Шпаргалка: Авторское кино

В области исторического кино предпочитали работать крупнейшие мастера довоенного кинематографа, включая Дэвида Гриффита («Нетерпимость») и Сергея Эйзенштейна («Александр Невский», «Иван Грозный»). В 1950-е и 1960-е гг. корифеи авторского кино не раз переносили действие фильмов в аскетичную обстановку Средних веков, благо она предрасполагала к рефлексии на нравственные и религиозные темы («Сказки туманной луны после дождя», «Седьмая печать», «Андрей Рублёв»).

С точки зрения аккуратности исторической реконструкции в кино наметились два подхода. В 1970-е годы популярен был архивно-документальный подход Роберто Росселлини («Приход Людовика XIV к власти»), который достиг апофеоза в «Барри Линдоне» Стэнли Кубрика (1975). В 1990-е годы в моду вошло осовременивание исторических реалий, подчас неброское (как в «Королеве Марго» Патриса Шеро), но в отдельных случаях напрочь стирающее границы между периодами («Эдуард II» Дерека Джармена) или нарочито переписывающее исторические события (пример — сожжение Гитлера в парижском кинотеатре в «Бесславных ублюдках» Тарантино).

Фильм-биография — кинематографический жанр (или отдельное художественное произведение), повествующий о судьбе знаменитой, известной личности на протяжении всей жизни или в наиболее важные драматические её моменты. В отличие от картин, основанных на подлинных событиях, или исторических фильмов, целью фильма-биографии является не хроникальное освещение случившихся фактов и событий, а влияние конкретной персоны на их исход.

В кинематографе СССР, со свойственными ему идеологической направленностью и воспитательными задачами[1][2], образ персоны в истории освещался с первых дней его становления.


 

Кадр из фильма
«Александр Невский», 1938 год

 

Представлены многочисленные оттенки образа вождей в Лениниане и Сталиниане, а также немногих царствующих особ, вклад в историю которых было принято считать позитивными — Пётр I, Ярослав Мудрый, Александр Невский[3]. Несмотря на политизированность и тенденциозность изложения биографических фактов[4], на высоком художественном уровне исполнены образы полководцев и военачальников: «Суворов», «Адмирал Ушаков», «Чапаев» и др. Важную роль в творчестве многих режиссёров занимали жизнеописания классиков российской литературы и искусства: А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, Андрей Рублёв и др.


Мировой кинематограф уделял не меньшее внимание роли личности в истории. Многочисленные фильмы посвящены Спартаку, Клеопатре, Чингисхану, Наполеону и огромному числу иных более или менее значимых персонажей.


 


Кадр из фильма

«Клеопатра», 1934 год

 

Американские кинематографисты отмечают всплеск интереса к биографическим фильмам в начале 1980-х годов, когда новые технологии создания фильмов и увеличение бюджетов позволяют режиссёрам более ярко воссоздать различные исторические периоды. Например, «Дочь шахтёра» (англ. Coal Miner's Daughter, 1980 год), «Бешеный бык» (англ. Raging Bull, 1980 год), «Огненные колесницы» (англ. Chariots of Fire, 1981 год), «Омар Мухтар» (англ. Lion of the Desert, 1981 год), «Красные» (англ. Reds, 1981 год), «Парни что надо» (англ. The Right Stuff, 1983 год) и др. В начале 2000-х годов в Голливуде вышел ряд биографических картин — «Человек на Луне» (англ. Man On The Moon, 1999 год), «Али» (англ. Ali, 2001 год), «Фрида» (англ. Frida, 2002 год), «Авиатор» (англ. the Aviator, 2004 год) и др. Поскольку изображаемые персонажи имеют историческое значение и изначально наделены определённой привлекательностью, в биографических фильмах с готовностью снимаются наиболее востребованные актёры и актрисы: Уилл Смит как Мухаммед Али в «Али», а Джим Керри как Энди Кауфман в «Человеке на Луне», Леонардо Ди Каприо как Говард Хьюз в «Авиаторе».


 


 

Традиционно биографические фильмы сосредотачиваются на уважаемых и исторически важных людях. Однако некоторые посвящены и неоднозначным фигурам: «Народ против Ларри Флинта» (англ. The People vs. Larry Flynt, 1996 год), «Кокаин» (англ. Blow, 2001 год), «Монстр» (англ. Monster, 2003 год) и т. д.

Большинство биографических фильмов — драмы, но некоторые соединяют в себе комедию, экшен и другие жанры.


Кадр из фильма

«Янки Дудл Денди», 1942 год

еще рефераты
Еще работы по истории