Лекция: Поучение второе на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, месяца октября, в 1 день

 

Православные слушатели!

Праведнейший Воздаятель «каждому по де­лам его» (Мф. 16, 27), когда захотел казнить весь мир водами потопа, оставил одно средст­во спасения для всех видов животных, — Но­ев ковчег. И всякий, кто не находился в нем, погиб в водах, все же вошедшее в ковчег к па­триарху Ною спаслось от потопления. Подоб­ным образом тот же Судия Нелицемерный, умыслив наказать грешников после кончины мира потопом огненным, дал единое превос­ходнейшее прибежище для спасения всему Роду человеческому —Пречистую Деву Ма­рию, ныне простирающую над нами омофор милосердия Своего. И каждый прибегающий под Ее покров может получить спасение. Не желающий же прибегнуть под этот покров бу­дет погружен в вечноогненное озеро вместе с проклятыми дьяволами.

Когда Моисей Боговидец, вождь богоизб­ранный, должен был перевести израильских людей через пучину Чермного моря и имел позади себя гонителя фараона со многими вооруженными полками, он получил от Все­могущего Бога в защиту облако, столь чудо­действенное, что одновременно оно было и светлым, и темным. Было светлым для людей израилевых и темным для неверных египтян, одним служило для перехода через морскую пучину, а другим служило препятствием к гонительству. Это облако чудесно изменялось и сообразно нуждам людей израильских, ибо ночью оно было огневидным для освещения, а днем защищало от зноя для прохлады. Вме­сте с тем оно путеводствовало их к земле обе­тованной, ибо когда оно двигалось, двигались и полки израильские, когда же стояло, стояли и люди.

Подобным образом и мы, новый Израиль, имеем мысленное облако, данное нам Богом в защиту и помощь, имеем Пресвятую и Преблагословенную Деву Марию, явившуюся ныне на воздухе, Которая для нас, нового Израиля, — Вождь для избежания Чермного моря, огня геенского.

Это облако просвещает нас Божией благо­датью и помрачает силой Своей Божественной гонителя, гееннского фараона, чтобы он не мог догнать и погрузить нас в пучину; светит нам в ночи греховной, как луна в ночи естест­венной, чтобы мы не уклонились с пути к земле обетованной в пустыню вечной погибе­ли; осеняет нас Своим покровом во время зноя праведного гнева Божия, чтобы ярость Его не попалила нас.

Пресвятая Дева — наш Вождь в Иеруса­лим небесный, ибо как орел, побуждая птен­цов своих летать, взлетает вверх над ними, так и Она, взывая и возвышая сердца наши к высоте небесной, Сама благоволила ныне явиться над нами в высоте на воздухе. Нам же подобает только стоять или двигаться тогда, когда Она стоит или движется, и как Она привыкла стоять на стенах всяческих добро­детелей, душевных и телесных, так и нам по­добает вставать и держаться на тех же стенах. Движение же Ее всегда было «от силы в силу» (Пс. 83, 8), от добродетели к добродетели, от заслуги к заслуге, от земного к небесному, от дольнего к горнему, из удела смирения на го­ру любви и богомыслия.

Подобает и нам подражать и следовать Ей, по мере сил наших, восходя от земных мудр­ствований к небесным, если мы исполнены желания войти в землю обетованную. Пророк Ездра, получив от царя Кира письмо о свободе, дарованной роду израильскому для переселения из Вавилона и всей земли Персидской и Мидийской в Отечество, в землю Иерусалим­скую, озаботился огласить ее пред всеми сы­нами израилевыми. Точно так же и Пресвятая Дева Мария, исходатайствовав нам, новому Израилю, Своими мольбами и заслугами у Кира Всемирного, Господа всей вселенной, свободное возвращение из земного изгнания в Отечество рая небесного, из этого Вавилона в горний Иерусалим, являет ныне в храме Влахернском честный омофор Свой, извещая тем, что каждый может свободно возвратиться под ним в Отечество небесного Сиона, хотя бы он и заточен был в самую далекую страну беззаконий.

Итак, братие, поспешим к сему Ее Боже­ственному покрову, с умилением восклицая: «Под кров Твой прибегаем, Богородице Дево! Молитв наших не презри во обстоянии, но от бед избави нас, едина Чистая и Благословен­ная!»

Простирает над нами Преблагословенная Матерь пречистые Свои руки с омофором на воздухе, созывая под кров крыльев милости Своей, желая сохранить нас от врагов видимых и невидимых, как птица обычно созывает птенцов, простерши крылья и желая сохранить их от хищных птиц, а вместе и согреть их. Но я весьма боюсь, как бы Она не сказала о нас, новом Измаиле, то, что некогда Сын Ее и Бог говорил об Израиле ветхом: «Иерусалим, Иеру­салим, избивающий пророков и камнями побива­ющий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!»(Мф. 23, 37), — ибо многие из нас не хотят прибегать под кров крыльев Ее милосердия. Это — не кающиеся в своих грехах, не удаляю­щиеся от злобы мира сего и дел погибельных, служащие мамоне и чреву, повинующиеся страстям плоти и всем сердцем привязанные к миру сему.

Но хотя многие не желают притекать под Ее кров, Она простирает омофор Своего ми­лосердия для всех, желая принять к Себе и до­брых, и злых, и чистых, и нечистых, чтобы спасти всех, уподобляясь Ноеву ковчегу, в ко­тором спаслись и добрые, и злые, и чистые, и нечистые животные.

Пресвятая Богородица спасает злых и не­чистых, но только тогда, когда они уподобят­ся зверям в Ноевом ковчеге, переменившим свирепость на кротость, ибо там лев не убивал оленя, ястреб не терзал голубя, волк овцы и медведь коровы, но все пребывали в мире и кротости. Если подобно тому и злобствующие изменят свое злонравие на доброту, свирепость на кротость, вражду на мир, то они получат спасение под кровом святого Ее омофора от потопа гееннского и вечной погибели; иначе они будут изгнаны и погибнут.

Во времена, предшествующие новозавет­ным, мы находим четыре прибежища, спасав­шие людей от смерти. В законе естественном патриарх Ной с женой и чадами своими спас­ся от воды в ковчеге, а Лот с дочерьми своими спасся от огня на горе. В законе же Моисеевом находим еще два прибежища. Одно — скиния свидетельства или храм Божий, в котором спаслись Моисей и Аарон от народной ярости. Второе же — шесть городов левитских, назы­ваемых городами убежища, ибо всякий, слу­чайно убивший человека и убежавший в один из тех городов, не подлежал мщению мстите­лей за него.

Подобным образом и в Новом Завете име­ются четыре прибежища от гнева Божия. Первое — человечество Христово и страсти Его, как ковчег, ибо прибегающие сюда со слезами покаяния спасаются от потопления греховного. Второе — святые угодники Божий, как горы, ибо они, живя внизу, мудрствовали о небесном и, пребывая на земле плотью, ду­хом жили на небе, согласно словам Божест­венного Павла: «Наше же жительство — на не­бесах» (Флп. 3, 20). Восходящий на эти горы, притекающий с молитвой к святым Божиим, освобождается от огня гееннского.

Третье прибежище — Церковь, как скиния свидетельства. Ибо приходящий в нее через святое Крещение, истинное покаяние и прочие Божественные Таинства, получает спасение от вины за грех и от долга вечной смерти за всякие преступления. Четвертое — Пресвятая Дева Мария, как град убежища, ибо, прибега­ющие к Ней с сокрушением не только осво­бождаются из рук адского мучителя, но и спа­саются от самой десницы Бога и от меча гнева Его: из первых — непобедимой силой, от вто­рого — молитвой и заступничеством.

Защищает нас Пресвятая Богородица от врагов наших, видимых и невидимых. От ви­димых, когда дарует благочестивым Царям победу над супостатами и когда матерински защищает каждого от наветов лукавых людей. От невидимых, когда сохраняет от их коварств и сетей вражеских. Защищает Она нас от стрел супостатов Своим материнским по­кровом и угашает в нас стрелы телесного вос­пламенения, как Мать Сеятеля чистоты и Са­ма едина Чистая и Благословенная. Укрощает ветры гордости, как возлюбившая смирения, утоляет любоимение, как Нищелюбица, за­щищает от гнева Божия, как Мать милосер­дия, сохраняет от злых напастей, как Защит­ница. Поэтому, не медля, прибегнем все под омофор Ее милосердия, всегда простираемый над нами.

В книге пророчества Даниила, «мужа же­ланий» (Дан. 9, 23) повествуется, как царь На­вуходоносор видел в ночном видении некое большое дерево посреди земли, вершиной своей доходившее до неба, а шириной до кон­цов земли: листы его были прекрасны по ви­ду, и обильные плоды произрастали на нем, достаточные для напитания всех. На ветвях его гнездилось бесчисленное множество раз­ных птиц, под ним же обитали все звери и скоты, питавшиеся его плодами.

Иносказательно дерево то обозначало са­мого царя Навуходоносора, как истолковал это «муж желаний», но по мысли значение его может быть отнесено к Пречистой Деве Ма­рии, Которая есть древо, как жезл, проросший от корня Иесеева. Она есть безмерно великое древо, ибо высота Ее заслуг и чести превосхо­дит небеса и все Небесные Силы, широта же Ее славы простирается во все концы земли, по речению Самой Матери Божией: «Отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 48). И листья Ее покровительства весьма красивы, достаточны для покрытия всех притекающих к Ней и могут защитить как от зноя греховно­го, так и от гнева Божия. Плод Ее превосход­нейший, ибо о Нем сказано: «Благословен Плод чрева Твоего» (Лк. 1, 42). Но и само древо про­славлено ради Плода сего словами: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11, 27). Плод же — воплотившийся Бог — столь обилен, что для потребностей каждого достаточен и доброполезен.

Алчет ли кто, — Он есть Хлеб, как Сам поистине сказал о Себе: «Я есмь Хлеб жизни» (Ин. 6, 48).

Жаждет ли кто, — Он источник воды, пьющий из которого не возжаждет вовеки.

Болеет ли кто, — Он Врач Небесный.

Нищ ли кто, — Он сокровище неоскудеваюшее.

Печален ли кто, — Он Утешитель.

Горестно ли кому, — Он сладость.

Желает ли кто жить, — Он есть жизнь.

Умирает ли кто, — Он воскресение наше.

Для всех Он плод, добрый в снедь, ибо пи­тает и оживотворяет всех верных пресвятым Телом Своим и животворящей Кровью в Бо­жественных Тайнах.

В ветвях благодати этого дерева, как птицы небесные, почивают все святые и праведные, ибо спасаются ходатайством Ее. Под ветвями же жительствуют все звери и скоты, все греш­ники, которые по Ее заступничеству пребыва­ют неистребленными праведным наказанием Божиим, которые поскольку совершают гре­хи, постольку становятся зверями, превраща­ются в скотов не по существу, а по нравам. Потому-то хищники обычно называются вол­ками, злобные — псами, хитрые — лисами, жестокие — львами, трусливые — зайцами, ленивые — ослами, а грязные — свиньями. О таком превращении Псаломник говорит: «Но человек, будучи в чести, не уразумел сего, сравнялся с несмысленными скотами и уподо­бился им» (Пс. 48, 13).

Эти звери и скоты под ветвями сего мыс­ленного дерева, под покровом и защитой Пресвятой Девы Марии живут, не погибая в мире сем, но не для того, чтобы они попали в руки ловцов геенских, а для того, чтобы, от­ложив дикость и зверские нравы, вновь об­леклись в добрый вид нравов человеческих, чтобы, оставив смрадную шерсть козлиную, обросли шерстью агнцев, чтобы вечно пребы­ли в стаде Христовом, на Его небесных паст­бищах: здесь на пастбищах слова и благодати, там же на ниве вечной славы.

В противном случае, подобно тому, как рыбаки, взяв из своих сетей годных рыб, вы­брасывают из них жаб и змей на попрание ногами, и неисправившиеся грешники будут извержены из-под покрова Пресвятой Девы. И как пастырь отлучает козлищ от овец, так и Христос Господь в день праведного Суда Своего отделит злых от добрых, скотов от лю­дей, и злых ввергнет в огонь вечный, как пле­велы на сожжение, а добрых введет в жизнь вечную, как пшеницу в житницу небесную. Не дикое и не лесное это древо, а мысленное и словесное, и потому всегда покровительст­вует зверям словесным, то есть людям, в ис­тинном разуме пребывающим; зверствующих же непременно изгоняет из-под своего по­крова.

Поэтому всякий желающий почивать под сенью сего древа да отложит, как бы кожу ди­кого зверя, «ветхого человека» и «облечется в ново­го, обновляемого духом» (Еф. 4, 22—23). Всякий, желающий вселиться в этом городе убежища, пусть бежит в него путем покаяния. Каждый, желающий быть покрытым омофором заступ­ничества Божией Матери, пусть прибегает немедля под кров крыл Ее. Ибо как птица прикрывает своими крыльями яйца, чтобы вывести из них птенцов, так и Она распрости­рает над нами крылья милосердия Своего, чтобы превратить зверство наше в человече­ство, чтобы возродить нас в чад Своих и Бо­жиих, и чтобы через это сделать нас наслед­никами царства Божия и сонаследниками Христа, Которому подобает честь и поклоне­ние со Безначальным Его Отцом и со Пресвя­тым, и Благим, и Животворящим Духом ныне, и в бесконечные веки. Аминь.

 

еще рефераты
Еще работы по истории