Лекция: Сирия и Ливан – колонии по мандату

 

С 1517 г. Сирия и Ливан входили в состав Оттоманской империи. В годы Первой мировой войны на судьбу этих территорий существенно повлияли события в Хиджазе – области на западе Аравийского полуострова. Формально Хиджазом управляли паши, назначаемые Стамбулом, а фактически – местные правители – шерифы Мекки из династии Хашимитов, считавшие себя родней пророка Мухаммеда.

В начале 1916 г. шериф Хусейн ибн Али вошел в сговор с британской разведкой и согласился сделать Хиджаз протекторатом Англии.

5 июня 1916 г. Хусейн провозгласил независимость Хиджаза, а себя – королем и начал боевые действия против турецких войск. В июле 1917 г. хиджазцы захватили порт Акаду, а 30 сентября 1918 г. – Дамаск.

Город был объявлен резиденцией независимого правительства всей Сирии, а в Бейруте была создана собственная арабская администрация. Все ответственные посты в обоих городах заняли выходцы из Сирии, имевшие опыт административной работы в Османской империи и в Египте. В июле 1919 г. администрации Дамаска и Бейрута направили своих представителей на Всеобщий сирийский конгресс, собравшийся в Дамаске. Там была принята резолюция, призывавшая к провозглашению полной независимости Сирии, созданию конституционной монархии во главе с Фейсалом и обеспечению прав меньшинств.

Между тем судьба Сирии и Ливана давно уже была решена. Еще в ноябре 1915 г. в Лондоне британский дипломат Марк Сайке и бывший французский генеральный консул в Бейруте Жорж Пико приступили к переговорам по разделу ближневосточных территорий – наследства Оттоманской империи. И уже в январе 1916 г. проект соглашения был готов. В английскую зону включались Месопотамия с Багдадом и Басрой, но без Мосула. Кроме того, Англия получала палестинские порты Хайфу и Акку. Во французскую зону включались Ливан, прибрежная часть Сирии (западнее линии Алеппо – Хомс), часть Восточной Анатолии, Малая Армения и Курдистан. Палестина (без Хайфы и Акки) должна была составить международную зону.

В январе 1916 г. русские войска начали наступление на Закавказском фронте. 3 (16) февраля они взяли Эрзерум, а затем Трапезунд, Эрзинджан и Битлис.

Опасаясь, как бы области Азиатской Турции, о разделе которых они сговорились, не оказались захвачены Россией, Франция и Англия решили немедленно согласовать свои планы с русским правительством, и уже в феврале 1916 г. Пико и Сайке выехали в Петроград. Памятной запиской английского и французского посольств в Петрограде от 25 февраля (9 марта) 1916 г. русскому правительству сообщалось содержание правительственного англо‑французского соглашения о разделе Азиатской Турции.

Соглашение между Россией и Францией о разделе Азиатской Турции было заключено 13 (26) апреля 1916 г. По этому соглашению Россия получала «области Эрзерума, Трапезунда, Ванна и Битлиса до подлежащего определению пункта на побережье Черного моря к западу от Трапезунда». Кроме того, ей отдавалась часть Курдистана, «расположенная к югу от Ванна и Битлиса, между Мушем, Сертом, течением Тигра, Джезире‑ибн‑Омаром, линией горных вершин, господствующих над Амадией», которая по плану Сайкса – Пико предназначалась Франции. Взамен этого Франция получала обусловленную часть Малой Армении. 26 апреля (9 мая) и 3 (16) мая 1916 г. состоялось соглашение между Францией и Англией – «соглашение Сайкса – Пико». 17 (30) мая 1916 г. Англия присоединилась к франко‑русскому соглашению о разделе Азиатской Турции.

 

План раздела Турецкой империи перед Первой мировой войной

На Ближнем Востоке о договоре Сайкса – Пико узнали лишь в конце ноября 1917 г. из… петроградских газет. По указанию Ленина прессе были переданы все тайные договоры Антанты, хранившиеся в сейфах на Певческом мосту.

Естественно, это вызвало бурные протесты в Сирии и Ливане. 30 сентября 1918 г. в Дамаске было создано правительство, лояльное королю Хусейну. Принц Фейсал (Файсал), сын Хусейна, отправился в начале 1919 г. на Версальскую конференцию.

В июне 1919 г. в Дамаске был созван Всеобщий сирийский конгресс, активно протестовавший против навязывания мандата Парижской мирной конференцией. В ноябре конгресс призвал народ к «защите отечества от французских оккупантов». Тогда же был образован Народный совет национальной обороны, в который вошли представители многих городов и областей, а также различных политических движений.

8 марта 1920 г. Сирийский национальный конгресс провозгласил независимость Сирии, а принца Фейсала – ее королем. В новое государство, помимо Сирии, Палестины и Ливана, были включены части Морской Месопотамии.

Англия и Франция были согласны на «условную независимость» Сирии и Месопотамии с тем, чтобы они некоторое время, не оговаривалось какое, имели статус «надмандатных территорий», то есть полуколоний западных держав. Ну а когда они «станут способными быть самостоятельными государствами, вот тогда и получат независимость».

19 – 26 апреля 1920 г. в итальянском городке Сан‑Ремо состоялась конференция по ситуации на Ближнем Востоке. В ней приняли участие британский премьер Ллойд‑Джордж, министр иностранных дел лорд Керзон, французский премьер‑министр Мильеран, а также итальянский премьер‑министр Франческо Нитти. Японию представлял посол Мацуи. От США в качестве наблюдателя присутствовал посол в Италии Джонсон.

Конференция утвердила мандат Англии на Месопотамию и Палестину. В спорном вопросе о Сирии Англия согласилась на оккупацию Внутренней Сирии Францией.

24 апреля генеральный секретарь французского министерства иностранных дел Вертело и глава Имперской нефтяной компании (Англия) Кедман подписали соглашение о нефти, которое 25 апреля было утверждено Ллойд‑Джорджем и Мильераном. Этим соглашением разрешалась нефтяная проблема на Ближнем Востоке, в Румынии, а также во французских и английских колониях. Англия удерживала за собой Мосул, но гарантировала Франции 25% будущей добычи мосульской нефти. Франция со своей стороны обещала обеспечить вывоз английской нефти через Сирию к Средиземному морю.

В июле 1920 г. 20‑тысячная французская армия двинулась на Дамаск. В битве у горного прохода Майсалун несколько сотен сирийцев во главе с полковником Юсуфом Азме погибли, закрывая собой путь к столице. Увы, король Фейсал капитулировал перед французскими войсками, разоружил армию и сдал Дамаск без боя. Но его «поступок» французы так и не оценили и после захвата Дамаска выслали Фейсала из страны. Французы не нуждались в арабском короле, к тому же тесно связанном с их британскими конкурентами.

Лондон ценил и Фейсала, и его отца, и в июле 1921 г. под давлением оккупационных войск временное иракское правительство провозгласило его королем. Замечу, что Фейсал I правил Ираком до самой своей смерти в сентябре 1933 г. А далее правили его сын Гази и внук Фесал II. Лишь 14 июля 1958 г. организация «Свободные офицеры» во главе с Абдель‑Керимом Касемом свергла правившую в Ираке почти 40 лет Хашимитскую династию. Сам Фейсал II был убит в ходе штурма его дворца.

После захвата Дамаска все арабские патриотические организации были разогнаны, а все политические партии Сирии запрещены. 9 августа 1920 г. французский военный суд приговорил к смертной казни 37 ведущих арабских политических деятелей. Тем же, кто успел эмигрировать, приговор был вынесен заочно.

Эмигрировали и многие рядовые члены национально‑освободительного движения, в основном в Каир. Там и возобновила свою работу Партия арабской независимости («Хизб аль‑истикляль аль‑арабий»), созданная как оппозиционная Фейсалу организация. Оставшиеся в Дамаске члены партии поддерживали с Каиром нелегальную связь, но до 1922 г. сами не вели никакой политической деятельности.

Несмотря на то что движение сопротивления было обезглавлено, на установление мандата народ ответил восстаниями. В августе 1920 г. начались крестьянские волнения в области Хауран, а в 1921 г. восстание охватило уже всю Северную Сирию. В апреле 1922 г. в Дамаске и других городах прошли бурные демонстрации. Этому новому всплеску борьбы способствовали судьбоносные внешние факторы – разгром интервенции в России, победа кемалистов в Турции и формальное провозглашение независимости Египта.

В сентябре 1921 г. Партия арабской независимости созвала конгресс для обсуждения судьбы региона после распада Оттоманской империи. Конгресс выработал требования, направленные в Лигу Наций: признание независимости и национального суверенитета Сирии, Ливана и Палестины; признание права этих стран объединиться под властью гражданского правительства, ответственного перед избранным народом парламентом, а также права на объединение с остальными арабскими странами в форме федерации; полная отмена мандата; эвакуация французских и английских войск из Сирии, Ливана и Палестины; отмена декларации Бальфура, открывавшей путь еврейской колонизации Палестины. Однако Лига Наций проигнорировала эти требования.

На конгрессе был избран постоянно действующий Исполком, работавший в Каире. Во время работы Генуэзской конференции (10 апреля – 19 мая 1922 г.) Исполком направил в Геную сирийско‑ливанскую делегацию с меморандумом, перечисляющим требования сирийского народа. Они были направлены против раздела страны, создания искусственных таможенных границ и барьеров, против режима капитуляций, инфляции, против передачи эмиссионных функций французскому частному банку.

В июле 1922 г. сирийско‑ливанская делегация отправилась в Лондон, где утвердился текст мандатов. Делегаты требовали, чтобы вопрос о политическом устройстве Сирии и Ливана был передан на рассмотрение их населения и чтобы Лига Наций перед окончательным решением судьбы этих стран выслушала их представителей. Но Совет Лиги Наций проигнорировал эти требования и утвердил текст мандатов, что немедленно было опротестовано сирийско‑ливанской делегацией. Повторный протест был оглашен в сентябре 1922 г. перед Ассамблеей Лиги Наций. Но Ассамблея утвердила мандаты.

Чтобы добиться желаемых результатов, Сирийско‑палестинский конгресс в ноябре 1922 г. направил свою делегацию на мирную конференцию в Лозанну, но делегатов туда даже не допустили. 24 июля 1923 г был заключен Лозаннский мирный договор между Турцией, с одной стороны, и Англией, Францией, Италией, Грецией, Румынией, Югославией и Японией – с другой. После этого Сирийско‑палестинский конгресс создал постоянную делегацию, с местопребыванием в Женеве для связи с Лигой Наций и правительствами других стран.

Когда мандаты на Сирию, Ливан и Палестину вступили в силу, Исполком Сирийско‑палестинского конгресса 4 октября 1923 г. заявил представителю Лиги Наций, что не принимает их как противоречащие букве и духу Устава Лиги. Мандатами, разработанными и одобренными без ведома населения Сирии, Ливана и Палестины, были реализованы тайные соглашения между западноевропейскими империалистическими державами. «Политика этих двух держав отнюдь не направлена к возрождению местного населения и к достижению им независимости. Напротив, эта политика собственника, бесконтрольно владеющего своей вещью. Условия мандата хуже условий, в которых находятся некоторые британские колонии, хотя Устав Лиги Наций определил, что эти страны (Сирия и Палестина) должны быть независимыми», – отмечалось в меморандуме Исполкома. Исполком просил Лигу пересмотреть свое решение, но напрасно – все протесты и требования делегации в Женеве ни разу не ставились Лигой Наций даже на обсуждение.

Французские власти в Сирии попытались подавить арабское национальное движение, используя принцип «разделяй и властвуй». Они активно укрепляли позиции религиозных меньшинств и содействовали распрям на конфессиональной почве. Маронитский район в Горном Ливане был расширен путем присоединения к нему долины Бекаа, населенной в основном мусульманами, а также и городов Триполи, Бейрут, Сайда и Сур (Тир). Остальная часть Сирии была разбита на 5 полуавтономных единиц: Дамаск, Халеб, Латакию (область алавитов), Джебель‑эд‑Друз (область друзов) и Александретту (ныне Искандерун, передан Турции в 1939 г.). А на крайнем северо‑востоке страны, в районе Ракки и Дейр‑эз‑Зора, был выделен отдельный округ, управлявшийся непосредственно из центра. Политическими делами этих территорий ведал верховный комиссар в Дамаске, назначавший всех правительственных и местных чиновников и отвечавший за режим чрезвычайного положения, введенного в 1920 г.

Французская администрация в борьбе с арабскими националистами пыталась опереться на национальные или религиозные меньшинства, проживавшие на территории Сирии. Подавляющее большинство населения Сирии, около 90%, исповедовали ислам. Среди мусульман около 70% приходилось на суннитов.

Сунниты видели во французах врагов ислама. Шииты придерживались того же мнения, а кроме того, были категорически против включения районов, населенных шиитами, в состав Ливана.

Друзы – мусульманская секта, близкая к исмаилитам, самоназвание «Муваххидун», то есть единобожники, – тоже выступили против французских колонизаторов и ориентировались на Англию.

Самой надежной опорой французов в Сирии были христиане – католики и униаты, и в первую очередь марониты. Марониты – последователи монаха Марона Пустынника, жившего в Ливане в V веке н. э. В конце VII века они капитально рассорились с константинопольским патриархом и выбрали своего патриарха. После прихода крестоносцев в 1182 г. марониты заявили о «единстве» с католицизмом. Причем многие марониты уверены, что их церковь никогда не порывала с Римом.

Интересно отношение к французам православного Антиохийского патриархата. С VII века патриархами его были греки. Однако в 1898 г. русские дипломаты при содействии Императорского Православного Палестинского общества сумели добиться избрания на патриарший престол этнического араба, уроженца Сирии. Кстати, с тех пор патриархами избираются только арабы. С 1908 по 1914 г. Антиохийская патриархия ежегодно получала по 30 тысяч рублей из личных средств императора Николая II.

Замечу, что в 1923 – 1924 гг., когда турки проводили депортацию греческого населения, православные арабы из Киликии, Шанлыурфа и Мардина за компанию были высланы из Республики Турция в Сирию. Напрасны были вопли: «Мы – арабы, а не греки!» Замечу, что и греки проводили с 1828 по 1924 г. массовые депортации турок не по национальному, а по конфессиональному принципу. В итоге из Греческого государства были насильственно выселены сотни тысяч этнических греков, исповедовавших ислам.

В начале 1920 г. православные сирийцы во главе с патриархом Антиохийским Григорием IV (в миру Гантос Георгий Хаддад) активно поддерживали короля Фейсала. А позже выступали против французских властей и католического прозелитизма в Сирии.

В январе 1933 г. на кафедру в Дамаске был избран новый патриарх Александр III, который выступил в поддержку арабских националистов. Любопытно, что Александр III учился в Киевской духовной академии, свободно говорил по‑русски и часто бывал в СССР. А в июне 1941 г. патриарх Александр III обратился к христианам всего мира с призывом поддержать СССР в его войне с Германией.

Забегая немного вперед, скажу, что после 1945 г. антиохийские патриархи вновь стали получать материальную помощь из России. Так, в 1947 г. в ходе поездки на Ближний Восток делегации Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Григорием (Чуновым) патриархам Антиохийскому и Иерусалимскому было лично передано по 25 и 35 тысяч долларов США, что тогда составляло немалую сумму. А в 1948 г. Антиохийской церкви были возвращены здания ее московского подворья.

Но я немного отвлекся, и теперь вновь вернемся в 20‑е гг. XX века в многоконфессиональную Сирию. Французские власти еще до 1920 г. пытались заигрывать в Сирии с любопытной сектой алавитов (нусайритов).

Алавизм можно считать отдельной религией, хотя некоторые ученые относят алавитов к крайним шиитам. Считается, что движение алавитов было основано имамом Абу Шауибом Мухаммадом Ибн Нусайром, умершим в Басре в 883 г. В основе учения алавитов – представление о «Вечной Троице»: Али – Мухаммад – аль‑Фарси. Али – Божественный смысл. Мухаммад – имя отражения Бога, аль‑Фраси – Врата Бога. Алавиты почитают пророка Ису (Христа) и христианских апостолов, празднуют Рождество и Пасху.

С начала XX века и по сей день численность алавитов оценивается как 10% от общего населения Сирии. В ходе Египетского похода генерала Бонапарта алавиты (до тысячи человек) активно помогали французам при осаде Акко.

Происхождение алавитов спорно. Так, армянские историки считают алавитов потомками армян из Киликийского царства, погибшего в 1375 г. В свою очередь, французские власти уделяли алавитам больше внимания, считая возможным сделать алавитский район главной базой своей колониальной политики. Одновременно в районы компактного проживания алавитов были направлены сотни французских миссионеров, в задачу которых входило убедить алавитов в их религиозной исключительности и создать в их среде сепаратистские настроения. Опираясь на элементы христианства в алавизме, миссионеры доказывали, что алавиты – потомки крестоносцев, а их мировоззрение базируется на христианстве. Но, несмотря на все усилия французов завоевать симпатии алавитов, их отношения поначалу складывались неблагоприятным для колонизаторов образом.

Тем не менее 31 августа 1920 г. французы создали «автономную территорию алвитов», 12 июня 1922 г. это территориально‑административное образование получило название «Государство алавитов». Алавитское государство состояло из двух бывших санджаков – Латакийский (области Латакия, Джебле, Банияс, Масьяф, Хафера) и Туртусский (области Тартус, Сафита, Телль‑ Калях), имело собственный флаг в виде полотнища белого цвета с желтым солнцем в средней части и четырьмя красными углами. Население Государства алавитов насчитывало 278 тысяч человек, из которых алавитов было 176 тысяч, суннитов – 52 тысячи, христиан – 44,5 тысячи, исмаилитов – 4,5 тысячи. В 1930 г. Государство алавитов приняло свою конституцию.

Тем не менее 5 декабря 1936 г. Государство алавитов было присоединено к Сирии указом № 274 французских властей. Однако официально в Сирии алавиты были признаны мусульманами лишь в июле 1973 г. Дело в том, что алавиты в 1930 – 1960‑х гг. добились больших успехов в экономике и политике. А в марте 1971 г. президентом Сирии был избран алавит генерал Хафез Асад, отец нынешнего президента (на июнь 2012 г.). А по старым законам президентом страны мог быть только мусульманин. Так алавиты и попали в правоверные мусульмане. Но, увы, только в Сирии. Во многих арабских странах их таковыми не считают.

В 1920 – 1930‑х годах алавиты исправно служили в созданных французами туземных войсках – Сирийском легионе Левантийской армии. Численность армии в 1920‑х гг. колебалась от 15 до 20 тысяч человек.

Восстание друзов подтолкнуло Францию увеличить численность Левантийской армии до 30 тысяч человек, в том числе Сирийского легиона – до 5 тысяч человек. В 1930 г. легион насчитывал 13 тысяч человек, в том числе 319 офицеров, из которых 162 были сирийцами. Однако самый высокий чин, на который могли претендовать местные уроженцы, был майорский. Командный состав легиона готовился в специально созданном в 1920 г. в Дамаске училище, кадеты которого набирались в основном из курдов‑езидов, друзов, алавитов, армян и арабов‑христиан.

В 1924 г. на основе возникших ранее отдельных марксистских кружков создается Сирийская коммунистическая партия, объединившая в своих рядах коммунистов Сирии и Ливана. Под руководством компартии был проведен ряд политических мероприятий, в том числе первомайский митинг в Бейруте в 1925 г. В июле 1925 г. коммунисты начали издавать свой печатный орган – газету «Аль‑Инсанийя», но уже после выхода пятого номера власти ее закрыли.

18 июля 1925 г. началось восстание друзов под руководством Султана аль‑Атраша. Французские войска беспощадно сжигали деревни повстанцев и убивали мирных жителей. Чтобы запугать жителей Дамаска, французы погрузили тела расстрелянных повстанцев на верблюдов и провели этот «караван смерти» по улицам. Затем обнаженные тела убитых были выставлены на главной площади Дамаска.

Акция колонизаторов вызвала бурю возмущения мусульман всех конфессий. 18 октября 1925 г. весь Дамаск оказался во власти восставших. Французский верховный комиссар в Сирии Саррайль приказал начать артиллерийский обстрел города, длившийся двое суток. Бомбардировка такого большого города вызвала возмущение на всем арабском Востоке. Париж был вынужден отозвать Саррайля из Сирии.

К началу ноября 1925 г. в руках повстанцев находилась почти вся Сирия, за исключением крупных городов. Военные действия перекинулись и в Ливан. Там армия Зейда аль‑Атраша, брата вождя восстания, заняла несколько крупных населенных пунктов. Рабочие Бейрута в поддержку повстанцам организовали стачки и забастовки.

Для подавления восстание французские власти решили посеять вражду между религиозными группировками, то есть превратить Ливан в «сирийскую Вандею», натравив части, сформированные из ливанских маронитов, на патриотов. Но эта провокация была успешно сорвана командованием повстанцев, призвавшим народные массы сплотиться в борьбе против колонизаторов. Был выдвинут лозунг: «Религия – для Бога, родина – для всех». Многие марониты даже вступали в партизан

Ливанский историк удивлялся: «Никто не помнит, чтобы в прошлом мусульмане и христиане или сунниты и шииты объединились и сформировали общий партизанский отряд, преследующий под руководством общего вождя общую цель. Понадобилась революция 1925 – 1926 гг., чтобы благодаря политическим взглядам, объединявшим большую часть населения, образовать смешанные партизанские отряды. Только сельская маронитская буржуазия пошла в контрреволюционные «отряды христианской обороны»».

В ноябре 1925 г. новым французским верховным комиссаром был назначен де Жувенель. Полученная им инструкция предписывала изменить тактику, и он начал переговоры с Исполкомом Сирийско‑палестинского конгресса. Конгресс предложил де Жувенелю следующие условия прекращения борьбы: 1) отмена мандата и признание полной независимости Сирии, вступление Сирии в Лигу Наций; 2) предоставление Ливану по желанию его населения права иметь собственное правительство; 3) система правления должна быть определена свободно избранным Учредительным собранием; 4) между Францией и Сирией будет заключен равноправный договор сроком на 30 лет.

По условиям договора, если не будет возражений со стороны ливанского правительства, Франция сохранит в Ливане свои оккупационные войска и военно‑морскую базу, французские офицеры будут обучать сирийскую национальную армию. Между Францией и Сирией будет заключен военный союз, и Франция в случае войны получит возможность использовать сирийскую армию. Французскому капиталу будет обеспечено господствующее положение в экономике Сирии, которая обязуется получать займы только во Франции, развивать свои экономические ресурсы только с помощью французского капитала, приглашать иностранных специалистов только из Франции. Французы в целом отвергли эти условия. Однако в мае 1926 г. де Жувенель сформировал сирийское национальное правительство, в которое вошли и представители «Хизб аш‑Шааб». Верховный комиссар обещал объединить Сирию, созвать Учредительное собрание для выработки конституции, заключить франко‑сирийский договор, провести всеобщую амнистию, сформировать национальную армию и т. д., но обещаний своих не выполнил. В знак протеста члены кабинета от «Хизб аш‑Шааб» ушли в отставку, а через три дня они были арестованы и сосланы.

Французские власти по‑прежнему не оставляли надежды расколоть национально‑освободительное движение. Так, в 1926 г. они «даровали» Ливану республиканскую конституцию. В стране были созданы правительство и двухпалатный парламент. Однако такие важные прерогативы, как внешние сношения и военные вопросы, оставались в компетенции Франции. Любое решение ливанского правительства могло быть отменено верховным комиссаром.

В 1935 г. французские власти одобрили новый закон о труде, ограничивавший перечень профессий, представителям которых разрешалось объединяться в профсоюзы. Этим законом рабочие синдикаты ставились под жесткий контроль государства. В ответ на это по стране прокатилась вторая волна выступлений. В 1936 г. профсоюзы Дамаска объединились в единый тред‑юнион, а еще через два года в Дамаске, Халебе и Хомсе образовали Всеобщую федерацию профсоюзов.

Выступления трудящихся способствовали принятию Национальным блоком в январе 1936 г. «Национального пакта», в котором опять поднимался вопрос о провозглашении независимости и подготовке проекта новой конституции.

Опубликование этого пакта совпало с пятидесятидневной всеобщей забастовкой, парализовавшей деятельность рынков, школ, коммунальных служб и фабрик по всей стране. Французские власти тщетно пытались подавить забастовку, и верховный комиссар был вынужден начать переговоры с Национальным блоком. Результатом переговоров стал договор, по которому де‑юре признавалась независимость Сирии и созывался новый парламент, но одновременно подтверждались и широкие права французов в военной и экономической областях.

На выборах в ноябре 1936 г. Хашим аль‑Атаси был избран президентом страны, а большинство мандатов в парламенте получил Национальный блок.

Серьезные проблемы для французской администрации в Сирии с начала 1920‑х гг. создавались Александреттским саджаком. В 1920 – 1925 гг. Александреттский саджак входил в состав государства Алеппо, а затем Сирии. Значительная часть населения саджака состояла из этнических турок.

Президент Турции Мустафа Кемаль, выступая 15 марта 1923 г. в Адане, заявил, что «саджак всегда был турецким и не может оставаться в чужих руках».

В 1936 г. Мустафа Кемаль, который получил титул Ататюрка – отца турков, придумал новое название Александреттскому саджаку – Хатай – и поднял в Лиге Наций «Хатайский вопрос». В результате Франция согласилась дать Хатаю статус автономного саджака в составе Сирии.

Саджак был оставлен в составе Сирии, но получил, как того требовал Ататюрк, полную независимость в своих внутренних делах, а во внешних делах – право добиваться через органы Лиги Наций отклонения или заключения Сирией тех или иных затрагивающих интересы округа международных соглашений. В округе сохранились общие с Сирией таможенная и валютная системы. Турция получила одинаковое с Сирией право пользоваться портом Александреттой. Официальными языками в округе объявлялись турецкий и арабский. Над округом устанавливался контроль Лиги Наций, осуществляемый делегатом Лиги – французом, наблюдающим за нерушимостью его статута и основного закона. Франция и Турция обещали гарантировать территориальную неприкосновенность округа и принять совместные меры для ограждения его от всякой агрессии.

В середине 1938 г. прошли выборы в Законодательную ассамблею Хатая. Из 40 мест 22 получили турки, 9 – алавиты, 5 – армяне, 2 – арабы‑сунниты, 2 – православные арабы.

Успех турок на выборах предопределялся не столько числом этнических турок в санджаке, сколько давлением турецких войск, при попустительстве Франции. Фактически же этнических турок в саджаке проживало не более 40%.

В нарушение всех соглашений хатайская Законодательная ассамблея 6 февраля 1939 г. приняла все турецкие законы, а 13 марта сделала турецкую лиру денежной единицей Хатая.

Окончательное присоединение округа к Турции было оформлено франко‑турецким соглашением, подписанным в Анкаре 19 июня 1939 г. французским послом Массигли и турецким министром иностранных дел Сараджоглу. Город Александретту турки переименовали в Искандерун.

Сирия так никогда, по крайней мере до июня 2012 г., не признала отторжения от нее Александреттского саджака.

Ряд современных отечественных историков утверждают, что французы передали Хатай туркам, дабы обеспечить нейтралитет Турции во Второй мировой войне. На самом деле турки смертельно боялись вступать в войну, прекрасно понимая, что при любом исходе их выкинут из Проливной зоны. Ну а французское правительство ни в 1938‑м, ни в начале 1939 г. вообще не планировало близкого начала войны и тем более какого‑либо участия в ней Турции.

 

 

еще рефераты
Еще работы по иностранным языкам