказать о «газелях», выпустивших на рынок такие справочно-правовые системы, как «Гарант» и «Консультант», открывшие отечественное законодательство в рамках удобного интерфейса. Не менее важную роль в области средств ведения бизнеса сыграла компания «1С» (за последние восемь лет – 12-кратное увеличение продаж), выпустив такие необходимые для организации работы фирмы продукты: «1С:Бухгалтерия» и «1С:Предприятие».

Примером «газели», развернувшей свою деятельность в депрессивной отрасли, является компания Ralf Ringer. По сути, ей удалось осуществить стократное увеличение выпуска обуви при наличии мощного прессинга со стороны иностранных конкурентов практически во всех ценовых сегментах. Аналогичной является история успеха компании «Глория-Джинс», предложившей рынку оптимальное соотношение цены и качества своей продукции.

По мнению исследователей12, существенной характеристикой «газелей» является слабая связь их деятельности с формальным проведением НИОКР, в то время как залог успеха кроется во внедрении нетехнологических инноваций, дающих реальные конкурентные преимущества. К такого рода нетехнологическим инновациям относят новые системы сбыта, новые маркетинговые методы и способы организации производства.

Подводить итог анализа деятельности отечественных «газелей» следует, с одной стороны, принимая во внимание мощное негативное влияние кризиса на национальную экономику. С другой стороны, кризис – это пусковой механизм будущего роста. Именно после кризиса 1998 года такие операторы сотовой связи как «Вымпелком», «МТС» и др. перешли к динамичному и устойчивому росту, снизив цены на предлагаемые услуги, за счет чего сотовая связь стала доступной для широких слоев населения. Неординарные маркетинговые решения и неосвоенные рыночные ниши, которые в российской экономике все еще существуют, есть залог превращения небольшой компании в динамичную «газель» отечественного бизнеса – явление общенационального масштаба.


Библиографический список

1 Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. В 2 т. Т. II /гл. ред. А.М. Румянцев. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – С.62.

2 Черковец, В. О содержании понятия «реальный сектор экономики» и роли материального производства (материалы к лекциям и семинарам) / В. Черковец //Российский экономический журнал. – 2001. – №12. – С. 51.

3 Гурова, Т. Экономика ваньки-встаньки /Т. Гурова //Эксперт. – №16. – 2009. – С. 20.

4 Тальская, М. Долги задушат /М. Тальская // Эксперт. – №32. – 2009. – С. 39.

5 Журавлев, С. Зима будет долгой / С. Журавлев // Эксперт. – №16. – 2009. – С. 24.

6 Тальская, М. Долги задушат /М. Тальская // Эксперт. – №32. – 2009. – С. 39.

7 Безумству храбрых // Эксперт. – №20. – 2009. – С. 17.

8 Журавлев, С. Очищающий и не очень / С. Журавлев, А. Ивантер // Эксперт. – №32. – 2009. – С. 43.

9 А.Ю. Юданов, Н.Н. Думная, Г.В. Колодня, В.В. Разумов, В.Е. Корольков «Опыт конкуренции в России. Причины успехов и неудач»

10 Примерно 30-40% компаний развиваются не по экспоненте.

11 Юданов, А. Гении национального бизнеса /А. Юданов. – Эксперт. – №16. – 2007. – С.38.

12 А.Ю. Юданов, Н.Н. Думная, Г.В. Колодня, В.В. Разумов, В.Е. Корольков «Опыт конкуренции в России. Причины успехов и неудач»
еще рефераты
Еще работы по разное