Лекция: Основные направления буддизма.

Буддийский пантеон объединяет множество богов как индийского происхождения (например, Брахма), так и пришедших из верований неиндийских народов, принявших буддизм. Две тенденции раннего буддизма, эволюционируя в ходе его распространения, оформились к началу нашей эры в два направления: «узкий» путь спасения — хинаяна и «широкий» — махаяна. Вообще буддизм никогда не был единой религией, в нем параллельно существовала много направлений (около 20). Но хинаяна и махаяна – основные.

1) Хинаяна: путь к спасению пролегал через членство в сангхе, через монашеское состояние; соответственно возрастала роль совершенствования в учении, коллективного знания; относительно простой была обрядность, менее значим и сложен пантеон; идеалом праведника является архат, т. е. человек, добившийся освобождения от всего мирского путем ухода в монашескую общину — сангху. Крайний аскетизм отличает обрядовую сторону хинаяны.

Своеобразие хинаяны, заключается в отсутствии в ней Абсолюта (Бога). Его место занимает закон кармы или дхармы, согласно которому в мире все происходит таким образом, что ни одно деяние в жизни не проходит бесследно. В результате каждая личность получает впоследствии то, что она заслужила своими прошлыми деяниями. Будда постиг истину бытия и своим жизненным путем и учением указал людям путь ко спасению, к освобождению от страданий.

Хинаяна видит единственное средство, при помощи которого можно добиться затухания инстинктов, страстей, жажды жизни, в воздержании от всякой деятельности, в равнодушии к жизни. Именно этим путем можно добиться умиротворения сознания личности, парализовать карму и избежать дальнейших перевоплощений. В известной степени можно уже в земной жизни подготовить себя к переходу в то состояние, которое наступает после смерти, когда уже нет желаний и воли, к нирване. Достичь такого состояния можно только безукоризненным выполнением предписаний восьмеричного пути, длительной концентрацией мыслей и медитацией. В противовес христианству достижение спасения мыслится как отключение всех страстей и чувств, отказ от любой активности, в том числе и религиозной.

Водоразделом между хинаяной и махаяной являются средства достижения спасения-нирваны, т. е. предполагаемый способ переправы через океан бытия, через «сансару», выход из круговорота бытия.

2) Махаяна: допускалась возможность спасения мирянина, в особенности под руководством сострадательного Бодхисаттвы (учителя, наставника, заступника, прошедшего весь путь к нирване или большую его часть); соответственно возрастала значимость молитвы, эмоциональной, иррациональной связи с высшими существами, обряда, усложнялся пантеон.
Если в III — I вв. до н.э. буддизм распространялся за пределами Индии в южном и юго-восточном направлениях в основном в форме учения хинаяны, то с рубежа нашей эры начинается его движение на север, северо-запад, а затем ж на северо-восток, причем в форме махаяны. Этому способствовало объединение на несколько веков в единой Кушанской державе Северной Индии, Средней и Центральной Азии. Именно через Центральную Азию буддизм проник на Дальний
Восток, где обрел вторую жизнь.

3) Ламаизм:

Название этого особого направления в буддизме, бытующеев европейских языках,
произошло от слова «лама» — названия монаха или жреца, основной фигуры в этом тибетском варианте буддизма ваджраяны. Синтез махаяны, ваджраяны и архаического добуддийского комплекса верований народов пригималайского региона был инициирован проповедниками из Индии и сложился в VII — XV вв. От махаяны унаследованы основы учения, религиозно-философские тексты. Короче, ламаизм вырос из ваджраяны

Ваджраяна:

или «буддийский тантризм» — особое направление, оформившееся в Индии в середине I тысячелетия н. э. и развивавшее идеи единства тела и Космоса, энергетического начала сущего. В нем была распространена йогическая практика, подчеркивалась роль озарения, утверждалась достижимость нирваны с помощью медитации. Проводник на этом пути (тантре) — наставник (гуру); пособие — эзотерические заклинания, тексты (мантры) или символы, образы (янтры); покровителем и охранителем последователя тантризма, антропоморфном символом его созерцания выступают идамы (низшая категория божественных существ, часто местные божества, включавшиеся в пантеон), легендарные проповедники буддизма и бодхисаттвы. Сложился культ воплощений — бодхисаттв. Развитие представлений о первооснове энергетического начала повлияло на складывание образа шакти — спутницы божества, его женской ипостаси. Чрезвычайно разросшийся пантеон, включивший и массу местных божеств, организовывался идеей об изначальном, первичном Ади-Будде, воплощающемся своими важнейшими качествами в троице: буддах Амитабхе, Вайрочане, Акшобхье. Добавление еще двух Будд создавало пятерку покровителей Вселенной, имевших многочисленные «семьи» и свиты: спутницы-шакти, духовные сыновья-бодхисаттвы, демоны-охранители и антиподы благих качеств будд — демоны-враги. Шакьямуни осмысливался как будда современной космической эпохи, будда Майтрея — как будущий будда, своеобразный мессия. Обожествлялись реальные деятели буддизма, особенно великий проповедник и маг Падмасамбхава (Гуру Римпоче — VIII в.). Сложилась сложная символика и иконография.

С VII в. ареалом распространения буддизма ваджраяны стал Тибет. Его успехи, становление собственно ламаизма связывают с именем Падмасамбхавы; благодаря ему и его ученикам к XI в. буддизм укоренился в Тибете. В разных местностях укрепились разные, так называемые «красношапочные» (нереформированные), направления. В XIV в. школа кадампа стала ареной реформаторской деятельности, которая привела к возникновению «желтошапочного» направления, ставшего вскоре
ведущим в стране. Глава — воплощение Авалокитешвары Далай-лама («лама-океан [мудрости ]» — монг. яз.), ставший в XVII в. духовным и светским главой Тибета, Именно этот, более строгий (в частности, с безбрачием ламства) ортодоксальный вариант ламаизма преобладал в Тибете и распространился к северу от него: в Монголию, Бурятию, Калмыкию. В районах распространения ламаизм монополизировал духовную жизнь, внедрялся в социальную структуру. Центром политической, ритуальной, культурной жизни стал монастырь с иерархически организованным ламством (ученики, послушники, монахи, настоятели, воплощенцы — «живые боги»). Лама был не столько монахом, сколько жрецом в общинном храме, исполняющий обряды, а также учителем, астрологом, прорицателем, лекарем, музыкантом и т.д. Именно обряд был основной целью ламаизма, способом вырваться из череды перерождений. Главным для верующего было накоплениезаслугчерез исполнение дхармы, почитание сангхи, вознесение молитв и очищение от скверны греховных поступков.

4) Чань-буддизм Буддизм махаяны проник в Китай в I в. н. э. и уже в период междоусобиц III — VI вв. получает значительное распространение, и развитие. В VI — VII вв. происходит распад ведущего направления китайского буддизма — чань- на северную и южную ветви. Северная ветвь вскоре полностью заглохнет, а в южной идеи автора «Сутры помоста Шестого патриарха» Хуэй-нэна (638 — 713) стали основой для последующего развития в ее китайском (чань) и японском (дзен) вариантах.

Согласно традиции, чань-буддизм в Китай принес легендарный буддийский проповедник Бодхидхарма.
Восприняв в качестве центральных категорий такие понятия буддийской философии, как шунья (пустота), нирвана, анатман (букв.- «не-Я») и др., основной упор в их постижении последователи чань делали не на логические и лингвистические, а на вневербальные средства (метод «внезапного озарения» — «сатори»). Для этого, кроме собственно медитации («чань», или «дхьяна»), активно использовались парадоксальные задачи (гун-ань), диалоги (вэнь-да), дыхательные и гимнастические упражнения (разработанные, например, в искусстве боевого единоборства), физическая работа и т. д. Просветления, как считалось, можно было достичь также анормальным («недостойным») поведением: громким хохотом, резким окликом и т.д. Многие специалисты считают чань ответом, реакцией традиционных направлений китайской общественной мысли на Интеллектуальный вызов индийского буддизма. В его учении фактически отвергаются канонические буддийские ценности: так, согласно чань, нирваны, озарения можно достичь лишь тогда, когда человек живет без цели (у синь) и без направленной деятельности (у вэй). В утверждении о непостижении истины в словах и знаках чань внешне сходится с даосизмом. И все же можно скорее говорить о влиянии именно буддизма на даосизм и всю китайскую религиозно-философскую традицию в целом, о ее ассимиляции в буддийской традиции, а не наоборот. Эпоха Суй-Тан (VI — X вв.) была в Китае периодом наивысшего
расцвета буддизма. Буддизм два раза объявлялся гос. религией, но потом отменялся. Причина – постоянная борьба трех основных религигий Китая: буддизма, даосизма и конфуцианства. В последующем он выступал в качестве оппозиционного официальному конфуцианству учения. Чань-буддизм распространен в Корее, Вьетнаме, Японии, довольно успешно распространяется в настоящее время в странах Запада.

еще рефераты
Еще работы по истории