Лекция: Критика русских духовных традиций в трудах преп. Максима Грека.

Сочинения Максима Грека, делятся:

I. Экзегетические,

II. пПолемико-богословские — против латинян, лютеран, магометан, иудеев (жидовствующих), армян и язычников («эллинские прелести»)

III. Нравственно-обличительные-отрицательные явления тогдашней жизни — от лихоимства властей до половой распущенности, от веры в астрологию до ростовщичества. Многие мысли Максима легли в основание постановлений Стоглавого собора: таковы главы об исправлении книг, о презрении бедных, об общественных пороках, о любостяжании духовенства; лишь в вопросе о монастырских вотчинах собор принял сторону иосифлян.

Он явл.сторонником воззрений Нила Сорского и «заволжских старцев»

Его проповедь о безусловной иноческой нестяжательности была принята за хуление всех русских подвижников, допускавших для своих монастырей владение вотчинами. Наконец, Максим сам признал на соборе, что сомневается в автокефальности русской Ц.

Труды:Произведения доказывающие недопустимость монаст. землевладения; «Слово душеполезно зело внимающим ему»; «Сословие имен по аз, веди о святых боуших в святцах о толклковании славянского языка»; «Толкование именам по алфавиту».

 

25. Кризис уставного благочестия в 17-18 вв. Свт. Димитрий Ростовский (+ 1711).

Св. Димитрий внутренне русский святой, несмотря на жизнь в Вильно, на Украине. «Руно орошенное» — посвящ. Черниговской иконе БМ (рассказ о «Нечаянной радости»). Собрание житий святых – около 20 лет, многое переведено у католиков («Акты святых» общества болландистов), связаны с Минеей, есть параллели с канонами.

Бессеребренник. С симпатией относился к Петру (взаимно), в конце жизни примкнул к партии царевича Алексея. Устраивает внесословную школу. В 1701 назначен митр. Сибирским, но из-за болезни долго не едет, тогда назначают в Ростов. Устраивает там внесословную школу.

Ему было два видения: мчц. Варвары (сказала, что плохо молится) и мч. Ореста (расширил свое житие – про страдания). Хорошо чувствовал мистическую связь времен (даже дневник вел «от сотворения мира»). «Любовь и страдания неразрывны», «Мы своими страданиями исполняем страдания Христовы». Мученичество – неотъемлемая составляющая жизни христианина. Если жена иерея не причащается, он оскверняется от нее. Иерей имеет власть над чадом только во время исповеди. Обязанности пастыря: просвещать пасомых, быть печальником о страждущих, быть готовым к мученичеству.

Проповеди: на жен-мироновиц, на мч. Евстафия. Выделял особую роль Богородицы (пасет козлищ, соединяет Христа – главу с Телом – Церковью).

 

еще рефераты
Еще работы по истории